Решение №04/7576/24 принятое по жалобе физического лица от 25 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

<...>

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» марта 2024

В полном объеме решение изготовлено «25» марта 2024 Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

<...> – начальника отдела контроля торгов органов власти, председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии.

В присутствии посредством видеоконференцсвязи <...> (далее — Заявитель).

В отсутствие Владимирова Т.А. (далее – Организатор торгов, Финансовый управляющий), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания комиссии.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу <...>, поступившую из Федеральной антимонопольной службы России (исх. №04/20735/24 от 13.03.2024, вх. №6507-ЭП/24 от 14.03.2024) на действия Организатора торгов – Финансового управляющего Владимирова Т.А. при организации и проведении торгов посредством публичного предложения (извещение размещено на сайте оператора электронной площадки https://bankrot.cdtrf.ru/ №208062 и на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ №13664271, лот №1), документы и сведения по торгам, представленные сторонами,

УСТАНОВИЛА:

Извещение №208062 опубликовано на сайте оператора электронной площадки https://bankrot.cdtrf.ru/ (далее — ОЭП) и на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru/ №13664271, лот №1 (далее — ЕФРСБ).

Предметом торгов является:

Лот №1 Земельный участок, площадь 400 кв.м. Адрес: Россия, обл Волгоградская, р-н Городищенский, Городище, Малая, дом 14. Кадастровый (условный) номер: 34:03:120006:4184. Находится в совместной собственности. Сособственник отказался от преимущественного права выкупа.

Начальная цена: 234 000.00 руб.

Размер задатка: 10% от начальной цены периода, в котором подана заявка.

Величина снижения начальной цены (шаг снижения): 25 % от начальной цены реализации имущества.

Дата и время начала подачи заявок: 15.02.2024 12:00

Дата и время окончания подачи заявок: 05.03.2024 16:00

Дата и время торгов: 06.03.2024 15:00

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов в части отклонения заявки на участие в процедуре.

В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данных торгов, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

По смыслу положений Закона о несостоятельности задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 14.11.2023 № ГМ/94718/23, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Законом о несостоятельности, а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Приказ).

В силу пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности в сообщении о продаже предприятия должны содержаться: порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия, а также размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

В силу пункта 12 статьи 110 Закона о несостоятельности решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

В соответствии с пунктом 2.1. Приказа №495 для обеспечения возможности использования электронной площадки заинтересованным лицом оператор электронной площадки проводит его регистрацию на электронной площадке.

В соответствии с пунктом 6.1. Приказа №495 в открытых торгах могут принимать участие только лица, признанные участниками торгов.

В силу абзаца 2 пункта 7, пункта 20 статьи 110 Закона о несостоятельности и раздела 2 Приказа №495 участие в торгах могут принять лица, зарегистрированные на данной площадке в установленном законодательством порядке.

Информация о торгах опубликована 13.02.2024 на сайте ЕФРСБ сообщением №13664271 и на сайте ОЭП - №208062.

Заявитель в жалобе указывает, что 05.03.2024 Заявитель подал заявку на участие в данных торгах, содержащую всю необходимую информацию, предусмотренную действующим законодательством. Дополнительно к заявке был приложен документ, подтверждающий оплату задатка Заявителем.

06.03.2024 в 10:44 Организатор торгов рассмотрел заявку Заявителя и принял решение об отказе в допуске Заявителя к торгам. В качестве причины отказа Организатор торгов указал: «1) представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или сведения, содержащиеся в них, недостоверны, а именно не приложены документы, удостоверяющие личность 2) поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено в установленный для этого срок».

06.03.2024 в 10:46 Организатор торгов составил Протокол об определении участников торгов №208062 за период с 01.03.2024 12:00 по 05.03.2024 16:00согласно которому Заявителю было отказано в приеме заявки.

06.03.2024 года в 10:47 Организатор торгов составил Протокол о результатах проведения торгов №208062, которым признал торги несостоявшимися, поскольку к участию в торгах не был допущен ни один участник.

Согласно пункту 11 статьи 110 Закона о несостоятельности заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

Комиссия, изучив представленную заявку, установила, что заявка содержит в себе все необходимые сведения, предусмотренные действующим законодательством. Представление документа, подтверждающего личность не предусмотрено пунктом 11 статьи 110 Закона о несостоятельности.

Организатор торгов в письменных пояснениях указывает, что оплата задатка Заявителем была произведена 05.03.2024 в 15:47, что подтверждается чеком, то есть за 13 минут до окончания приема заявок на периоде. В связи с этим, на дату окончания приема заявок, составления протокола об определении участников торгов, у Организатора торгов отсутствовало подтверждение поступления задатка на счет Оператора электронной площадки.

06.03.2024 в 12:11 после подведения итогов торгов от Оператора электронной площадки на электронную почту Организатора торгов поступило подтверждения поступления задатка.

Организатор торгов в письменных пояснениях указывает, что согласен с неправомерным отказом в допуске Заявителя к торгам.

Из системного толкования положений статей 110, 139 Закона о несостоятельности следует, что целью проведения торгов в форме публичного предложения является выявление реальной возможности продажи имущества должника по максимально возможной цене на конкурентной основе. Торги в форме публичного предложения проводятся в случае, если несостоявшимися признаны первые двое торгов в форме аукциона, что уже свидетельствует об отсутствии спроса на продаваемое имущество.

По смыслу положений Закона о несостоятельности задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами. Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Допущенное Организатором торгов нарушение Закона о несостоятельности привело к тому, что Заявитель не реализовал свое право на участие в рассматриваемых торгах, а установленное нарушение порядка проведения торгов привело к недопущению, устранению, ограничению конкуренции в рамках проводимых торгов.

В рассматриваемом случае, принимая во внимание вышеописанные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о наличии в рассматриваемых действиях организатора торгов нарушения пункта 12 статьи 110 Закона о несостоятельности в части неправомерного отказа в допуске к участию в торгах.

В связи с чем, довод жалобы Заявителя признается Комиссией обоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Комиссия отмечает, что Организатором торгов в составе представленных документов договор купли-продажи, заключенный по результатам торгов не представлен, а также на сайте ЕФРСБ и на сайте торгов, сведения о заключении договора купли-продажи отсутствуют.

Учитывая тот факт, что договор по результатам торгов не был заключен, Комиссия, руководствуясь принципом максимального удовлетворения требований кредиторов, пришла к выводу о необходимости выдачи Организатору торгов предписания

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу <...> обоснованной.

  2. Признать в действиях Организатора торгов – Финансового управляющего Владимирова Т.А. нарушение пункта 12 статьи 110 Закона о несостоятельности.

  3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны