Решение №78/37625/19 Т02-692/19 по жалобе Северо-Западного филиала ФГУП «УВО Минт... от 18 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-692/19

13 ноября 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от АО «ПП СПб «Морской фасад» (далее – Организатор торгов); от Северо-Западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» (далее — Заявитель);

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 01.11.2019 вх. № 32390/19) Северо-Западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» на действия Организатора торгов АО «ПП СПб «Морской фасад» при организации и проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (Морской вокзал) (извещение № 31908411164), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

17 октября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908411164 о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (Морской вокзал) (далее – Закупка), включая документацию о закупке у единственного поставщика (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ПП СПб «Морской фасад» (далее – Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

200 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

17.10.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

Не установлено

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

Не установлено

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Не установлено

 

2. Заявитель обжалует неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном выборе способа проведения процедуры Закупки путем закупки у единственного поставщика в нарушение условий Положения о закупках.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «ПП СПб «Морской фасад» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу Северо-Западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/36375/19 от 07.11.2019, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/36375/19 от 07.11.2019 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно ст. 3.6 Закона № 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

На основании пп. 2 п. 1.7 Положения о закупках неконкурентная закупка — закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным пп. 1 п 1.7 Положения о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя/подрядчика) устанавливаются Положением о закупках.

Пунктом 10.1 Положения о закупках установлено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя/подрядчика) - форма закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю/подрядчику).

Как следует из пп. 2 п. 10.2 Положения о закупках, заказчик вправе провести закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями. Государственными унитарными предприятиями, региональными подразделениями государственных служб, ведомств и министерств Россиской Федерации, государственными региональными центрами, государственными научными центрами, полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами объекта Российской Федерации, а так же стоимость работ или услуг которых определяется государственными расценками.

Согласно извещению о проведении процедуры Закупки (далее — Извещение) предметом договора является оказание услуг по проведению аттестации сил обеспечения транспортной безопасности АО «ПП СПб МФ» в соответствии с Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172 (далее — Правила).

Также Извещением установлено, что основанием для проведения процедуры Закупки путем закупки у единственного поставщика является пп. 2 п. 10.2 Положения о закупках.

Заявитель в жалобе указывает на то, что заявленный в проводимой процедуре Закупки предмет договора «Договор оказания услуг по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (Морской вокзал)» не является видом услуг, оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти или подведомственными им госучреждениями, так как согласно п.п. 5, 6 Правил, а также на основании Решения Федерального агентства морского и речного транспорта о привлечении аттестующих организаций в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на морском и речном транспорте от 04.06.2019 оказывать услуги по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности имеют право аттестующие организации, включенные в реестр аттестующих организаций, имеющие свидетельство об аккредитации. Реестр аттестующих организаций опубликован на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта. При этом на данный момент в указанный реестр входит 18 действующих аттестующих организаций, которые имеют право оказывать услуги по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе ФГУП «УВО Минтранса России». Таким образом, по мнению Заявителя, Организатором торгов неправомерно выбран способ проведения процедуры Закупки путем закупки у единственного поставщика в нарушение условий, изложенных в пп. 2 п. 10.2 Положения о закупках.

Представители Организатора торгов пояснили следующее:

Как следует из Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

Пунктом 1.3 Закона № 16-ФЗ установлено, что аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.

В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 Закона № 16-ФЗ «Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации».

Пунктом 5.1. статьи 1 Закона № 16-ФЗ закреплено, что органы аттестации - компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, их территориальные подразделения, а также организации, находящиеся в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченные ими на аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона № 16-ФЗ компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 12.1. Закона № 16-ФЗ для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 1.4. Закона № 16-ФЗ аттестующие организации - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу, в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, предусмотренных пунктами 1 - 7 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также для принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Как следует из п. 5 Правил в целях аттестации компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентные органы) имеют право, привлекать аттестующие организации. Основаниями для привлечения компетентными органами аттестующих организаций являются:

а) выполнение компетентным органом функций органа аттестации;

б) недостаточная обеспеченность компетентного органа помещениями, техническими средствами и вспомогательным оборудованием, кадровым составом с уровнем квалификации и опытом роботы, необходимыми для проведения аттестации в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.

Пункт 6 Правил устанавливает, что привлечение в целях аттестации аттестующих организаций для проведения проверок, предусмотренных пунктами 23 - 27 настоящих Правил, а также для обработки персональных данных отдельных категории лиц принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, указанных в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 10 Федерального закона, осуществляется из числа аттестующих организаций, включенных в реестр аттестующих организаций, формирование и ведение которого осуществляется в порядке установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 10 статьи 12.1 Федерального закона, на основании решения компетентного органа.

Также Правилами установлено следующее:

  • Аттестация проводится органами аттестации (пункт 4 Правил);

  • Заявление о проведении аттестации подаётся в орган аттестации (пункт 9 Правил);

  • Орган аттестации после получения заявления о проведении аттестации и прилагаемых к нему документов осуществляет их проверку (пункт 10 Правил);

  • В целях аттестации компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации (пункт 5 Правил);

  • Органы аттестации или привлечённые ими аттестующие организации проводят предусмотренные Правилами проверки (пункт 20 Правил);

  • По результатам проверок органом аттестации или аттестующей организацией выносится решение о соответствии знаний, умений, навыков аттестуемого лица (пункт 28 Правил);

  • При положительном решении орган аттестации оформляет свидетельство об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (пункт 28 Правил).

Представители Организатора торгов пояснили, что, таким образом, действующим законодательством прямо указано, что полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности наделены только органы аттестации. Заявителем ошибочно сделан вывод, о том, что аттестующие организации обладают правом на проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Аттестующие организации могут привлекаться только для проверки определенных сведений, а также в определенных случаях, установленных Правилами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371 утверждено Положение о Федеральном агентстве Морского и Речного транспорта. Согласно данному постановлению, к полномочиям Федерального агентства морского и речного транспорта относятся:

«п. 5. Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.4.8(2). аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности».

Представители Организатора торгов отметили, что Федеральное агентство морского и речного транспорта является компетентным органом, органом аттестации с полномочиями по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и выполняет возложенные на него функции, в том числе:

  • прием заявления и документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;

  • осуществление проверки документов, представленных в целях аттестации, на соответствие требованиям приказа Минтранса России от 3 ноября 2015 г. № 325 «Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, проведение аттестации которых предшествует обработка персональных данных»;

  • принятие решения о допуске аттестуемого лица к прохождению проверок, предусмотренных пунктами 23-27 Правил;

  • присвоение аттестуемому лицу уникального идентификационного номера;

  • рассмотрение результатов проверок, предусмотренных пунктами 23-27 Правил;

  • вынесение решения о соответствии знаний, умений и навыков аттестуемого лица требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности;

  • выдача свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Представители Организатора торгов также отметили, что выдача свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности относится к исключительному ведению Агентства морского и речного транспорта. При этом агентство морского и речного транспорта возложило выполнение функций органа аттестации на подведомственные ему органы:

  • подведомственное Росморречфлоту ФБУ «Служба морской безопасности» (см. Приказ Росморречфлота от 13 апреля 2005 г. № 11 «Об утверждении Устава федерального государственного учреждения «Служба морской безопасности»), уполномоченное на проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности приказом Росморречфлота от 17 июня 2016 г. № 76;

  • подведомственное Росморречфлоту ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики», уполномоченное на проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности приказом Росморречфлота от 9 февраля 2016 г. №14.

Представители Организатора торгов также отметили, что указание Заявителем в жалобе на Решение Федерального агентства морского и речного транспорта от 04 июля 2019 года не является верным по следующим основаниям:

Частью 10 статьи 12.1 Закона № 16-ФЗ предусмотрено ведение двух самостоятельных реестров:

  • Реестра органов аттестации;

  • Реестра аттестующих организаций.

Порядок ведения каждого из названных реестров предусмотрен отдельным приложением (порядком) Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 600.

В Реестре органов аттестации, размещённом на сайте Росморречфлота, включено всего три организации:

  • федеральный орган исполнительной власти - Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), уполномоченное на проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности пунктом 5.4.8 (2). Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. 371;

  • подведомственное Росморречфлоту ФБУ «Служба морской безопасности»;

  • подведомственное Росморречфлоту ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики».

В Реестре аттестующих организаций, размещённом на сайте Росморечфлота, включено 19 действующий организаций.

Представители Организатора торгов пояснили, что, таким образом, органы аттестации и аттестующие организации представляют две различные категории организаций, хотя и участвующих в аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, но обладающих различными задачами, функциями и полномочиями. Несмотря на то, что данным решением принят перечень аттестующих организаций, решение устанавливает лишь привлечение таких организаций, не наделяя их полномочиями по проведению аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности вправе (уполномочены) осуществлять исключительно органы аттестации, которыми могут быть только федеральные органы исполнительной власти или подведомственные им и ими уполномоченные организации. При этом аттестующие организации могут быть привлечены лишь для проверки/обработки определенных сведений, а также в определенных случаях, установленных Правилами.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что выбор способа проведения процедуры Закупки путем закупки у единственного поставщика осуществлен Организатором торгов в соответствии с Положением о закупках.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 01.11.2019 вх. № 32390/19) Северо-Западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» на действия Организатора торгов АО «ПП СПб «Морской фасад» (ИНН: 7842332680, ОГРН: 1067847746691) при организации и проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (Морской вокзал) (извещение № 31908411164) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны