Решение №78/2715/24 Решение по делу № 078/05/28-1716/2023 от 1 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 078/05/28-1716/2023
Резолютивная часть оглашена «24» января 2024 года |
Санкт-Петербург |
В полном объеме решение изготовлено «1» февраля 2024 года |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель:
М.Ф. Н<...> |
– заместитель руководителя, |
члены: |
|
П.С. В<...> |
– заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, |
О.А. Б<...> |
– заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, |
рассмотрев дело № 078/05/28-1716/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе») по факту размещения рекламы «деньги под залог птс и автомобиля деньги в день обращения договор займа перерасчет процентов по дням 8 800 700 20 03 spfinans.ru» по адресу: Санкт-Петербург, улица Ленсовета, дом 22 литера А,
от ООО МКК «СПФинанс» в заседании приняла участие Ирина Владимировна М<...> (доверенность от 18 мая 2022 года),
УСТАНОВИЛА:
в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление Уральского главного управления Банка России (вх. № 22655/23 от 05.09.2023) относительно нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Банк России сообщил о факте размещения рекламы «деньги под залог птс и автомобиля деньги в день обращения договор займа перерасчет процентов по дням 8 800 700 20 03 spfinans.ru»
по адресу: Санкт-Петербург, улица Ленсовета, дом 22 литера А.
Рассмотрев это заявление, Санкт-Петербургское УФАС России выявило признаки нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе1 при размещении указанной рекламы.
Санкт-Петербургское УФАС России определением от 31 октября 2023 года № 78/27167/23 возбудило производство по делу № 078/05/28-1716/2023 по признакам нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 20 ноября 2023 года.
Комиссия продлила срок рассмотрения дела до 31 января 2024 года. По этому вопросу комиссия вынесла определение от 22 ноября 2023 года № 78/29722/23.
Определением от 22 ноября 2023 года № 78/29720/23 комиссия отложила рассмотрение дела № 078/05/28-1716/2023. Рассмотрение дела назначено на 21 декабря 2023 года.
Определением от 26 декабря 2023 года № 78/33393/23 комиссия отложила рассмотрение дела № 078/05/28-1716/2023. Рассмотрение дела назначено на 24 января 2024 года.
Нет оснований для отложения рассмотрения дела. Лица, участвующие в деле, не заявляли ходатайств об отложении рассмотрения дела. Материалов дела достаточно для того, чтобы принять решение по существу рассматриваемого вопроса.
-
Квалификация рассматриваемой информации
Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Следовательно, реклама — определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку. Такая информация может быть размещена в средствах массовой информации или иных общедоступных местах (например, на рекламных конструкциях), где она в силу способа своего размещения адресуется любым лицам.
Как следует из представленных Уральским главным управлением Банка России доказательств, в окне дома 22 литера А по улице Ленсовета в Санкт-Петербурге размещалась информация с текстом «деньги под залог птс и автомобиля деньги в день обращения договор займа перерасчет процентов по дням 8 800 700 20 03 spfinans.ru». В левом верхнем углу информационного поля воспроизведён товарный знак по свидетельству № 800293, также на заднем фоне имеет изображение автомобиля.
Использование товарных знаков в рекламе является одним из способов его использования (подпункт 4 пункта 2 статьи 1484 Гражданского кодекса). В справочной информации товарные знаки, как правило, не используются.
Рассматриваемая информация не является персональным предложением кому-либо и направлена на привлечение внимания к товарам (объекту рекламирования) неопределённого круга лиц. Эта информация доступна неограниченное время любому человеку, который находится рядом с домом 22 литера А по улице Ленсовета в Санкт-Петербурге.
Не является обычаем размещение подобного рода информации в окнах офисов микрокредитных организаций. Данная информация также не является исключительно справочной информацией или социальной рекламой (статья 10 Закона о рекламе).
Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой. Объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются финансовые услуги (выдача кредита), которые оказывает ООО МКК «СПФинанс».
-
Сведения о рекламодателе и рекламораспространителе рекламы
Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «СПФинанс» (ИНН 2902086112, ОРГН 1182901018541, адрес: 450047, Республика Башкортостан, Уфа, Бакалинская улица, дом 25, 1 этаж, офис 20). Общество данный факт не отрицает.
-
Выводы о противотечении рекламы
требованиям закона-
Залог является один из способов обеспечения обязательства (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса). Суть залога состоит в том, чтобы кредитор
по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства мог получить удовлетворение из стоимости предмета залога преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (пункт 1 статьи 334 Гражданского кодекса).
-
Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права. Законом предусмотрены исключения из этого правила и специальные требования к некоторым предметам залога (пункт 1 статьи 336 Гражданского кодекса). Одним из существенных условий договора залога является стоимость предмета залога (пункт 1 статьи 339 и пункт 1 статьи 340 Гражданского кодекса).
Таким образом, предметом залога по общему правилу могут быть любые объекты гражданских прав, кроме нематериальных благ. Предметом залога не может быть вещь, которая не находится в гражданском обороте (личные документы, боевое оружие и другое).
Паспорт транспортного средства (ПТС) — это документ, идентифицирующий транспортное средство. Паспорта транспортных средств, оформленные взамен утраченных или пришедших в негодность, при отсутствии сведений об оформлении взамен них электронных паспортов, а также регистрационные документы выдаются подразделениями ГИБДД МВД России владельцам транспортных средств или их представителям (пункт 1 части 1 и часть 4 статьи 14 Федерального закона от 3 августа 2028 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункт 2 Требований к паспорту транспортного средства, утвержденых приказом МВД России от 23 апреля 2019 года № 267).
Сам по себе документ, в том числе ПТС, быть предметом залога, поскольку он не находится в гражданском обороте как вещь и не может быть оценён в рублях. ПТС может быть восстановлен (заменён). Залогом в рассматриваемом случае является транспортное средством должника, но не сам по себе паспорт транспортного средства.
Следовательно, в заявленной в реклам информации «деньги под залог ПТС и автомобиля» умалчивается часть существенной информации. Эта информация может сформировать у потребителей рекламы ошибочное мнение о том, что в рассматриваемом случае предметом залога является именно ПТС.
С учётом изложенного, эта реклама противоречит требованиям части 7
статьи 5 Закона о рекламе.
-
-
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
-
Как уже было отмечено ранее, объектом рекламирования в рассматриваемом случае является финансовая услуга: предоставление кредита (займа). Указанную услугу оказывает ООО МКК «СПФинанс».
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ2 при государственной регистрации юридического лица (пункт 1 статьи 1473 Гражданского кодекса). Фирменное наименование состоит из организационно-правовой формы и различительной части. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование (пункты 2, 3 статьи 1473 Гражданского кодекса, часть 1 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Согласно информации ЕГРЮЛ с 30 апреля 2021 года полным фирменным наименованием ООО МКК «СПФинанс» является — Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «СПФинанс», а сокращённым фирменным наименованием — ООО МКК «СПФинанс».
Таким образом, в нарушении требований части 1 стать 28 Закона о рекламе в рекламе «деньги под залог птс и автомобиля деньги в день обращения договор займа перерасчет процентов по дням 8 800 700 20 03 spfinans.ru» не указано наименование ООО МКК «СПФинанс».
-
Анализ доводов участников дела
-
Позиция Уральского главного управления Банка России изложена в его заявлении (вх. № 22655/23 от 05.09.2023). Оно установило факт распространения указанной рекламы. Как считает Банк России, рассматривая реклама недостоверна и вводит потребителей в заблуждение.
-
Позиция ООО МКК «СПФинанс» изложена в его устных и письменных пояснениях (вх. № 33599-ЭП/23 от 20.12.2023). По мнению общества, реклама соответствует закону.
-
Изучив доводы ООО МКК «СПФинанс», комиссия приходит к следующим выводам.
-
На представленных Банком России изображениях рассматриваемой рекламы нет фирменного наименования ООО МКК «СПФинанс».
ООО МКК «СПФинанс» представило в материалы дела изображение рекламы, в которой указано его фирменного наименование. Между тем представленная обществом реклама размещалась после того, как Банк России зафиксировал факт размещения ненадлежащей рекламы.
Доводы общества не опровергают выводы комиссии о противоречии рекламы закону.
-
Выводы об отсутствии оснований для выдачи предписания
о прекращении нарушения законодательства о рекламе
Как пояснила представитель ООО МКК «СПФинанс» И.В. Милешина, спорная реклама снята с размещения. У комиссии нет оснований не доверять этим доводам.
На основании пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Вместе с тем комиссия антимонопольного органа не выдаёт такое предписание, если нарушение законодательства о рекламе прекращено (пункт 54 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе).
С учётом изложенного, комиссия считает возможным не выдавать по настоящему делу предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку рассматриваемая реклама снята с размещения.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
КОМИССИЯ РЕШИЛА:
-
Признать ненадлежащей рекламу «деньги под залог птс и автомобиля деньги в день обращения договор займа перерасчет процентов по дням 8 800 700 20 03 spfinans.ru», размещённну. по адресу: Санкт-Петербург, улица Ленсовета, дом 22 литера А, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
-
Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «СПФинанс» (адрес: 450047, Республика Башкортостан, Уфа, Бакалинская улица, дом 25, 1 этаж, офис 20, ОРГН 1182901018541, ИНН 2902086112) нарушение части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
-
Не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи добровольным прекращением этого нарушения.
-
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «1» февраля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель |
|
М.Ф. Н<...> |
Члены |
|
П.С. В<...> |
|
|
О.А. Б<...> |
1 Здесь и далее по тексту Закон о рекламе — Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
2 Здесь и далее по тексту — единый государственный реестр юридических.