Решение №78/21047/22 Решение по делу 078/05/5-957 от 12 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

<...>

Ответчик:

НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР»

1-й Земельный пер., д. 1, эт. 12, ком. 1220, Москва, 123022

 

РЕШЕНИЕ по делу № 078/05/5-957/2022

30 августа 2022 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: <...>,

члены Комиссии:<...>

рассмотрев дело № 078/05/5-957/2022, возбужденное по признакам нарушения НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» (ИНН 7706218347, ОГРН 1037706072931, юридический адрес: 123022, Москва, 1-й Земельный пер., д. 1, эт. 12, ком. 1220) требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе») по факту распространения ненадлежащей рекламы курса повышения квалификации «Как контролировать и вдохновлять сотрудников, чтобы получить от них максимум»/«Метод для борьбы с напряженностью в коллективе» от «Школа Генерального директора» на электронную почту заявителя.

в присутствии: представителя по доверенности заявителя — <...> и представителя по доверенности ответчика — <...>;

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (Санкт-Петербургское УФАС России), осуществляющее государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе из ФАС России поступило обращение физического лица, относительно ненадлежащей, по мнению заявителя, нарушающей требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе») рекламы курса повышения квалификации «Как контролировать и вдохновлять сотрудников, чтобы получить от них максимум»/«Метод для борьбы с напряженностью в коллективе» от «Школа Генерального директора», поступившей 22.04.2022 в 10:03 на электронную почту заявителя от группы компаний «Актион».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, информирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, поступившая на электронную почту заявителя с предложением пройти курс повышения квалификации «Как контролировать и вдохновлять сотрудников, чтобы получить от них максимум»/«Метод для борьбы с напряженностью в коллективе» от «Школа Генерального директора» является рекламой.

В материалах дела нет доказательств, которые бы опровергали данный факт.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно заявлению, реклама курса повышения квалификации «Как контролировать и вдохновлять сотрудников, чтобы получить от них максимум» от «Школа Генерального директора» содержит информацию о том, что создатель сети пекарен «Буше» <...> является одним из преподавателей курса.

Заявитель указывает, что данная информация не соответствует действительности.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 данного Федерального закона, несёт рекламодатель.

Рекламодателем указанной рекламы, согласно имеющимся в Управлении данным, является НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» (ИНН 7706218347, ОГРН 1037706072931, юридический адрес: 123022, Москва, 1-й Земельный пер., д. 1, эт. 12, ком. 1220).

Определением Санкт-Петербургского УФАС от 02.08.2022 исх. № 78/18086/22 в отношении НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» возбуждено производство по делу № 078/05/5-957/2022 по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела № 078/05/5-957/2022 назначено на 30.08.2022 в 11 часов 15 минут в системе видеоконференцсвязи (далее ВКС).

29.08.2022 в Санкт-Петербургское УФАС России поступили пояснения НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» (вх. 22213-ЭП/22).

30.08.2022 в Санкт-Петербургское УФАС России поступили пояснения заявителя.

30.08.2022 на рассмотрение дела № 078/05/5-957/2022 в режиме ВКС присутствовали представитель по доверенности заявителя — <...> и представитель по доверенности НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» — <...>. Представители подтвердили позиции изложенные в пояснениях.

Проанализировав документы и пояснения предоставленные заявителем и НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» Управление приходит к следующим выводам.

2. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования выступает курс повышения квалификации «Как контролировать и вдохновлять сотрудников, чтобы получить от них максимум»/«Метод для борьбы с напряженностью в коллективе» от «Школа Генерального директора», одним из преподавателей которого, как заявлено в рекламе, являет <...> создатель сети пекарен «Буше».

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Рассматриваемая реклама содержит утверждения «...в своих уроках для Школы ГенДира я  <...> расскажу о методе...», «активируйте бесплатный доступ к моим <...> урокам…», «...с уважением, <...>».

Данные утверждения создают у потребителя впечатление, что преподавателем курса является <...>.

Однако, данная информация не соответствует действительности, о чем свидетельствует сам <...> (заявление вх. № 17179-ИП/22) и подтверждает ответчик в своих пояснениях от 29.08.2022 «...настоящим подтверждаем, что «22» апреля 2022 г. сотрудниками НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» действительно ошибочно было направлено письмо о том, что Олег Лега приглашает принять участие в его уроках на курсах, выпускаемых НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР».

Олег Лега принимал участие в записи интервью-лекции, осуществляемой НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» в рамках подготовки вышеуказанных курсов, однако, сотрудники НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР», ответственные за составление текста рассылок неверно интерпретировали степень участия Олега Леги в мероприятиях осуществляемых НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР»...».

Потребитель при выборе товара или услуги посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламе фразы трактуются рядовым потребителем буквально.

Таким образом, у потребителя нет обязанности проводить анализ рекламы и проверять ее достоверность.

На основании вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама была распространена с нарушением пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пояснениям НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» от 29.08.2022 «...в настоящий момент НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» предприняты все необходимые меры по устранению допущенной сотрудниками ошибки, в частности с Олегом Лera заключено соглашение об урегулировании спор в соответствии с которым, НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» перечислило сумму в размере 100 000 (сто тысяч) рублей в Благотворительный фонд «Милосердие».

«26» августа 2022 года НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» осуществлена текстовая рассылка подписчикам сайта school.gd.ru, которым «22» апреля 2022 г. была направлена рассылка о том, что НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» приглашает получателей рассылки принять участие в уроках, проводимых Олегом Лега, следующего содержания: «Настоящим Школа ГенДира сообщает, что электронное сообщение, направленное Вам «22» апреля 2022 г. от имени Олега Лега о том, что Олег Лега приглашает Вас принять участие в его уроках в Школе ГенДира, является недостоверным. Уведомляем о том, что Олег Лега никогда не принимал и не принимает в настоящее время никакого участия в каких-либо уроках, учебных и иных мероприятиях, проводимых Школой ГенДира.»…».

Отчёт из рассылочной системы о проведении вышеуказанной рассылки предоставлен в материалы дела.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пояснениям заявителя от 30.08.2022 «...нарушения, в связи с которыми <...> было направлено обращение в Управление ФАС по Санкт-Петербургу, устранены. Претензии к НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» у <...>. отсутствуют...».

Однако, Комиссия отмечает, что согласно пункту 40 Постановления Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922 (ред. от 07.05.2022) «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» рассмотрение дела подлежит прекращению антимонопольным органом в следующих случаях: а) неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; б) ликвидация юридического лица, которое являлось стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если спорное правоотношение не допускает правопреемства; в) смерть физического лица, которое являлось стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; г) вступление в законную силу решения суда, арбитражного суда, в котором дана правовая оценка фактам, явившимся основанием для возбуждения дела; д) принятие другим антимонопольным органом решения по фактам, явившимся основанием для возбуждения дела; е) невозможность установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 31 настоящих Правил; ж) отмена противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления до принятия антимонопольным органом решения.

Прекращение нарушения законодательства о рекламе или урегулирование сторонами по делу конфликта не является основание для прекращения дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия, изучив материалы дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» (ИНН 7706218347, ОГРН 1037706072931, юридический адрес: 123022, Москва, 1-й Земельный пер., д. 1, эт. 12, ком. 1220) 22.04.2022 в 10:03 на электронную почту заявителя от группы компаний «Актион», поскольку в ней нарушены требования установленные пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях рекламодателя: НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» (ИНН 7706218347) нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе», которое выразилось в распространении ненадлежащей рекламы курса повышения квалификации.

3. Не выдавать НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» (ИНН 7706218347) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным прекращением его нарушения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт- Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении НОЧУ ОДПО «Актион-МЦФЭР» (ИНН 7706218347) дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны