Решение №78/8476/18 РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-73/78-03-17 от 23 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель

<…>

 

Ответчики:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы»

195067, Санкт-Петербург, Екатерининский пр., 10

 

ООО «Р.И.П.»

195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д. 12, лит. А

 

Заинтересованные лица:

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга

191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д.1, лит.Б

 

Комитет по здравоохранению

Санкт-Петербурга

191023, Санкт-Петербург,

Ул.Малая Садовая, д.1

 

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Ритуальные услуги»

192036, Санкт-Петербург,

ул. 1-я Советская, д.8

            № 78/8476/18  от 21.03-2018 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-73/78-03-17

                                                                                                    Санкт-Петербург

 

 Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2018 года

Полный текст решения изготовлен  21 марта 2018 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее − Комиссия СПб УФАС России) по рассмотрению дела
№ 1-00-73/78-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом № 532/17 от 28.09.2017 с изменениями, внесенными приказом от 31.01.2018 № 29/18, в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

– заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

<…>

– начальник отдела контроля органов власти,

<…>

– заместитель начальника отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 1-00-73/78-03-17, возбужденное по признакам нарушения:

- статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (195067, Санкт-Петербург, Екатерининский пр., 10) и ООО «Р.И.П.» (195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д. 12, лит. А), выразившимся в заключении договора безвозмездного пользования № 2 от 07.06.2017, предусматривающего распоряжение коммерческой организацией ООО «Р.И.П.» государственным имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения за Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Ритуальные услуги», путем предоставления помещений по адресу: 195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А, кадастровый номер <...> :5606Б:13:23, пом. 11 площадью 20,5 кв.м, пом. № 73 площадью 49,7 кв.м и мест общего пользования пом. № 74, № 76, частей комнат № 78, № 79, расположенных на первом (1-Н) этаже, а также оборудования в безвозмездное пользование СПб ГБУЗ «БСМЭ», а также договора о сотрудничестве от 22.03.2005, устанавливающего взаимные обязанности участников соглашения по совместной организации на базе морга крематория секционных исследований трупов и ритуальных услуг населению, что привело или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг Санкт-Петербурга,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление (вх.№10440/17 от 27.04.2017) о признаках нарушения антимонопольного законодательства при распоряжении государственным имуществом, закрепленном на праве хозяйственного ведения за Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Ритуальные услуги» (далее – СПб ГУП «РУ»), расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А.

 

Рассмотрев материалы дела № 1-00-73/78-03-17, в том числе письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия СПб УФАС России выявила следующее.

В соответствии с Уставом Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее – СПб ГБУЗ «БСМЭ»), утвержденным распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) от 28.11.2011 № 3096-рз, с изменениями, утвержденными распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – КИО) от 13.10.2016 № 2459-ра, адрес СПб ГБУЗ «БСМЭ»: 195067, Санкт-Петербург, Екатерининский пр., д.10 (п.1.7. Устава).

Собственником имущества СПб ГБУЗ «БСМЭ» является город Санкт-Петербург в лице КИО (п.1.2. Устава).

Учредителем СПб ГБУЗ «БСМЭ» является город Санкт-Петербург в лице КИО и Комитета по здравоохранению (п.1.2. Устава).

Учреждение находится в ведении Комитета по здравоохранению, осуществляющего координацию деятельности СПб ГБУЗ «БСМЭ» (п.1.3. Устава).

СПб ГБУЗ «БСМЭ» является юридическим лицом (п.1.4. Устава).

СПб ГБУЗ «БСМЭ» является унитарной некоммерческой организацией (п.1.5. Устава).

СПб ГБУЗ «БСМЭ» имеет обособленные судебно-экспертные участки без права филиала, расположенные по адресам (п.1.8. Устава):

195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А,

197701, Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул.Борисова, д.9, литер Д,

196655, Санкт-Петербург, г.Колпино, ул.Павловская, д.12, литер А,

197760, Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул.Мануильского, д.2, литер А,

197760, Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул.Газовый завод, д.3, литер В.

Основаниями размещения судебно-экспертных участков СПб ГБУЗ «БСМЭ» являются:

- по адресу: Санкт-Петербург, г.Колпино, ул.Павловская, д.12, литер А - договор безвозмездного пользования от 02.12.2010 № 346б/10, заключенный с СПб ГУЗ «Городская больница № 33» в отношении части помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга и закрепленных на праве оперативного управления за СПб ГУЗ «Городская больница № 33;

- по адресу: Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул.Мануильского, д.2, литер А - договор безвозмездного пользования от 03.06.2004 № 09-Б000058, заключенный с КУГИ в отношении помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга;

- по адресу: Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул.Газовый завод, д.3, литер В - договор безвозмездного пользования от 02.11.2010 № 09С/302/10, заключенный с СПб ГУЗ «Городская больница № 36» в отношении части помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга и закрепленных на праве оперативного управления за СПб ГУЗ «Городская больница № 36».

- по адресу: Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А - безвозмездный договор о сотрудничестве б/н от 22.03.2005 с коммерческой организацией ООО «Ритуальный дом «Утес» (в н.вр. ООО «Р.И.П.») в отношении части помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, закрепленных на праве хозяйственного ведения за СПб ГУП «РУ» и арендуемых ООО «Р.И.П.» у СПб ГУП «РУ» по договору аренды от 01.01.2005 № 17.

 

Цели и виды деятельности, в том числе приносящие доход, СПб ГБУЗ «БСМЭ» поименованы в разделе 2 Устава. Цель создания СПб ГБУЗ «БСМЭ» - организация проведения судебно-медицинских экспертиз (п.2.1 Устава), предмет деятельности - проведение судебно-медицинских экспертиз (п.2.2 Устава). В соответствии с п. 2.4 Устава СПб ГБУЗ «БСМЭ вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, в т.ч. оказание медицинских услуг и выполнение работ по обеспечению сохранности, санитарной обработке при проведении судебно-медицинской экспертизы трупов и подготовке трупов к погребению с оформлением необходимой медицинской документации (п.2.4.4.).

На основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной Комитетом по здравоохранению от 05.03.2013, лицензируемые виды деятельности СПб ГБУЗ «БСМЭ» осуществляет по адресам: 195067, Санкт-Петербург, Екатерининский пр., д.10; 195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А.

По адресам: 196655, Санкт-Петербург, г.Колпино, ул.Павловская, д.12, литер А, 197760, Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул.Мануильского, д.2, литер А, 197760, Санкт-Петербург, г.Кронштадт, ул.Газовый завод, д.3, литер В лицензируемые виды деятельности СПб ГБУЗ «БСМЭ» не осуществляет.

 

Обоснование включения в Устав СПб ГБУЗ «БСМЭ» места размещения обособленного судебно-экспертного участка СПб ГБУЗ «БСМЭ» по адресу: 195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А, с приложением правоустанавливающих документов, запрошенное у КИО определением от 29.09.2017 № 78/2851/17, КИО не представлено.

Комитетом по здравоохранению также не представлено обоснование размещения обособленного судебно-экспертного участка СПб ГБУЗ «БСМЭ» по адресу: 195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А, с приложением правоустанавливающих документов запрошенное у Комитета по здравоохранению определением от 29.09.2017 № 78/2851/17.

При этом, Комиссия СПб УФАС России выявила, что письмом от 21.08.2017 № 01/17-5569/17-0-2 в адрес КИО, Комитет по здравоохранению сообщил следующее. «Создание судебно-экспертного участка по адресу Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А, было согласовано Комитетом по здравоохранению письмом от 14.02.2005 № 01/19-249/0501. В соответствии с уведомлением от 11.03.2013 № 1996466 «О постановке на учет Российской организации в налоговом органе» участок поставлен на учет как обособленное подразделение. На основании договора безвозмездного пользования от 07.06.2017 № 2 Бюро предоставило ООО «РИП» помещения по адресу: Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, лит.А, общей площадью 70,2 кв.м. для осуществления ритуальных видов деятельности.».

Приведенные пояснения Комитета по здравоохранению свидетельствуют о недопонимании Комитетом по здравоохранению рассматриваемых отношений, поскольку не СПб ГБУЗ «БСМЭ» предоставило ООО «Р.И.П.», а наоборот ООО «Р.И.П.» предоставило государственному судебно-экспертному учреждению - СПб ГБУЗ «БСМЭ» помещение для размещения обособленного судебно-экспертного участка, для выполнения государственных функций. Таким образом, нахождение обособленного судебно-экспертного участка СПб ГБУЗ «БСМЭ» по рассматриваемому адресу, условия нахождения и деятельность государственного судебно-экспертного учреждения зависит от волеизъявления коммерческой организации ООО «Р.И.П.».

 

В целях размещения обособленного участка по адресу: Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А, СПб ГБУЗ «БСМЭ» заключен безвозмездный договор о сотрудничестве б/н от 22.03.2005 с коммерческой организацией ООО «Ритуальный дом «Утес» (в н.вр. ООО «Р.И.П.») с дополнительными соглашениями к указанному договору от 20.04.2005, от 26.02.2007.

Во исполнение определения от 29.09.2017 № 78/2851/17 ООО «Р.И.П.» письмом от 03.11.2017 № 03/11 (вх.№ 26389/17 от 07.11.2017) представило истребованные документы (в надлежаще заверенных копиях), в том числе договор о сотрудничестве б/н от 22.03.2005 и дополнительное соглашение к указанному договору от 26.02.2007. СПб ГБУЗ «БСМЭ» представлен договор о сотрудничестве б/н от 22.03.2005 и дополнительное соглашение к указанному договору от 20.04.2005.

Предмет договора – совместная организация на базе морга крематория секционных исследований трупов и ритуальных услуг населению (п.1 договора). Секционному исследованию в морге крематория подлежат трупы опознанных лиц в количестве, соответствующем нормативным нагрузкам работающих сотрудников бюро (п.2 договора). Выполнение всех видов работ по исследованию трупов и ритуальным услугам населению осуществляется силами штатных сотрудников СПб ГБУЗ «БСМЭ» (далее – Бюро) и ООО «Р.И.П.» (далее - Компания) по взаимному соглашению (п.1.3. договора).

Обязанности Компании определены в п.2.1 договора (с учетом дополнительных соглашений от 20.04.2005, от 26.02.2007), в том числе:

п.2.1.1. предоставить СПб ГБУЗ «БСМЭ» помещения в морге Крематория по адресу: 195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А, кадастровый номер <...> :5606Б:13:23, комнаты 11,73,74,76, часть комнаты 78 в пом.1-Н;

п.2.1.2. обеспечивать указанные помещения бесперебойным водо- тепло- и электроснабжением, а также надлежащей охраной в целях обеспечения сохранности биологических объектов и вещественных доказательств.

п.2.1.3. обеспечивать и поддерживать надлежащее санитарно-гигиеническое состояние всех выделенных Бюро помещений.

п.2.1.4. обеспечивать своевременную доставку биологических объектов в лабораторные подразделения Бюро, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Екатерининский пр., д.10, а также результатов этих исследований обратно в морг крематория (указанный пункт договора дополнительным соглашением от 26.02.2007 аннулирован);

п.2.1.5. оказывать ритуальные услуги населению, включающие сохранение тел умерших, санитарную и косметическую обработку, наружное бальзамирование;

п.2.1.6. обеспечить силами своих сотрудников прием и выдачу тел умерших родственникам и иным лицам…, а также документов и ценностей, перечисленных в Журнале регистрации и выдачи трупов;

п.2.1.7. обеспечить ведение Журнала регистрации и выдачи трупов;

п.2.1.8. по окончании календарного года передать Журнал регистрации и выдачи трупов Бюро.

Обязанности Бюро определены в п.2.2 договора, в том числе:

2.2.1. проводить секционные исследования всех трупов, доставляемых в морг Компании (согласно существующей законодательной и нормативной базе), а также и другие виды сопутствующей медицинской и хозрасчетной деятельности, относящиеся к компетенции Бюро;

2.2.2. после завершения исследования трупа оформленное врачебное свидетельство о смерти передавать Компании;

2.2.5. представлять справочно-информационную, нормативную документацию, а также формы, бланки, печати, штампы с реквизитами БСМЭ и сейфы для хранения служебных материалов.

В настоящее время договор о сотрудничестве б/н от 22.03.2005 является действующим в соответствии с его условиями.

Таким образом, исходя из предмета договора о сотрудничестве, обязанностей лиц, участвующих в договоре, в том числе по предоставлению ООО «Р.И.П.» форм, бланков, печатей, штампов с реквизитами БСМЭ, фактически позволяет коммерческой организации ООО «Р.И.П.» в том числе действовать от имени государственного учреждения СПб ГБУЗ «БСМЭ».

 

В свою очередь, основанием размещения ООО «Р.И.П.» по адресу: Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, лит.А является договор аренды от 01.01.2005 № 17 с дополнительными соглашениями от 26.02.2007, от 11.01.2012, заключенный с СПб ГУП «РУ» в отношении нежилого помещения (морг) площадью 734,6 кв.м (на первом этаже комнаты 10, 11, 13, 16, 17, 23, 73, 74, 76, часть комн.78, комн.79, 81-88, часть комн.89, комн.90, 91, 126 в пом. 1-Н) в целях оказания ритуальных и сопутствующих услуг.

Распоряжением КУГИ от 24.03.2003 № 670-р за СПб ГУП «РУ» на праве хозяйственного ведения закреплены здания, расположенные по адресу; Санкт-Петербург, Шафировский пр., д. 12, литеры А,3,И,К,Л,М,Н,0,П,Р,С. Право хозяйственного ведения СПБ ГУП «РУ» зарегистрировано в установленном порядке 24.06.2003.

Распоряжением КУГИ от 22.12.2004 № 1438-рк СПб ГУП «РУ» разрешено сдать в аренду ООО «Ритуальный Дом «Утес» (в настоящее время – ООО «Р.И.П.») часть здания площадью 665,4 кв.м по адресу; Санкт-Петербург, Шафировский пр., д. 12, литера А.

Распоряжением КУГИ от 29.12.2011 № 1263-рк СПб ГУП «РУ» разрешено внести изменения в договор аренды, заключенный с ООО «Р.И.П.», продлив срок его действия на 3 года с даты издания указанного распоряжения. Дополнительным соглашением от 11.01.2012 срок действия договора от 01.01.2005 № 17 продлен до 29.12.2014.

После истечения согласованного КУГИ срока действия договора аренды от 01.01.2005 № 17, СПб ГУП «РУ» не обращалось в КИО с заявлением о согласовании заключения договора аренды как по результатам торгов, так и в порядке предоставления государственной преференции на новый срок. В настоящее время договор аренды № 17 от 01.01.2005 действует в соответствии с его условиями и считается возобновленным на неопределенный срок с 29.12.2014 в силу п.2 чт.621 Гражданского кодекса РФ, ни одна из сторон не заявила о его расторжении.

 

07.06.2017 года ООО «Р.И.П.» обратилось в СПб ГУП «РУ» с запросом о согласовании арендодателем заключения с СПб ГБУЗ «БСМЭ» договора безвозмездного пользования части расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Шафировский пр., д. 12, лит. А помещения 1- Н (пом. № 11, площадью 20,5 кв.м.; пом. 73, площадью 49,7 кв.м.; мест общего пользования пом. 74, 76; части пом. 78, 79) на неопределенный срок.

07.06.2017 исх. № 812/1 СПб ГУП «РУ» в соответствии с п.2 ст. 615 ГК РФ и пунктом 2.2.11 Договора аренды № 17 от 01.01.2005 выразило согласие ООО «Р.И.П.» на передачу указанной части нежилого помещения по договору безвозмездного пользования СПб ГБУЗ «БСМЭ».

07.06.2017 между ООО «Р.И.П.» и СПб ГБУЗ «БСМЭ» заключен договор безвозмездного пользования № 2.

Комиссия СПб УФАС России отмечает, что запрос о согласовании, само согласование и заключение договора безвозмездного пользования осуществлено в один день – 07.06.2017г.

В соответствии с п.3 Положения об осуществлении от имени Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга функций и полномочий учредителя государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербург, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 № 306, КИО осуществляет от имени Санкт-Петербурга функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, в том числе дает согласие на совершение сделки (одобряет сделки) бюджетных учреждений с учетом мнения исполнительных органов, в ведении которых находятся бюджетные учреждения, если в соответствии с законодательством для их совершения требуется согласие (одобрение) учредителя (собственника), за исключением согласования сделок бюджетных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, связанных с передачей в аренду объектов нежилого фонда, закрепленных за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления (п.3.5.).

По сообщению КИО, согласие КИО на заключение договора между ООО «Р.И.П.» и СПб ГБУЗ «БСМЭ», предусматривающего право владения/пользования СПб ГБУЗ «БСМЭ» помещениями по адресу: 195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А, кадастровый номер <...> :5606Б:13:23 не выдавалось в связи с отсутствием обращения.

 

В соответствии с п.1.1. договора безвозмездного пользования № 2 от 07.06.2017 ООО «Р.И.П.» (Ссудодатель) предоставляет в безвозмездное пользование СПб ГБУЗ «БСМЭ» (Ссудополучатель) для осуществления уставных видов деятельности Ссудополучателя помещения, находящиеся в пользовании Ссудодателя на основании договора арены № 17 от 01.01.2005, заключенного с СПб ГУП «РУ» в объекте нежилого фонда Крематория по адресу: 195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А, кадастровый номер <...> :5606Б:13:23, пом. 11 площадью 20,5 кв.м, пом. № 73 площадью 49,7 кв.м и места общего пользования пом. № 74, № 76, части комнат № 78, № 79, расположенные на первом (1-Н) этаже вышеуказанного здания, а также оборудование, необходимое для осуществления СПб ГБУЗ «БСМЭ» его уставных видов деятельности, и принадлежащее ООО «Р.И.П.» на праве собственности. Согласно приложениям № 2, № 4 к договору, в безвозмездное пользование Ссудополучателю переданы: секционные столы - 4 шт., стеллажи для хранения трупов - 1 шт., холодильные камеры – 2 шт.

 

Пояснения ООО «Р.И.П.», СПб ГБУЗ «БСМЭ», СПб ГУП «РУ» относительно заключения договора безвозмездного пользования № 2 от 07.06.2017 основаны на пункте 2 ст. 690 ГК РФ и заключаются в следующем. Данная норма содержит ограничение круга субъектов, которым может быть предоставлено коммерческой организацией имущество в безвозмездное пользование. Указанное ограничение обусловлено сущностью коммерческой организации, которая образуется и действует в целях извлечения прибыли, в том числе и за счет использования принадлежащего ей имущества на соответствующих правах. Для коммерческих организаций в большей мере характерен договор аренды. Безвозмездное пользование принадлежащим ей имуществом не допускается в отношении аффилированных лиц: участников (учредителей), руководителей, членов органов управления или контроля такой организации. В отношении иных субъектов коммерческая организация вправе самостоятельно определять порядок передачи вещи и ее использования: возмездное или безвозмездное. Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.

Комиссия СПб УФАС России в связи с данными пояснениями отмечает, что СПб ГБУЗ «БСМЭ» является не просто «иным субъектом», а государственным судебно-экспертным учреждением. Взаимодействие коммерческой организации с государственным учреждением посредством предоставления ему на безвозмездной основе помещений, оборудования и иных услуг предполагает осуществление государственным учреждением ответных мер.

Изложенное подтверждается письмом ООО «Р.И.П.» от 26.289/17 от 07.11.2017 в котором указано, что договор безвозмездного пользования № 2 от 07.06.2017 заключен с учетом строгого соблюдения требований действующего гражданского законодательства Российской Федерации и условий Договора аренды, а также во исполнение договора о сотрудничестве от 22.03.2005, заключенного между СПб ГБУЗ «БСМЭ» и ООО «Ритуальный дом «Утес» (в н.вр. ООО «Р.И.П.»), согласно которому предусмотрена совместная организация на базе морга крематория секционных исследований трупов и ритуальных услуг населению. При этом секционным исследованиям в морге крематория подлежат трупы опознанных лиц в количестве, соответствующем нормативным нагрузкам работающих сотрудников СПб ГБУЗ «БСМЭ». Договор о сотрудничестве был заключен сторонами путем соответствующих волеизъявлений, с учетом принципа свободы в заключении договора, а также осуществления вышеуказанных действий в интересах своих организаций.

 

Согласно пояснениям Комитета по здравоохранению и СПб ГБУЗ «БСМЭ», здание СПб ГБУЗ «БСМЭ», расположенное по адресу: Екатерининский проспект, д. 10, проектировалось 1960-1970-е годы для организации и производства судебно-медицинских экспертиз. Обстоятельства, связанные с увеличением численности населения, ростом смертности, увеличением количества судебно-медицинских экспертиз, недостаточной пропускной способности существующего судебно-медицинского морга по адресу Екатерининский пр., 10 требовали принятия дополнительных мер по улучшению организации судебно-медицинской деятельности путем расширения территории СПб ГБУЗ «БСМЭ».

Экспертный участок СПб ГБУЗ «БСМЭ» в Крематории образован в 2004 году по согласованию с Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга с целью повышения доступности оказания медицинской помощи населению и обеспечения устойчивого функционирования СПб ГБУЗ «БСМЭ», обеспечения своевременности, эффективности и качества проведения судебно-медицинских экспертиз, готовности к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с массовым числом жертв, что невозможно в условиях нехватки площадей.

Комиссия СПб УФАС России выявила, что помещения по адресу: Санкт-Петербург, Екатерининский пр., д.10, литер А. СПб ГБУЗ «БСМЭ» используются не полностью. Так, часть помещений общей площадью 491,7 кв.м по договору аренды от 26.02.2004, действующему до настоящего времени, переданы ООО «Р.И.П.» для использования под нежилые цели (фактически помещения используются для оказания ритуальных услуг); часть помещений площадью 629,4 кв.м по договору аренды от 09.12.2005, действующему до настоящего времени, переданы ООО «Санкт-Петербургская ритуальная компания» для использования под ритуальные услуги.

Таким образом, довод о необходимости расширения площадей СПб ГБУЗ «БСМЭ» в связи с их нехваткой, не обоснован.

 

По сообщению ООО «Р.И.П.» (письмо от 26.289/17 от 07.11.2017) Договор о сотрудничестве заключен в целях помощи СПб ГБУЗ «БСМЭ» и ООО «Р.И.П.», а не в целях осуществления совместной деятельности. ООО «Р.И.П.», предоставляя на безвозмездной основе часть арендуемых площадей СПб ГБУЗ «БСМЭ», тем самым помогает СПб ГБУЗ «БСМЭ» в возможности осуществления своей уставной деятельности и размещению своего обособленного участка согласно Уставу по адресу: Санкт-Петербург, Шафировский пр., д. 12, литер А, а СПб ГБУЗ «БСМЭ», осуществляя уставную деятельность на территории своего обособленного участка, тем самым помогает ООО «Р.И.П.» в своевременном и качественном оказании ритуальных услуг населению. Таким образом, п. 2.1.5 Договора о сотрудничестве относится не к совместной деятельности сторон по договору, а непосредственно к предпринимательской деятельности ООО «Р.И.П.», которое в силу положений действующего гражданского законодательства имеет право на осуществление таковой.

 

Проанализировав представленные пояснения, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что фактически по своей сути договор о сотрудничестве б/н от 22.03.2005. и договор безвозмездного пользования № 2 от 07.06.2017, заключенные между ООО «Р.И.П.» и СПб ГБУЗ «БСМЭ», являются соглашениями, направленными на встречное удовлетворение интересов каждой из сторон.

За предоставленные в безвозмездное пользование СПб ГБУЗ «БСМЭ» помещения общей площадью 70,2 кв.м (исходя из размера арендной платы, оплачиваемой ООО «Р.И.П.» по договору аренды СПб ГУ «РУ», арендная плата за указанные помещения составляет ~7 тыс.рублей в месяц), ООО «Р.И.П.» получило гарантии сохранения договора аренды от 01.01.2005 № 17, заключенного с СПб ГУП «РУ» в отношении помещений по адресу: Санкт-Петербург, Шафировский пр., д. 12, литер А и договора аренды от 26.02.2004 № 07-В002898, заключенного с СПб ГБУЗ «БСМЭ» в отношении помещений по адресу: Санкт-Петербург, Екатерининский пр., д.10, литер А на неопределенный срок, а также получило доступ к информации об умерших (погибших), доставляемых в морги СПб ГБУЗ «БСМЭ» и крематория, а, следовательно, получило приоритетную возможность оказывать ритуальные услуги населению, включающие сохранение тел умерших, санитарную и косметическую обработку, наружное бальзамирование и др., что прямо следует из предмета и условий договора о сотрудничестве б/н от 22.03.2005.

Осуществленное ООО «Р.И.П.» предоставление СПб ГБУЗ «БСМЭ на безвозмездной основе помещений по сути является оплатой ООО «Р.И.П.» права бессрочного пользования государственным имуществом и право доступа к информации о потенциальных заказчиках услуг.

Данный вывод подтверждается фактической деятельностью ООО «Р.И.П.», а также пояснениями ООО «Р.И.П.» о том, что договор заключен с единственным арендатором морга на территории крематория (если бы арендовало площади морга на территории крематория другое лицо, то договор о сотрудничестве был бы заключен с этим лицом).

 

В результате анализа конкуренции на товарном рынке установлено следующее.

Деятельность организаций судебно-медицинской экспертизы закреплена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденном приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее - ОКВЭД) под кодом 86.90.2 и относятся к видам деятельности в области здравоохранения.

Производство судебно-медицинских экспертиз, в том числе секционных исследований трупов, осуществляется СПб ГБУЗ «БСМЭ» на основании лицензии на рынке медицинских услуг.

В соответствии с п.2.5.13 «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 551-ст), морг: помещение или группа помещений, входящие в состав патологоанатомических отделений лечебно-профилактических учреждений, бюро судебной медицины, бюро судебной экспертизы, в которых проводятся патологоанатомические и судебно-медицинские экспертизы и хранятся тела или части тел умерших или погибших. Примечание - После установления причины смерти тело умершего или погибшего может передаваться в останкохранилища похоронных предприятий для дальнейшего предпохоронного содержания.

В рассматриваемом случае, морг крематория передан коммерческой организации, организационно-правовая форма которой не поименована в указанном ГОСТе, а не СПб ГБУЗ «БСМЭ», которое в ГОСТе поименовано.

 

Ритуальные услуги относятся к прочим персональным услугам и закреплены в ОКВЭД под кодами 96 и 96.03. При этом, в соответствии с кодом 96.03 ОКВЭД, группировка вида услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг включает, в том числе, оказание услуг по связанной с захоронением и кремацией тел людей деятельности: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование.

Ритуальные услуги, равно как и оказание услуг по санитарной и косметической обработке тел, сохранению (бальзамированию) тел умерших, реставрации тел умерших, не относятся к медицинской деятельности, не лицензируются и в свою очередь образует рынок свободного обращения товара, на который не может быть ограничен доступ хозяйствующим субъектам.

ООО «Р.И.П.» является одним из участников рынка ритуальных услуг.

В связи с чем, продуктовые границы анализируемого рынка с учетом предмета рассматриваемого соглашения, определены как рынок ритуальных услуг в части предпохоронного содержания останков умерших или погибших, включающий подготовку тел умерших к погребению.

При этом, деятельность ритуальных и похоронных компаний (в частности ООО «Р.И.П.»), осуществляющих подготовку тел умерших к погребению (санитарно-гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д.) напрямую связана с деятельностью организаций судебно-медицинской экспертизы - СПб ГБУЗ «БСМЭ», поскольку после установления организацией судебно-медицинской экспертизы причины смерти тело умершего или погибшего может передаваться в останкохранилища похоронных предприятий для дальнейшего предпохоронного содержания в т.ч. подготовки тел умерших к погребению.

 

Исходя из изложенного, фактическое осуществление деятельности СПб ГБУЗ «БСМЭ» на территории морга крематория, арендуемого ООО «Р.И.П.», и организованная в связи с этим деятельность СПб ГБУЗ «БСМЭ» и ООО «Р.И.П.» предоставляет преимущество осуществлению коммерческой деятельности ООО «Р.И.П.», препятствует выходу на данный рынок иным хозяйствующим субъектам и осуществлению деятельности другими участниками рынка ритуальных услуг, оказывающими (могущими оказать) услуги по предпохоронному содержанию останков умерших или погибших, по подготовке тел умерших к погребению.

 

В соответствии со статьей 123.21 ГК РФ, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

СПб ГБУЗ «БСМЭ» является унитарной некоммерческой организацией, особенности гражданско-правового положения которой определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Согласно части 1 ст.9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Частью 2 ст.9.2 Закона № 7-ФЗ определено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственное задание для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (часть 3 ст.9.2 Закона № 7-ФЗ).

Понятие «государственное (муниципальное) задание» определено в статье 6 Бюджетного кодекса РФ как документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В соответствии с Положением о Комитете по здравоохранению, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 № 1070 (далее – Положение), СПб ГБУЗ «БСМЭ» находится в ведении Комитета по здравоохранению, в отношении которого Комитет осуществляет от имени Санкт-Петербурга функции и полномочия учредителя в соответствии с правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга (п.4.33).

Функции и полномочия Комитета установлены Положением, в том числе согласно п.3.1-1 Положения, Комитет по здравоохранению организует проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Комитету.

В соответствии с Уставом СПб ГБУЗ «БСМЭ» целью деятельности учреждения является организация проведения судебно-медицинских экспертиз, предметом деятельности учреждения является проведение судебно-медицинских экспертиз.

 

Особенности правового положения государственного судебно-экспертного учреждения урегулированы Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ). В соответствии со статьей 11 Закона № 73-ФЗ, государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения. Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется законодательством о судебно-экспертной деятельности, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В соответствии со статьей 37 Закона № 73-ФЗ деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В связи с изложенным, СПб ГБУЗ «БСМЭ», осуществляющее государственную судебно-медицинскую, судебно-экспертную деятельность является органом/организацией, осуществляющей (обеспечивающей) функции органа исполнительной власти Санкт-Петербурга - Комитета по здравоохранению, а также органов дознания, органов предварительного следствия и судов, в связи с чем к СПб ГБУ «ЦМЭЦ» применимы запреты, установленные ст.16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

 

Рассмотренным соглашением (согласованными действиями) иные хозяйствующие субъекты, работающие на рынке ритуальных услуг, были лишены возможности использовать государственное имущество и осуществлять деятельность, аналогичную ООО «Р.И.П.». Таким образом, был ограничен доступ на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, что запрещено статьей 16 Закона о защите конкуренции.

 

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях СПб ГБУЗ «БСМЭ» и ООО «Р.И.П.» нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения по условиям использования государственного имущества, в предоставлении коммерческой организацией ООО «Р.И.П.» в безвозмездное пользование государственному бюджетному учреждению - СПб ГБУЗ «БСМЭ» государственного имущества путем заключения договора безвозмездного пользования № 2 от 07.06.2017 и договора о сотрудничестве от 22.03.2005, устанавливающих взаимные обязанности участников соглашения по совместной организации на базе морга крематория секционных исследований трупов и ритуальных услуг населению, что привело или может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг Санкт-Петербурга.

 

В связи с установлением антиконкуретного соглашения между СПб ГБУЗ «БСМЭ» и ООО «Р.И.П.», в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия СПб УФАС России приняла заключение об обстоятельствах дела. Копия заключения об обстоятельствах дела № 1-00-73/78-03-17 (исх. № 78/3503/18 от 07.02.2018, далее – Заключение) направлена лицам, участвующим в деле.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ООО «Р.И.П.» письмом от 02.03.2018 № 02-18 и СПб ГБУЗ «БСМЭ» письмом от 05.03.2018 № 364/01-6 представили письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела, в которых указали на несогласие с выводами Комиссии СПб УФАС России в части оценки заключенных договоров безвозмездного пользования № 2 от 07.06.2017 и договора о сотрудничестве от 22.03.2005, как соглашений, ограничивающих конкуренцию. При этом не представлено иных доводов и доказательств, которые не были известны Комиссии СПб УФАС России при принятии заключения об обстоятельствах дела № 1-00-73/78-03-17 (исх. № 78/3503/18 от 07.02.2018) и которым в заключении не была дана надлежащая оценка.

Также в указанных возражениях ООО «Р.И.П.» и СПб ГБУЗ «БСМЭ» ссылаются на акт проверки № 78/17245/16 от 05.08.2016, составленный Санкт-Петербургским УФАС России по результатам проведенной проверки СПб ГБУЗ «БСМЭ», согласно которому, по их мнению, никаких нарушений установлено не было.

Данный вывод противоречит выводам акта проверки № 78/17245/16 от 05.08.2016 (материалы проверки приобщены к настоящему делу), согласно которому: «В действиях СПб ГБУЗ «БСМЭ» при заключении с ООО «Ритуальный дом «Утес» (в настоящее время – ООО «Р.И.П.») договора о сотрудничестве от 22.03.2005 усматриваются признаки нарушения ч.1 , ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции (л.9 акта). «По результатам внеплановой выездной проверки Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» выявлены признаки нарушения ч.1, ч.3 ст.15, ст.17.1 Федерального закона от 26.07.20906 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при осуществлении СПб ГБУЗ «БСМЭ» деятельности.» (л.13 акта). Кроме того в тексте акта на л.7 указано следующее: «Согласно полученным 07.07.2016 объяснениям, некоторые санитары, работники СПб ГБУЗ «БСМЭ» оформлены по трудовым договорам в ООО «Р.И.П.», по окончании смены в СПб ГБУЗ «БСМЭ» работают в ООО «Р.И.П.» и наоборот.», что подтверждает вывод Комиссии СПб УФАС России о доступе ООО «Р.И.П.» к информации об умерших (погибших), доставляемых в морги СПб ГБУЗ «БСМЭ» и крематория, и приоритетной возможности оказывать ритуальные услуги населению, включающие сохранение тел умерших, санитарную и косметическую обработку, наружное бальзамирование. Именно размещение судебно-экспертного участка СПб ГБУЗ «БСМЭ» по адресу Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А, то есть непосредственно в месте оказания ООО «Р.И.П.» соответствующих ритуальных услуг, обеспечило ООО «Р.И.П.» обращение граждан за оказанием таких ритуальных услуг и не требует от ООО «Р.И.П.» дополнительных усилий по «поиску клиентуры».

Доводы возражений о фактическом не исполнении в настоящее время договора о сотрудничестве не подтверждены и противоречат представленным ранее в материалы дела пояснениям.

СПб ГУП «РУ» письмом от 05.03.2018 № 358 представило письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела, в которых отметило следующее. Комната 79 помещения 1 по адресу: Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А, расположена в здании Крематория и согласно данным технического и кадастрового учета (ведомости помещения здания) поименована моргом, вместе с тем, по своему функциональному назначению является останкохранилищем (трупохранилищем), что обусловлено наличием или отсутствием специального оборудования для секционных исследований.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что в соответствии с договором безвозмездного пользования № 2 от 07.06.2017 ООО «Р.И.П.» предоставил в безвозмездное пользование СПб ГБУЗ «БСМЭ» в том числе комнату № 79, как место общего пользования, а также оборудование: секционные столы, стеллажи для хранения трупов, холодильные камеры.

Исходя из пояснений СПб ГУП «РУ» и условий договора от 07.06.2017 № 2, помещение № 79 используется ООО «Р.И.П.» и СПб ГБУЗ «БСМЭ» совместно, СПб ГБУЗ «БСМЭ» как помещение морга, а ООО «Р.И.П.» как останкохранилище (трупохранилище), что также подтверждает вывод Комиссии СПб УФАС России о наличии соглашения (согласованных действий) ООО «Р.И.П.» и СПб ГБУЗ «БСМЭ».

Заявитель письмом вх № 5347/18 от 02.03.2018 представил письменные пояснения и дополнения к заключению об обстоятельствах дела, в которых настаивал на включение в дело рассмотрения вопроса о признании недействительным договора аренды № 07-В002898 от 26.02.2004 и договора аренды № 17 от 01.01.2005. Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что исходя из предмета рассмотрения дела № 1-00-73/78-03-17 данный вопрос в указанном деле не рассматривается.

Статья 16 Закона о защите конкуренции содержит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения между осуществляющими функции органов власти органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими лицами согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме;

 

Рассмотрев материалы дела № 1-00-73/78-03-17, письменные возражения и пояснения лиц на заключение об обстоятельствах дела, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о наличии нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившегося в заключении ООО «Р.И.П.» и СПб ГБУЗ «БСМЭ» антиконкурентного соглашения (совершении антиконкурентных согласованных действий), которое приводит к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок ритуальных услуг.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия СПб УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушение части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившееся в осуществлении Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (195067, Санкт-Петербург, Екатерининский пр., 10) и ООО «Р.И.П.» (195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д. 12, лит. А) ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) путем заключения договора безвозмездного пользования № 2 от 07.06.2017, предусматривающего распоряжение коммерческой организацией ООО «Р.И.П.» государственным имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения за Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Ритуальные услуги», и предоставления помещений по адресу: 195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр., д.12, литер А, кадастровый номер <...> :5606Б:13:23, пом. 11 площадью 20,5 кв.м, пом. № 73 площадью 49,7 кв.м и мест общего пользования пом. № 74, № 76, частей комнат № 78, № 79, расположенных на первом (1-Н) этаже, а также оборудования в безвозмездное пользование СПб ГБУЗ «БСМЭ», а также договора о сотрудничестве от 22.03.2005, устанавливающего взаимные обязанности участников соглашения по совместной организации на базе морга крематория секционных исследований трупов и ритуальных услуг населению, что привело к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок ритуальных услуг в части предпохоронного содержания останков умерших или погибших, включающий подготовку тел умерших к погребению, и может привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг Санкт-Петербурга.

2. Рекомендовать Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга и Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга в целях прекращения антиконкурентных согласованных действий Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и ООО «Р.И.П.», которые приводят к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок ритуальных услуг в части предпохоронного содержания останков умерших или погибших, включающий подготовку тел умерших к погребению, и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности на рынке ритуальных услуг, предпринять меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению установленного в деле № 1-00-73/78-03-17 нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                       <…>

 

Члены Комиссии:                                                                  <…>

                                                                                             <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение  трех месяцев со дня принятия решения, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны