Решение №78/1942/24 Т02-29/24 по жалобе ООО "ЭНЕРГИЯ" от 26 января 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-29/24
23 января 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Заказчик) и ООО "ЭНЕРГИЯ" (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 12.01.2024 вх. № 644-ЭП/24) ООО "ЭНЕРГИЯ" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по оснащению системой антиобледенения водостоков здания по адресу: Московский проспект, д.28, пл. Балтийского вокзала, д.1 (извещение №32313129488, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
25 декабря 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32313129488 (далее — Извещение) о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по оснащению системой антиобледенения водостоков здания по адресу: Московский проспект, д.28, пл. Балтийского вокзала, д.1, включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках), версия 67 от 22.09.2023, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
15 703 853,62 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
25.12.2023 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
12.01.2024 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
17.01.2024 (МСК) 19.01.2024 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения заявок |
СПб, Лиговский пр. 88 |
2. В жалобе Заявитель сообщает, что Заказчик в составе Документации разместил форму 2 «СВЕДЕНИЯ О НАИМЕНОВАНИИ И ПОКАЗАТЕЛЯХ ТОВАРА», в том числе, показатели эквивалентности к ней, однако в них есть противоречия, из-за которых невозможно однозначно определить какие именно характеристики товара требуются Заказчику по строкам 191 и 310, 445 и 584, а также, 446 и 585.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/789/24 от 16.01.2024 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Частью 18 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
В силу п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Также, согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
На основании п. 1.2. тома 2 Документации выполнение работ осуществляется в соответствии с техническими требованиями аукционной документации (Том 3). В Томе 3 настоящей аукционной документации указываются также следующие сведения:
- описание предмета аукциона;
– установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия, выполняемой работы потребностям заказчика;
–требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, которая является предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
–место, условия и сроки (периоды) выполнения работ;
Согласно п. 5.2.2. тома 2 Документации предоставляется в первой части заявки наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой «Сведения о наименовании и показателях товара» и инструкцией по ее заполнению Форма № 2).
Прилагаемое к Техническому заданию Приложение № 1 (Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям) с указанием в составе заявки на участие в закупке требуемых документацией характеристик товаров, свидетельствует о том, что участник закупки детально изучил документацию о закупке, в том числе рабочую документацию, осведомлен о предмете договора, что позволяет заказчику сделать вывод о том, что участник может выполнить необходимую работу в соответствии с требованиями Технического задания.
Пунктом 1.2.1. Тома 1 Документации предусмотрено, что участник обязан в полном объеме изучить аукционную документацию.
В соответствии с п. 2.1. Тома 3 Документации работы необходимо выполнить в полном объеме согласно рабочей документации «Корректировка проекта оснащение системой антиобледенения водостоков зданий по адресу: Московский пр., д. 28, Московский пр., д. 30, пл. Балтийского вокзала, д. 1.», разработанной ООО «СМЭК» в 2023 году по адресу: Московский пр., д.28 (шифр 1222-01-ЭМ), пл. Балтийского вокзала, д. 1. (шифр 1222-03-ЭМ ), выполнение работ по адресу: Московский пр., д. 30 не требуется.
Материалы, используемые при производстве работ, должны отвечать санитарным, противопожарным и прочим требованиям, допускающим их использование в ГУП «Петербургский метрополитен» и иметь соответствующие документы (сертификаты и/или паспорта и/или декларации соответствия) (п. 2.11 Тома 3 Документации).
Согласно п. 2.12. Тома 3 Документации эквивалентность материалов, комплектующих и оборудования, определяется в соответствии с требованиями к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности товара используемого для выполнения работы, указанными в «Требованиях к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям» (Приложение № 1 к техническому заданию).
Представители Заказчика, в частности, отметили:
- по товару «Выключатель ТИП 1» (п. 25.3 Таблицы эквивалентности, строка 191) в Таблице эквивалентности товар с наименованием «Выключатель ТИП1» (п. 25.3) описан выключатель автоматический дифференциального тока, OptiDin D63-22C16, 30 мА, который указан в РД в составе щита ЩОК (1222-01- ЭМ.ИО лист 4 и 1222-01-ЭМ-СО лист 1) и имеет 2 полюса;
- по товару «Выключатель автоматический ТИП 1 п. 106 Локальной сметы № 1» (п. 26 Таблицы эквивалентности, строка 310) в Таблице эквивалентности товар с наименованием «Выключатель автоматический ТИП 1» п.26 (строчка 310) описан выключатель автоматический OptiDin BM63-3C40, указанный в РД (1222-01-ЭМ-СО лист 1) и имеет 3 полюса;
- по товару «Выключатель ТИП 2» (п. 25.4. Таблицы эквивалентности, строка 205) в Таблице эквивалентности товар с наименованием «Выключатель ТИП 2» п. 25.4 (строчка 205) описан выключатель автоматический OptiDin ВМ63- 3C32, который указан в РД в составе щита ЩОК (1222-01-ЭМ.ИО лист 4 и 1222-ОЬЭМ-СО лист 1);
- по товару «Выключатель ТИП 3» (п. 25.5. Таблицы эквивалентности, строка 218) в Таблице эквивалентности товар с наименованием «Выключатель ТИПЗ» п. 25.5. (строка 218) описан выключатель автоматический OptiDin ВМ63-1С6, который указан в РД в составе щита ЩОК (1222-01-ЭМ.ИО лист 4 и 1222-01-ЭМ-СО лист 1);
- по товару «Выключатель ТИП 3» (п. 40.5. Таблицы эквивалентности, строка 484) в приведенной Таблице эквивалентности товар с наименованием «Выключатель ТИП З» п. 40.5. (строка 484) описан выключатель автоматический OptiDin ВМ63-1С6, который указан в РД в составе щита ЩОК (1222-ОЗ-ЭМ.ИО лист 9 и 1222-ОЗ-ЭМ-СО лист 1);
- по товару «Щит обогрева кровли ТИП 2 п. 179 Локальной сметы № 4»: Корпус ТИП 2» (п. 40.1. Таблицы эквивалентности, строка 438) описанные характеристики позволяют однозначно идентифицировать позицию, как «Корпус навесной R5CE 600x600x250 мм», который указан в РД в составе щита ЩОК (1222-ОЗ-ЭМ.ИО лист 9 и 1222-03- ЭМ-СО лист 1);
- по товару «Шинная коробка: Корпус ТИП 2» (п. 41.1. Таблицы эквивалентности, строка 577) в Таблице эквивалентности товар с наименованием «Корпус ТИП 2» п. 41.1 (строчка 577), с представленными характеристиками однозначно идентифицируется как «Корпус навесной СЕ с М/П 700x500x200 мм», указанный в РД в составе шинной коробки (1222-ОЗ-ЭМ.ИО лист 10 и 1222-01-ЭМ-СО лист 2).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, изучив представленные документы и сведения, приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки составлено Заказчиком надлежащим образом с соблюдением требований Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 12.01.2024 вх. № 644-ЭП/24) ООО "ЭНЕРГИЯ" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по оснащению системой антиобледенения водостоков здания по адресу: Московский проспект, д.28, пл. Балтийского вокзала, д.1 (извещение №32313129488), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ГУП «Петербургский метрополитен» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 12.01.2024 вх. № 644-ЭП/24) ООО "ЭНЕРГИЯ" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по оснащению системой антиобледенения водостоков здания по адресу: Московский проспект, д.28, пл. Балтийского вокзала, д.1 (извещение №32313129488) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.