Решение №78/14076/20 Т02-316/20 по жалобе ООО «СТС» от 8 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-316/20

 

30 апреля 2020 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ПАО «Ленэнерго» (далее – Организатор торгов) и ООО «СТС» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 21.04.2020 №13963-ЭП/20) ООО «СТС» на действия организатора торгов ПАО «Ленэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание клининговых услуг в офисных помещениях административного здания и уборка прилегающей к нему территории по адресу: Санкт-Петербург, Синопская наб., д. 60-62 (201262) (извещение №32009073861), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

21 апреля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
32009073861 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание клининговых услуг в офисных помещениях административного здания и уборка прилегающей к нему территории по адресу: Санкт-Петербург, Синопская наб., д. 60-62 (201262) (далее – Закупка), включая документацию о закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым Стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение о закупках), версия 30 от 23.03.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

17 685 108,84 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

21.04.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

21.04.2020 в 11:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

27.04.2020 (МСК)

20.05.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

196247, г. Санкт-Петербург,

пл. Конституции, д.1

 

2. В жалобе Заявитель оспаривает действия Организатора торгов по необоснованному установлению в Документации критерия оценки заявок «Опыт оказания аналогичных услуг  за период 2017-2019гг. (включительно)», предполагающим присвоение рейтинга на основании имеющегося опыта оказания клининговых услуг исключительно в  офисных помещениях и уборки прилегающей территории.

Также Заявитель полагает незаконными условия п. 9 Информационной карты, п. 4.2 Проекта договора Документации условия оплаты оказанных услуг, выставляемых счетов и счетов-фактур в течение 90 дней, противоречащее Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

Кроме того, по мнению Заявителя, коэффициент дефлятор (Кдеф), применяемый Организатором торгов при определении начальной максимальной цены Закупки, не соответствует Постановлению Правительства РФ № 1234 от 14.11.2015 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Письму Минэкономразвития России (Министерства экономического развития РФ) от 03 октября 2018 г. №28438-АТ/Д03и «Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант)», при этом Заявитель указывает, что при определении начальной максимальной цены Закупки стоимость оказания услуг исчислялась исходя из стоимости услуг за один квадратный метр площади помещений.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением № 78/12750/20 от 24.04.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.

ПАО «Ленэнерго» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

По первому доводу жалобы:

В соответствии с п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно п. 8.1.7.3. Положения о закупках установлено, что требования к участникам закупки, а также критерии и порядок оценки заявок устанавливаются в документации о закупке в соответствии с Приложением №2 к положению о закупке «Требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок».

Следуя п. 1.2. приложения №2 к Положению о закупках, перечень отборочных (минимальных обязательных к выполнению всеми участниками закупки) требований, критерии оценки (ценовые и неценовые) и порядок оценки заявок Участников утверждается закупочной комиссией в составе документации о закупке при проведении каждой закупке на основании данных «Типовых требований к участникам закупки, критериев и порядка оценки заявок участников закупок» (далее – Типовые требования) и приложения №1 к Типовым требованиям.

Согласно п. 6.3.1 Документации заявки участников закупки оцениваются исходя из критериев и в порядке, установленном в приложении 1 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

В соответствии с п. 20 Информационной карты Документации критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке определены в приложении № 1 к части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

Согласно Приложению №1 к Информационной карте Документации оценка заявок производится в баллах, при этом для каждого критерия установлен весовой коэффициент, в зависимости от его значимости. Критерии оценки и их весовые коэффициенты приведены ниже:

1. Стоимость оказания услуг;

2. Опыт оказания аналогичных услуг.

Порядок оценки предложений в соответствии с заявленными Заказчиком критериями:

- значимость критерия «Стоимость оказания услуг» Vs=0,6;

- значимость критерия «Опыт оказания аналогичных услуг за период 2017-2019гг. (включительно)» Vk=0,4.

Пунктом 2 Приложения №1 к Информационной карте Документации установлен следующий порядок оценки заявок по критерию «Опыт оказания аналогичных услуг  за период 2017-2019гг. (включительно) (под аналогичными услугами понимается наличие опыта оказания клининговых услуг в  офисных помещениях и уборки прилегающей территории)»:

По данному критерию оценка производится на основании справки о перечне и объемах  оказания аналогичных услуг за период 2017-2019гг. (включительно) (форма по количеству завершенных договоров на оказание аналогичных услуг  за период 2017-2019гг. (включительно). Оценка производится в отношении завершенных договоров со стоимостью каждого не менее 30% от начальной (максимальной) цены лота по установленной в настоящей документации форме, с подтверждением их выполнения заверенными участником копиями договоров, актами выполненных работ).

В случае если сумма актов выполненных работ не соответствует сумме договора, участнику необходимо приложить копии документов, подтверждающие надлежащее исполнение договора в целом (Дополнительное соглашение об изменении объема, стоимости; Акт о прекращении обязательств по договору, Дополнительное соглашение о расторжении договора) – если участник не предоставляет документ, подтверждающий надлежащее исполнение, то данный договор не учитывается при оценке.  В случае отсутствия подтверждающих документов,  участнику закупки присваивается 0 баллов.

Отсутствие договоров – 0 баллов

1 договор          - 1 балл

2 договора        - 2 балла

3 договора        - 3 балла

4 договора        - 4 балла

5 договоров           - 5 баллов

6 договоров        - 6 баллов

7 договоров        - 7 баллов

8 договоров        - 8 баллов

9 договоров        - 9 баллов

10 договоров       - 10 баллов

 

Представители Организатора торгов пояснили, что указанный критерий оценки установлен в строгом соответствии с пунктом 13 приложения 1 к приложению 2 Положения о закупке «Типовые требования к участникам закупок, критериям и порядку оценки заявок участников закупок». Включая указанный критерий в состав закупочной документации, Организатор торгов получает дополнительные гарантии, что исполнителем будет выбрано квалифицированное лицо, обладающее достаточным количеством опыта оказания аналогичных предмету закупки услуг.

Согласно позиции Организатора торгов, подавая заявку на участие в закупке, любой участник должен объективно оценивать реальную возможность по надлежащему и своевременному исполнению договора, а также достаточность своих материально-технических и кадровых ресурсов. Требование к стоимости оцениваемых договоров в 30% от НМЦ закупки установлено исходя из опыта проведения аналогичных закупок и обусловлено стремлением Организатора торгов оценить квалификацию участника не только на  наличие соответствующего предмету закупки опыта, но и на наличие опыта исполнения договоров в схожих объемах. Указанный подход позволяет получить более объективное представление о квалификации участника.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает соответствующим требованиям Закона №223-ФЗ и Положению о закупках установленный в Документации порядок оценки квалификационного критерия «Опыт оказания аналогичных услуг  за период 2017-2019гг. (включительно) (под аналогичными услугами понимается наличие опыта оказания клининговых услуг в  офисных помещениях и уборки прилегающей территории)».

По второму доводу жалобы:

В соответствии с п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Как было указано, процедуры Закупки проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 6 Информационной карты Документации форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги установлены в разделе IV «Проект договора» настоящей документации о закупке.

В соответствии с пп. 11 п. 9 Информационной карты Документации Заказчик оплачивает Исполнителю оказанные и принятые услуги на основании подписанных обеими Сторонами актов сдачи-приемки оказанных услуг, выставляемых счетов и счетов-фактур в течение 90 дней (в случае заключения Договора по результатам проведения закупочной процедуры, победителем которой является субъект малого или среднего предпринимательства (п. 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352), указывается срок оплаты «не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней»).

Пунктом 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352) закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п. 14.3 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352) при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Представители Организатора торгов пояснили, что в целях оптимизации процесса закупочной деятельности и договорной работы Организатором торгов разработаны типовые формы договоров с вариативностью некоторых пунктов. Поскольку договор с субъектом малого и среднего предпринимательства может быть заключен как по итогам проведения простой конкурентной закупочной процедуры, так и по итогам закупочной процедуры, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, указанное примечание позволяет использовать данную типовую форму договора в обоих случаях.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает соответствующими требованиям Закона №223-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 установленные в Документации форму, сроки и порядок оплаты услуг.

В отношении третьего довода жалобы:

В соответствии с п.п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно п. 5 Информационной карты Документации указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора:

17 685 108, 84 руб. с НДС.

  14 737 590, 70 руб. без НДС.

Начальная (максимальная) цена договора включает в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) договора должен оплачивать в соответствии с условиями договора или на иных основаниях. Все расходы должны быть включены в расценки и общую цену заявки, представленной участником закупки.

Представители Организатора торгов пояснили, что, ввиду отсутствия иного законодательно закрепленного императивного механизма определения НМЦ договора (лота) при проведении закупочной деятельности ПАО «Ленэнерго» такой механизм регулируется локальными нормативными актами, а именно приказом от 29.01.2020 № 48 «Об утверждении инструкции по определению начальной (максимальной) цены договора (лота) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Ленэнерго».

Представители Организатора торгов указали, что при определении НМЦ Закупки использовался предусмотренный разделом 11 «Расчетный метод по аналогам» приказа от 29.01.2020 № 48 «Об утверждении инструкции по определению начальной (максимальной) цены договора (лота) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Ленэнерго», который максимально полно учитывает специфику оказываемых услуг, их объем, а также уровень инфляции и иные финансовые показатели.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает соответствующими требованиям Закона №223-ФЗ установленные в Документации сведения о начальной (максимальной) цене договора.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и по доводам жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 21.04.2020 №13963-ЭП/20) ООО «СТС» на действия организатора торгов ПАО «Ленэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание клининговых услуг в офисных помещениях административного здания и уборка прилегающей к нему территории по адресу: Санкт-Петербург, Синопская наб., д. 60-62 (201262) (извещение №32009073861), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов ПАО «Ленэнерго» нарушений порядка проведения процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 21.04.2020 №13963-ЭП/20) ООО «СТС» на действия организатора торгов ПАО «Ленэнерго» (ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание клининговых услуг в офисных помещениях административного здания и уборка прилегающей к нему территории по адресу: Санкт-Петербург, Синопская наб., д. 60-62 (201262) (извещение №32009073861) необоснованной.

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны