Решение №78/34617/19 Т02-630/19 по жалобе ООО «Элтера» от 22 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-630/19
17 октября 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от АО «ОЭЗ «Санкт-Петербург» (далее – Организатор торгов); от ООО «Элтера» (далее — Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 07.10.2019 вх. № 29804-ЭП/19) ООО «Элтера» на действия Организатора торгов АО «ОЭЗ «Санкт-Петербург» при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по строительству объекта: «Распределительная трансформаторная подстанция РТП 10/0,4 кВ (№5), кабельные линии электроснабжения 10 кВ на территории особой экономической зоны в г. Санкт-Петербург площадка «Новоорловская» по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, дорога в Каменку, д. 74, лит. А» (извещение № 31908327507), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
23 сентября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908327507 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по строительству объекта: «Распределительная трансформаторная подстанция РТП 10/0,4 кВ (№5), кабельные линии электроснабжения 10 кВ на территории особой экономической зоны в г. Санкт-Петербург площадка «Новоорловская» по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, дорога в Каменку, д. 74, лит. А» (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ОЭЗ «Санкт-Петербург» (далее – Положение о закупках) в редакции от 10.01.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
98 536 169,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
23.09.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
09.10.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
16.10.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
197350, г. Санкт-Петербург, Приморский район, Дорога в Каменку, д. 74, лит. А |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31908327507 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащего описания предмета Закупки с указанием фирменных наименований производителей оборудования, используемого для выполнения работ в рамках Закупки, без возможности использования эквивалентного оборудования.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «ОЭЗ «Санкт-Петербург» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Элтера» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/33152/19 от 10.10.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/33152/19 от 10.10.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
-
несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
-
закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
-
закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
-
закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно п. 2 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) предметом договора является выполнение работ по строительству объекта: «Распределительная трансформаторная подстанция РТП 10/0,4 кВ (№5), кабельные линии электроснабжения 10 кВ на территории особой экономической зоны в г. Санкт-Петербург площадка «Новоорловская» по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, дорога в Каменку, д. 74, лит. А».
Описание предмета закупки, объём выполняемых работ установлены в проектно-сметной документации и проекте договора, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации.
Пунктом 7 Информационной карты установлено, что требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) работы, к результатам работы установлены в проектно-сметной документации и проекте договора, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации.
В соответствии с п. 2.1 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Документации, по настоящему договору подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить своими и/или привлеченными силами и средствами работы и сдать результаты работ заказчику по строительству объекта: «Распределительная трансформаторная подстанция РТП 10/0,4 кВ (№5), кабельные линии электроснабжения 10 кВ на территории особой экономической зоны в г. Санкт-Петербург площадка «Новоорловская» по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, дорога в Каменку, д. 74, лит. А» в соответствии с проектно-сметной документацией на условиях, предусмотренных договором.
На основании п. 2.4 проекта договора работы, предусмотренные п. 2.1. настоящего договора, выполняются подрядчиком в полном соответствии с утвержденной заказчиком проектно-сметной документацией.
Проектно-сметная документация, являющаяся неотъемлемой частью Документации, содержит информацию о наименовании товара, количестве товара, технических характеристиках товара, необходимого для выполнения работ по строительству объекта.
Заявитель в жалобе указывает на то, что описание предмета Закупки, изложенное в проектной документации, осуществлено заказчиком с использованием фирменных наименований производителей оборудования, при этом использование эквивалентного оборудования не допускается, что, по мнению Заявителя, противоречит нормам ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предполагает выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий, в том числе, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Представители Организатора торгов отметили, что проектная документация на строительство распределительной трансформаторной подстанции РТП 10/0,4 кВ (№5), кабельных линий электроснабжения 10 кВ на территории особой экономической зоны в г. Санкт-Петербург площадка «Новоорловская» по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, дорога в каменку, д. 74, лит. А (далее - Объект) выполнена АО «Росинжиниринг» по заданию заказчика с учетом специфики деятельности заказчика и необходимостью интеграции вновь создаваемого Объекта электроснабжения в действующую систему электроснабжения, учета электрической энергии, связи, диспетчеризации.
Представители Организатора торгов также отметили, что действующая система электроснабжения на территории особой экономической зоны в г. Санкт-Петербург площадка «Новоорловская» состоит из 24 распределительных и трансформаторных подстанций. Распределительное оборудование напряжением 10 кВ реализовано на основе комплектующих производства ПО «Элтехника» (разъединители, выключатели нагрузки, заземлители) с использованием вакуумных выключателей производства компании «Таврида электрик». Распределительное устройство напряжением 0,4 кВ реализовано в виде 28 однотипных блоков на основе автоматических выключателей Masterpact компании «Шнейдер электрик». Дополнительно в составе системы электроснабжения реализована автоматизированная система диспетчерского технологического управления и автоматизированная система технического и коммерческого учета электрической энергии (мощности). Указанные системы представляют из себя многоуровневый технически сложный объект, состоящий из ряда подсистем, которые в комплексе обеспечивают прием и преобразование сигналов от первичных источников, передачу информации на серверы верхнего уровня для дальнейшей обработки, формирование и выдачу управляющих воздействий на объекты управления, визуализацию телеинформации, синхронизацию системного времени, ведение различных журналов, учет электрической энергии (мощности) и другие функции. Решения по автоматизации и диспетчеризации, реализованные в действующей системе электроснабжения, приняты с учетом имеющейся базы оборудования, на котором построены системы распределения, релейной защиты и автоматики, и первичного учета электрической энергии (мощности) подстанций.
Представители Организатора торгов пояснили, что проектирование и строительство Объекта ведется на основании договора № ОД-СПб-15683-18/23687-Э-18 от 20.09.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключённого с ПАО «Ленэнерго», согласно условиям которого сбор и передачи телеинформации от вновь создаваемых объектов должны быть интегрированы в существующие АСУ ТП.
Представители Организатора торгов также пояснили, что проектная документация АО «Росинжиниринг» предусматривает модернизацию существующей системы электроснабжения путем включения вновь создаваемого объекта РТП № 5 в существующую систему электроснабжения. Проектными решениями предусмотрена прокладка дополнительных питающих кабельных линий от проектируемой РТП-5 до кабельных линий существующих и эксплуатируемых в настоящий момент РТП-3 - РТП-4 с последующим их разрывом и установкой соединительных муфт с получением дополнительных кабельных линий направлением РТП-5 - РТП-3 и РТП-5 - РТП-4. В целях исключения проблем с подключением, проблем в передаче данных от изделий одного производителя изделиям другого типа в процессе интегрирования РТП № 5 в систему учета и диспетчеризации проектной документацией предусмотрено внедрение оборудования и комплектующих уже принятых в системе электроснабжения заказчика.
Представители Организатора торгов отметили, что при разработке и утверждении проектной документации учтено:
-
наличие опыта обслуживания существующей системы электроснабжения, оборудования и его комплектующих;
-
наличие обученного и аттестованного электротехнического персонала у заказчика;
-
наличие аварийного запаса материалов и комплектующих на складах заказчика, обеспечивающего возможность проведения технического обслуживания, оперативного восстановления электроснабжения потребителей после возникновения возможных аварийных ситуаций, выхода оборудования из строя;
-
наличие приборного парка электролаборатории, укомплектованного с учетом типов установленного оборудования, диагностического оборудования, специальной оснастки, инструмента, программного обеспечения.
На проект получено положительное заключение государственной экспертизы № 78-1-1-3-023977-2019 от 09.09.2019.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России, приходит к выводу о том, что Организатором торгов надлежащим образом соблюдены требования к описанию предмета Закупки, изложенные в ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в соответствии с имеющейся проектной документацией согласно предмету проводимой процедуры Закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений норм Закона № 223-ФЗ в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 07.10.2019 вх. № 29804-ЭП/19) ООО «Элтера» на действия Организатора торгов АО «ОЭЗ «Санкт-Петербург» (ИНН: 7819036901, ОГРН: 1177847162624) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по строительству объекта: «Распределительная трансформаторная подстанция РТП 10/0,4 кВ (№5), кабельные линии электроснабжения 10 кВ на территории особой экономической зоны в г. Санкт-Петербург площадка «Новоорловская» по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, дорога в Каменку, д. 74, лит. А» (извещение № 31908327507) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.