Решение №78/12573/21 Т02-354/21 по жалобе ООО «ОБИТ» от 29 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-354/21

26 апреля 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «ТЭК СПб» (далее – Организатор торгов) и ООО «ОБИТ» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 08.04.2021 вх. № 11672-ЭП/21) ООО «ОБИТ» на действия Организатора торгов ГУП «ТЭК СПб» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по аренде стоек, оборудования ЦОД и вычислительных мощностей по модели IaaS (извещение №32110073147), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

11 марта 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110073147 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по аренде стоек, оборудования ЦОД и вычислительных мощностей по модели IaaS (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «ТЭК СПб» (далее – Положение о закупках) в редакции от 19.02.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

10 924 427,32 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

11.03.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

08.04.2021 в 12:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

15.04.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Малая Морская, 12

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритериям «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБi1.1)» и «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБi1.3)», которые оцениваются в рамках критерия «Квалификация Участников;

  • установлении в Документации требований к оператору, оказывающему услуги по договору, о наличии лицензии на деятельность по разработке и/или производству средств защиты конфиденциальной информации (ФСТЭК); лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (ФСТЭК), а также лицензии на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (ФСБ).

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

В рамках заседания Комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «ОБИТ» объявлялся перерыв до 26.04.2021 15:15 (МСК).

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «ТЭК СПб» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ОБИТ» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/10210/21 от 13.04.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/10210/21 от 13.04.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритериям «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБi1.1)» и «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБi1.3)», которые оцениваются в рамках критерия «Квалификация Участников»:

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 13 Документации установлены критерии оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок.

Согласно п. 13.2 Документации оценка заявок участников по критерию «Квалификация участников» осуществляется путем умножения суммы значений показателей данного критерия, выставленных в баллах в соответствии с приведенной таблицей, на значимость указанного критерия по формуле:

Rci = (Ci1 + Ci2 + … + Cik) * 50%,

где:

Rci - итоговый рейтинг, присуждаемый i-й Заявке по указанному критерию;

Cik - среднее арифметическое значение оценок всех членов комиссии в баллах, присуждаемое  i-й заявке на участие в запросе предложений по k-му показателю, где k - –количество установленных показателей;

50% - значимость указанного критерия.

Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Пунктом 13.2.1 Документации установлены подкритерии, которые оцениваются в рамках критерия «Квалификация Участников»:

1) Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг. (См. п. 13.2.2.);

2) Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема* (См. п. 13.2.3);

* Оцениваются контракты/договоры стоимостью не менее 40% от начальной (максимальной) ценой контракта/договора по настоящей закупке.

3) Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг (См. п. 13.2.4).

В соответствии с п. 13.2.2 Документации по подкритерию «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБi1.1

Оценивается предложение участника о наличии у участника квалифицированных специалистов, которые будут задействованы при исполнении договора, заключенного по результатам настоящего запроса предложений, прошедших обучение и имеющих сертификаты из данного перечня:

  • Microsoft Certified Professional;

  • Microsoft Certified Solutions Expert;

  • VMware VCP (VCP6-DCV);

  • Microsoft Certified Solutions Associate;

  • VMware VCAP;

  • Veeam VMCE.

Порядок оценки:

Баллы присваиваются в зависимости от количества специалистов, имеющих указанные выше сертификаты.

НЦБi1.1 = КЗ1.1 x (Бi1 + Бi2 + Бi3 + Бi4 + Бi5 + Бi6 )

где:

КЗ1.1 – коэффициент значимости критерия «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг»

а) в случае если Кmax < Кпред, то количество баллов по критерию оценки (показателю) определяются по формуле:

Бi = КЗ х 100 х (Кi / Кmax)

б) в случае если Кmax ≥ Кпред, то количество баллов по критерию оценки (показателю) определяются по формуле:

Бi = КЗ х 100 х (Кi / Кпред); при этом Бmax = КЗ х 100,

где:

КЗ – коэффициент значимости показателя;

Кi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред – предельно необходимое значение показателя;

Бmax – количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение показателя.

1. Наличие специалистов, имеющих сертификат Microsoft Certified Professional, КЗ = 0,15; Кпред = 2.

2. Наличие специалистов, имеющих сертификат Microsoft Certified Solutions Expert, КЗ = 0,15; Кпред = 2.

3. Наличие специалистов, имеющих сертификат VMware VCP (VCP6-DCV), КЗ = 0,25; Кпред = 3.

4. Наличие специалистов, имеющих сертификат Microsoft Certified Solutions Associate, КЗ = 0,15; Кпред = 2.

5. Наличие специалистов, имеющих сертификат VMware VCAP, КЗ = 0,15; Кпред = 2. Наличие специалистов, имеющих сертификат Veeam VMCE, КЗ = 0,15; Кпред = 1.

Учитываются только специалисты, состоящие в штате либо привлеченные на основе гражданско-правовых договоров, квалификация которых подтверждена представленными в составе заявки копиями соответствующих сертификатов и копиями документов, подтверждающих наличие данного специалиста в штате компании участника открытого запроса предложений или привлечение на основе гражданско-правового договора (приказы о приёме на работу специалистов или копии трудовых договоров или копии трудовых книжек).

При отсутствии в составе заявки копий соответствующих сертификатов и/или копий документов, подтверждающих наличие данного специалиста в штате компании участника открытого запроса предложений или привлечение на основе гражданско-правового договора (приказы о приёме на работу специалистов или копии трудовых договоров или копии трудовых книжек), участник открытого запроса предложений получает 0 баллов по данному показателю.

Максимальный рейтинг по показателю критерия оценки с учетом коэффициента значимости показателя – 20 баллов

На основании п. 13.2.4 Документации по подкритерию «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБi1.3)» оценивается количество оптических волокон в трассе ВОЛС, находящейся в собственности участника закупки или арендованной трассы ВОЛС, между двумя ЦОД. Обязательным условием для проведения оценки предложения участника является предоставление подтверждающих документов на право собственности или долгосрочной аренды здания ЦОД (выписка из ЕГРН либо договора аренды) (согласно ТТ №1.1.)

Количество оптических волокон в трассе подтверждается документом «Исполнительная документация на законченную строительством волоконно-оптическую линию связи».

Порядок оценки:

Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению), определяется по формуле:

НЦБi1.3 = КЗ1.3 х 100 х (Fi/Fmax),

где:

КЗ1.3 – коэффициент значимости показателя.

Fi – предложение участника закупки по количеству волокон в оптической трассе, заявка (предложение) которого оценивается;

Fmax – максимальное предложение по количеству волокон в оптической трассе из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.

Лучшие условия исполнения договора соответствуют большему значению суммы баллов.

Максимальный рейтинг по показателю критерия оценки с учетом коэффициента значимости показателя – 40 баллов

Заявитель в жалобе указывает на то, что пунктом 13.2.2 Документации установлены требования, которым должны соответствовать специалисты исполнителя. Два из указанных сертификатов не могут быть получены, а именно сертификаты Microsoft Certified Professional и Microsoft Certified Solutions Expert Microsoft c 31 января 2021 года не продлеваются и не выдаются компанией Microsoft (согласно информации официального сайта в сети Интернет microsoft.com).

Представители Организатора торгов пояснили, что согласно пункту 3.5.2 технического задания на оказание услуг по аренде стоек и оборудования ЦОД, участник (оператор) должен обладать опытом эксплуатации помещений ЦОД не менее 5 (пяти) лет. Опыт эксплуатации включает в себя в том числе наличие необходимых компетенций в области работы с программным обеспечением, установленным на оборудовании заказчика, а запрашиваемые сертификаты необходимы для поддержки операционных систем и приложений, таких как:

  • Microsoft Windows Server 2003 SE/R2/EE;

  • Microsoft Windows Server 2008 R2, E/S;

  • Microsoft Windows Server 2012 R2, S;

  • Microsoft Windows Server 2016 Datacenter;

  • Microsoft Exchange Server 2010/2013;

  • Microsoft SQL Server 2008/2012/2014/2017.

Кроме того, согласно пункту 13.2.2 Документации по подкритерию «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, оценивается предложение участника о наличии у участника квалифицированных специалистов, которые будут задействованы при исполнении договора, заключенного по результатам Закупки, прошедших обучение и имеющих сертификаты из следующего перечня:

  • Microsoft Certified Professional;

  • Microsoft Certified Solutions Expert;

  • VMware VCP (VCP6-DCV);

  • Microsoft Certified Solutions Associate;

  • VMware VCAP;

  • Veeam VMCE.

Согласно предпоследнему абзацу порядка оценки пункта 13.2.2, при отсутствии в составе заявки копий соответствующих сертификатов и (или) копий документов, подтверждающих наличие данного специалиста в штате компании участника или привлечение на основе гражданско-правового договора (приказы о приеме на работу специалистов или копий трудовых договоров, или копии трудовых книжек), участник открытого запроса предложений получает 0 баллов по данному показателю.

Представители Организатора торгов отметили, что в соответствии с Документацией отсутствие таких сертификатов не является основанием для отклонения заявки участника.

Также Заявитель в жалобе указывает на то, что в соответствии с п. 13.2.4 Документации участник должен обладать уже построенными оптоволоконными трассами от ЦОДа до обеих площадок заказчика, и количество оптических волокон в трассе подтверждается документом «Исполнительная документация на законченную строительством волоконно-оптическую линию связи». Заявитель полагает, что установленный порядок оценки по подкритерию ограничивает круг потенциальных участников Закупки.

Представители Организатора торгов отметили, что согласно пункту 13.2.4 Документации указаны требования к количеству оптических волокон в трассе волоконно-оптической линии связи (далее - ВОЛС), находящейся в собственности участника закупки или арендованной трассы ВОЛС, между двумя ЦОД.

Согласно пункту 1.3.7. приложения № 1.1 к проекту договора: Техническое требование на оказание услуг по аренде стоек и оборудования ЦОД, составной частью закупки является организация и предоставлении двух выделенных оптоволоконных каналов связи до: Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, лит. А, и ул. Оптиков, д. 6, лит. А, приходящих разными маршрутами от площадки ЦОД, исполнитель должен будет выполнить строительство указанных линий в срок до 20 дней с даты подписания договора.

Согласно пункту 6.4.9 приложения № 1 к проекту договора (Технические требования IaaS): оператору необходимо обеспечить хранение резервных копий локально в Резервном ЦОД Оператора (Исполнителя), с использованием оптических каналов между ЦОД исполнителя.

Представители Организатора торгов пояснили, что серверные помещения заказчика по адресам: Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12 и ул. Оптиков, д. 6 находятся в инфраструктурно- и технологически развитых районах Санкт-Петербурга с хорошей оснащённостью всех зданий и сооружений сетью кабельных линий связи. Таким образом, при отсутствии собственных ВОЛС и невозможности их прокладки в срок, предусмотренный Документацией, существует альтернатива в виде аренды соответствующих ВОЛС у различных операторов связи (ПАО «Ростелеком», ПАО «Мегафон», АО «ЭР Телеком холдинг» и др.).

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав положения Документации в части установленного порядка оценки заявок по подкритериям, указанным в п.п. 13.2.2, 13.2.4 Документации, приходит к выводу о том, что указанные подркитерии установлены на основании Положения о закупках, а также соответствуют предмету и целям проводимой процедуры Закупки.

При этом Комиссия СПб УФАС России полагает, что установленный в п.п. п.п. 13.2.2, 13.2.4 Документации, порядок оценки заявок по подркитериям «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБi1.1)» и «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг (НЦБi1.3)», которые оцениваются в рамках критерия «Квалификация Участников», обусловлен потребностью заказчика в надлежащем оказании услуг, являющихся предметом Закупки, позволяет объективно оценить наилучшие условия исполнения договора, а также не выступает ограничивающим фактором участия в Закупке как в силу оценочного характера условий, так и по причине того, что позволяет участникам Закупки конкурировать путем предложения лучших условий по иным критериям оценки заявок участников.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требований к оператору, оказывающему услуги по договору, о наличии лицензии на деятельность по разработке и/или производству средств защиты конфиденциальной информации (ФСТЭК); лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (ФСТЭК), а также лицензии на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (ФСБ):

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 11 приложения № 1 к техническим требованиям на оказание услуг по аренде вычислительных мощностей по модели IaaS (далее — Технические требования) установлены требования к квалификации оператора.

Так, согласно п.п. 11.1, 11.2, 11.3 приложения № 1 к Техническим требованиям оператор должен соответствовать следующим лицензиям:

11.1 Лицензия на деятельность по разработке и/или производству средств защиты конфиденциальной информации (ФСТЭК);

11.2 Лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (ФСТЭК);

11.3 Лицензия на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (ФСБ).

Заявитель в жалобе указывает на то, что в соответствии с пп. «л» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313, лицензирование при осуществлении деятельности с использованием при использовании шифровальных (криптографических) средств, используемых для защиты технологических каналов информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи, не относящихся к критически важным объектам, не осуществляется.

Заявитель полагает, что Организатор торгов, устанавливая требования о наличии лицензий, не относящихся к предмету Закупки, ограничивает круг потенциальных участников Закупки.

Представители Организатора торгов пояснили, что необходимость применения шифровальных криптографических средств вызвана обработкой в ЦОД персональных данных, к которым действующим законодательством Российской Федерации установлены особые требования по обеспечению их защиты. Особые требования предъявляются к провайдерам облачных сервисов и услуг ЦОД, следовательно, предлагаемые облачные сервисы должны соответствовать действующим нормам в сфере информационной безопасности, установленным для государственных информационных систем, которые обслуживают государственные органы и государственные унитарные предприятия, и для информационных систем, используемых для хранения и обработки персональных данных. При размещении информационной системы Заказчика в ЦОД или облаке, на провайдера возлагается ответственность за решение части вопросов, касающихся информационной безопасности. Обеспечение защиты инфраструктуры заказчика в рассматриваемом случае является лицензируемым видом деятельности, согласно абзацу 2 пункта 2 Состава и содержания организационных мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных утвержденных приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 18.02.2013 № 21, для выполнения работ по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе в соответствии с законодательством Российской Федерации могут привлекаться на договорной основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Кроме того, согласно пункту 10 Приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах», для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Представители Организатора торгов также отметили, что виртуальный ЦОД поможет сократить издержки заказчика на создание и обслуживание IT инфраструктуры и внутренней системы защиты информации. Как правило, комплексное техническое сопровождение и поддержка, включая консалтинг и разработку пакета документов для аттестации в регулирующих органах обеспечивают квалифицированные эксперты, а платформа для оказания услуг соответствует строгим техническим стандартам и удовлетворяет необходимым законодательным и организационным требованиям. Благодаря применению сертифицированных решений, провайдер имеет возможность предоставлять услуги по технической защите используемых персональных данных. Программные и аппаратные средства защиты информации сертифицируются в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю и Федеральной службе безопасности. Система информационной безопасности обеспечивает межсетевое экранирование, защиту от DDoS - атак, контроль за соблюдением правил безопасности и стандартов конфигурации, поддержку процессов управления рисками и уязвимостями, расследование инцидентов, проведение внутренних и внешних аудитов безопасности, а также регулярный мониторинг и тестирование сети, систем и процессов в сфере информационной безопасности.

Представители Организатора торгов пояснили, что, таким образом, для размещения в виртуальном ЦОД государственных информационных систем, необходимо аттестовать его IT инфраструктуру на соответствие требованиям безопасности, установленным действующим законодательством Российской Федерации, что предполагает внедрение организационных и технических мер защиты, а провайдер данных услуг должен иметь соответствующие лицензии для осуществления такой деятельности.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав положения Документации в части установленных требований к квалификации оператора, оказывающего услуги по договору, приходит к выводу об обоснованности установления в п.п. 11.1, 11.2, 11.3 приложения № 1 к Техническим требованиям требования к оператору о наличии лицензии на деятельность по разработке и/или производству средств защиты конфиденциальной информации (ФСТЭК); лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (ФСТЭК), а также лицензии на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (ФСБ).

Комиссия СПб УФАС России полагает, что требование к оператору о наличии лицензий, указанных в п.п. 11.1, 11.2, 11.3 приложения № 1 к Техническим требованиям, установлено на основании Положения о закупках, а также соответствует предмету и целям проводимой процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит второй довод жалобы неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 08.04.2021 вх. № 11672-ЭП/21) ООО «ОБИТ» на действия Организатора торгов ГУП «ТЭК СПб» (ИНН: 7830001028, ОГРН: 1027810310274) при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по аренде стоек, оборудования ЦОД и вычислительных мощностей по модели IaaS (извещение №32110073147) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны