Решение №78/34978/21, 78/34977/21 Т02-815/21 по жалобе ООО «ПромЭнерго» от 6 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-815/21

01 декабря 2021 года                                                                         Санкт-Петербург

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

с участием представителей ООО «ЖКС №2 Калининского района» (далее – Организатор торгов) и ООО «ПромЭнерго» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 23.11.2021 вх. № 36396-ЭП/21, от 25.11.2021 вх. № 36825-ЭП/21) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры (извещение №32110804465, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

10 ноября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32110804465 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры (далее - Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «ЖКС №2 Калининского района» (далее – Положение о закупках) версия 19 от 05.10.2021, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

3 773 016,73 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

10.11.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

22.11.2021 в 16:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

22.11.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, ул. Вавиловых, 13 корп. 1

 2. В жалобе Заявитель указывает, что процедура Закупки размещена с нарушением норм Закона №223-ФЗ ввиду того, что действующее Положение о закупках не соответствует ч. 2 ст 2 Закона №223-ФЗ, поскольку не содержит определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона №223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 505-ФЗ, от 05.04.2021 N 86-ФЗ).

Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №78/33544/21 от 26.11.2021 года, представлены в заседание Комиссии.

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ООО «ЖКС №2 Калининского района» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) не позднее чем в течение девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Положения о закупках, которые не соответствуют требованиям части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), по истечении девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона считаются не размещенными в единой информационной системе. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции настоящего Федерального закона), но не позднее девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно сведениям ЕИС действующая редакция Положения о закупках в версии 19 от 05.10.2021 фактически утверждена 26.12.2018 и опубликована в редакции, соответствующей дате утверждения.

Протоколами от 31.08.2020, от 28.06.2021, и от 24.09.2021 в Положение о закупках внесены изменения.

При этом, как было установлено, в ЕИС размещена редакция Положения о закупках от 26.12.2018 без внесенных изменений.

Глава 4 Положения о закупках содержит раздел 1 «Порядок формирования начальной (максимальной) цены договора», включающий в себя следующее:

1.1. Для установления начальной (максимальной) цены договора (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом договора, могут быть:

собственные расчеты;

информация о ценах товаров (работ, услуг), которая содержится в государственной статистической отчетности или в реестре договоров; информация о ценах производителей;

общедоступные результаты изучения рынка;

исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика:

иные источники информации.

1.2. Начальная (максимальная) цена договора может определяться расчетным способом с использования следующих методов:

- нормативный метод - расчет цены договора на основе нормативов. Нормативный метод применяется в случае, если правовыми актами установлены нормативы в отношении товаров, работ, услуг (в том числе их предельная стоимость, количество (объем), качество), которые предполагается закупать;

- метод одной цены - цена договора определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем (поставщиком) товаров (исполнителем работ, услуг), либо обладающим исключительным нравом на товар, работу, услугу. Метод применяется в случае, если предполагается осуществление закупки товаров, работ, услуг производимых (поставляемых, исполняемых, оказываемых), одной организацией, либо в отношении которых исключительными правами обладает одна организация;

- тарифный метод — цена договора определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) товара (работы, услуги);

- метод индексации - расчет цены договора производится путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров (работ, услуг), закупаемых заказчиком в предыдущем (текущем) году на уровень инфляции (иной обоснованный заказчиком коэффициент);

- запросный метод, который используется дополнительно к методу индексации, также в иных случаях, когда имеется конкурентный рынок поставщиков (исполнителей, подрядчиков) необходимых товаров (работ, услуг). В этом случае определение стоимости товаров, работ, услуг производится посредством изучения ценовых предложений, включая структуру цены, от не менее трех организаций, осуществляющих поставку таких товаров, работ, услуг;

- подробный расчет начальной (максимальной) цены, если заказчик осуществляет расчет начальной (максимальной) цены договора:

- иной, выбранный заказчиком метод.

1.3. Материалы, на основании которых подготовлено обоснование начальной (максимальной) цены договора, в том числе полученные от поставщиков ответы, графические изображения снимков экрана («скриншот» страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») хранятся вместе с документацией о закупках.

1.4. Заказчик в праве не расписывать в закупочной документации обоснование цены выставляемой закупки, но вправе указать ссылку, на каком основании сформирована начальная (максимальная) цена Договора.

1.5. Начальная (максимальная) цена договора должна содержать уточнения о включении в себя НДС (а при необходимости о размере НДС) или уточнения о том, что такие товары, работы, услуги НДС не облагаются (или информация о том, что расчет начальной (максимальной) цены.

Согласно изменениям от 28.06.2021 пункт 1.2. раздела 1 главы 1 Положения о закупках изложен в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ в редакции Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Вместе с тем из приведенного содержания главы 4 Положения о закупках следует, что в указанной главе не установлен порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

В свою очередь иные разделы Положения о закупках также не содержат указанные в ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ условия и положения.

Также Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 (ред. от 27.05.2021) "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" в Законом №223-ФЗ утверждено Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке (далее — Положение ЕИС).

Согласно п. 4 Положения ЕИС информация о закупке размещается в единой информационной системе только после подписания документа, содержащего указанную информацию, усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на размещение в единой информационной системе информации от имени заказчика (далее - представитель заказчика).

На основании п. 9 Положения ЕИС сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы (далее - функционал единой информационной системы), и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (далее - электронный вид), или в файле с графическим образом оригинала документа (далее - графический вид), должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.

Согласно п. 10 Положения ЕИС для размещения в единой информационной системе положения о закупке представитель заказчика размещает в единой информационной системе положение о закупке в электронном виде и с помощью функционала единой информационной системы формирует документ, содержащий следующие основные сведения о положении о закупке:

а) наименование положения о закупке;

б) полное и сокращенное (при наличии) наименование заказчика в соответствии с учредительными документами;

в) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер заказчика;

г) даты утверждения и вступления в силу положения о закупке;

д) наименование органа, утвердившего положение о закупке.

В соответствии с п. 11 Положения ЕИС положение о закупке считается размещенным в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения.

На основании п. 12 Положения ЕИС для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке представитель заказчика в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения размещает измененный электронный вид положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 Положения.

Пунктом 13 Положения ЕИС установлено, что изменения в положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения.

При этом, как было установлено Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России, в ЕИС размещена редакция Положения о закупках от 26.12.2018 без внесенных изменений.

Одновременно, файлы протоколов о внесении изменений, размещены в формате *pdf, не отвечающем требованиям п. 9 Положения ЕИС

Таким образом, на основании ст. 2 Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признает Положение о закупках Организатора торгов не размещенным в единой информационной системе, как не соответствующее требованиям ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ и Положения ЕИС.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неразмещению в единой информационной системе Положения о закупках, соответствующего действующей редакции Закона №223-ФЗ и Положения ЕИС, нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в нарушении требований нормы статьи, а также несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

4. Рассмотрев жалобу (от 23.11.2021 вх. № 36396-ЭП/21, от 25.11.2021 вх. № 36825-ЭП/21) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры (извещение №32110804465), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях ООО «ЖКС №2 Калининского района» нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 23.11.2021 вх. № 36396-ЭП/21, от 25.11.2021 вх. № 36825-ЭП/21) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» (ИНН 7804391903, ОГРН 1089847220429) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры (извещение №32110804465) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» (ИНН 7804391903, ОГРН 1089847220429) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры (извещение №32110804465) нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в нарушении требований нормы статьи, а также несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное вследствие неразмещения в единой информационной системе Положения о закупках, соответствующего действующей редакции Закона №223-ФЗ и Положения ЕИС.

3) Организатору торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» (ИНН 7804391903, ОГРН 1089847220429) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры (извещение №32110804465), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

01 декабря 2021 года                                                                     Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 01.12.2021 № Т02-815/21 по жалобе на действия организатора торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры (извещение №32110804465, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» (ИНН 7804391903, ОГРН 1089847220429) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры (извещение №32110804465), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 28 декабря 2021 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны