Решение №78/6904/22 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 078/05/18-1612/2021 от 24 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 078/05/18-1612/2021

 

Резолютивная часть оглашена «10» марта 2022 г.

Санкт-Петербург

В полном объеме решение изготовлено «24» марта 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Пе­тербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе рассмотрев дело № 078/05/27-1641/2021 по признакам нарушения
ООО Фирма «Стом» (ИНН 7705005321, ОГРН 1027739014291,  законодательства Российской Федерации о рекламе (пункта 2 части 2 и части 2.2 статьи 27 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»)
по факту размещения рекламы приёма ставок на спортивные соревнования и букмекерской конторы «BetBoom» на фасаде дома № 43-45 по Лиговскому проспекту в Санкт-Петербурге,

в присутствии представителей (по видеоконференцсвязи):

от ООО Фирма «Стом» — К**** (по доверенности от 1 января 2022 года),

УСТАНОВИЛА:

в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление Г**** (вх. № 27658-ЭП/21 от 31.08.2021) относительно нарушения законода­тельства Российской Федерации о рекламе. Заявитель сообщил, что 15 августа 2021 года обнаружил на фасаде дома № 34-45 по Л****** наружную рекламу приёма ставок на спортивные соревнования и букмекерс­кой конторы «BetBoom».

Определением от 13 декабря 2021 года № 78/35998/21 Санкт-Петербургское УФАС России возбудило производство по делу № 078/05/27-1641/2021 по признакам нарушения ООО Фирма «Стом» части 1 статьи 18пункта 2 части 2 и части 2.2 статьи 27 Закона1 о рекламе. Тем же определением управление запросило
у ООО Фирма «Стом» дополнительные доказательства по делу. Рассмотрение дела назначено на 11 января 2022 года.

Представители ООО Фирма «Стом» не приняли участия в заседании комиссии. Запрошенные доказательства от ООО Фирма «Стом» до начала заседания комиссии в Санкт-Петербургское УФАС России не поступили.

Определением от 11 января 2022 года № 78/276/22 комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отложила рассмотрение дела на 8 февраля 2022 года. Тем же определением комиссия запросила у ООО Фирма «Стом» дополнительные доказательства по делу.

Представители ООО Фирма «Стом» не приняли участия в заседании комиссии. Запрошенные доказательства от ООО Фирма «Стом» до начала заседания комиссии в Санкт-Петербургское УФАС России не поступили.

Определением от 10 февраля 2022 года № 78/3057/22 комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отложила рассмотрение настоящего дела на 17 февраля 2022 года. Тем же определением комиссия запросила у ООО Фирма «Стом» дополнительные доказательства по делу.

ООО Фирма «Стом» частично представило запрошенные по делу доказа­тельства (вх. № 4368-ЭП/22 от 16.02.2022).

В рассмотрении дела приняли участие представители ООО Фирма «Стом» К*****. Они дали свои пояснения по существу рассматриваемого дела.

Определением от 21 февраля 2022 года № 78/3849/22 комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отложила рассмотрение дела на 10 марта 2022 года. Тем же определением комиссия запросила у ООО Фирма «Стом» дополнительные доказательства по делу.

ООО Фирма «Стом» заявило ходатайство об ознакомлении с материалами
дела (вх. № 5329-ЭП/22 от 25.02.2021). 1 марта 2022 года представитель ООО Фирма «Стом» К*****. ознакомился с материалами дела № 078/05/27-1641/2021.

10 марта 2022 года в заседании комиссии принял участие представитель ООО Фирма «Стом» А.**** Он дал свои пояснения по существу рассматриваемого дела.

  1.  Квалификация рассматриваемой информации

    1.  В составе своего заявления заявление (вх. № 27658-ЭП/21 от 31.08.2021) Г****  представила два изображения с информацией, которая транслировалась на фасаде дома № ***по Л****** На первом из них имеется текст «BetBoom скачайте наше мобильное приложение», а
      на втором —
      «BetBoom Откройте мир спорта и ставок».

    2.  ООО Фирма «Стом» представило (вх. № 4368-ЭП/22 от 16.02.2022, вх. № 6343-ЭП/22 от 10.03.2022) видеозаписи информации с текстом «BetBoom Букмекерская компания (кадр 1) ставки на спорт (кадр 2) BetBoom (кадр 3) круглосуточно (кадр 4)».

    3.  Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).

Как представленная ООО Фирма «Стом», так и заявителем информация, размещённая на фасаде дома № *****, направлена на привлечение внимания к ООО Фирма «Стом» проводимым и им азартным играм в букмекерской конторе «BetBoom» (приёму ставок на спортивные соревнования). Размещение этой информации не предусмотрено действующим законодательством, в том числе частью 2 статьи 8 Закона2 об азартных играх. Также размещение информации такого рода не является обычаем делового оборота.

Следовательно, является рекламой информация относительно приёма ставок на спортивные соревнования и букмекерской конторы «BetBoom», размещённая на фасаде дома № ***** *******.

  1.  Требования к рекламе основанных на риске игр и пари установлены статьёй 27 Закона о рекламе. Специальные требования предъявляются как местам размещения рекламы, так и её содержанию.

В силу части 2 статьи 27 Закона о рекламе, реклама основанных на риске игр, пари допускается только:

1) в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 цитируемой статьи;

2) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов);

3) в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников
таких игр, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с Законом об азартных играх.

Согласно части 2.2 статьи 27 Закона о рекламе, помимо случаев, предусмотренных частью 2 цитируемой статьи, допускаются размещение, распространение рекламы:

1) основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:

а) в периодических печатных изданиях, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

б) в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет»):

на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг;

на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств;

2) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:

а) в спортивных сооружениях;

б) а спортивной форме спортсменов и (или) спортивных клубов.

Реклама распространяется на видеопанели, оборудованной на фасаде здания, и доступна восприятию граждан, которые находятся вне помещения букмекерской конторы «BetBoom». Фасад дома № ***** ****** в Санкт-Петербурге, на котором размещена реклама рекламы приёма ставок на спортивные
соревнования и букмекерской конторы «BetBoom», не является каким-либо из мест, перечисленных в частях 2 и 2.2 Закона о рекламе.

Следовательно, реклама рекламы приёма ставок на спортивные соревнования и букмекерской конторы «BetBoom» размещена вне допустимых мест её размещения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

  1.  Как установлено частью 3 статьи 27 Закона о рекламе, требования частей 1 и 2 цитируемой статьи применяются соответственно к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг и рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию
    сопутствующих азартным играм услуг. При этом требования пункта 8 части 1 и пунктов 1 и 2 части 2
    цитируемой статьи не применяются к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг, рекламе игорного
    заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию
    сопутствующих азартным играм услуг, и рекламе азартных игр, распространяемой исключительно среди лиц, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с
    Законом об азартных играх.

Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край и Калининградская область (часть 2 статьи 9 Закона об азартных играх).

На территории Санкт-Петербурга не может быть игорных зон. Следовательно, привилегированный режим размещения рекламы основанных на риске игр, пари на территории Санкт-Петербурга не действует.

  1.  С учётом изложенного, комиссия считает, что реклама приёма ставок
    на спортивные соревнования
    и букмекерской конторы «BetBoom», размещённая на фасаде дома № ***** является
    ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 и части 2.2 статьи 27 Закона о рекламе.

  2.  Сведения о рекламодателе и рекламораспространителе

ФНС России выдало ООО Фирма «Стом» лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах от 15 июля 2010 года № 15. Лицензия переоформлена 3 ноября 2020 года. Одним из пунктов приёма ставок расположен по адресу: С******

БИНГО БУМ Ай Пи САРЛ (юридическое лицо, зарегистрированное по законодательству Люксембурга) принадлежит исключительное право на товарный знак по свидетельству № 748189. Дата государственной регистрации — 25.02.2020. Товарный знак зарегистрирован, в том числе, для индивидуализации азартных игр (41 класс МКТУ).

Товарный знак является комбинированным. Правовая охрана предоставлена словесному обозначению «BetBoom», которое выполнено в красном и желтом
цветах.

С учётом изложенного, ООО Фирма «Стом» является рекламодателем рекламы приёма ставок на спортивные соревнования и букмекерской конторы «BetBoom», которая размещена на фасаде дома № ***** в Санкт-Петербурге.

Как пояснило ООО Фирма «Стом» (вх. № 35549/21 от 16.11.2021), размещение рекламных и информационных материалов по вышеуказанному адресу производилось на основании договора аренды видеопанели от 1 июля 2021 года.

По договору аренды видеопанели от 1 июля 2021 года, заключённому между ООО «Батыр» (арендодатель) и ООО Фирма «Стом» (арендатор), арендодатель
обязуется предоставить во временное пользование видеопанель (общая
площадь — 32,72 м
2), которая расположена по адресу: С*****

С учётом изложенного, ООО Фирма «Стом» является как рекламодателем, так и рекламораспространилем рекламы приёма ставок на спортивные соревнования и букмекерской конторы «BetBoom», которая размещена на фасаде дома №****.

  1.  Анализ доводов ООО Фирма «Стом»

    1.  17 февраля 2022 года представитель ООО Фирма «Стом» *****. предположил, что на фасаде дома №***** транслировалась не только представленная обществом реклама (вх. № 4368-ЭП/22 от 16.02.2022), но и другая реклама. При этом он сам может судить о содержании рекламы лишь на основании представленной маркетологами информации.

    2.  10 марта 2022 года представитель ООО Фирма «Стом» К****
      сообщил, что не согласен с представленными Г***** изображениями. В
      настоящее общество размещает только рекламу, запись которой представило в своих ответах на определения по делу (вх. № 4368-ЭП/22 от 16.02.2022, вх. № 6343-ЭП/22 от 10.03.2022). Также представитель общества сказал, что, его мнению, размещаемая реклама соответствует закону.

    3.  Комиссия отклоняет доводы общества, поскольку оно делает предположительные выводы о том, транслировалась ли реклама, изображения которой
      представила А***** Сведения о проведённых по данному факту внутренних расследованиях общество не представило.

Также комиссия отмечает, что ООО Фирма «Стом» не представило убедительных доказательств того, что рассматриваемая реклама соответствует законода­тельству о рекламе.

  1.  Основания для выдачи предписания
    о прекращении нарушения законодательства о рекламе

Как следует из пояснений ООО Фирма «Стом» (вх. № 6343-ЭП/22 от 10.03.2022), 5 марта 2022 года реклама рекламы приёма ставок на спортивные соревнования и букмекерской конторы «BetBoom» размещалась на фасаде дома №****. На заседании 10 марта 2022 года представитель ООО Фирма «Стом» К***** не отрицал, что рассматриваемая реклама не снята с размещения.

Таким образом, ненадлежащая реклама рекламы приёма ставок на спортивные соревнования и букмекерской конторы «BetBoom» на момент оглашения резолютивной части решения по делу не снята с размещения с фасада здания по адресу: С*****

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей
на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

С учётом изложенного, комиссия считает необходимым выдать ООО Фирма «Стом» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Выбранный Санкт-Петербургским УФАС России способ защиты общественных
отношений основан на положениях Закона о рекламе и направлен на защиту прав потребителей.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

РЕШИЛА:

  1.  Признать ненадлежащей рекламу рекламы приёма ставок на спортивные соревнования и букмекерской конторы «BetBoom», размещённую на фасаде дома № 43-45 по Лиговскому проспекту в Санкт-Петербурге, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 и части 2.2 статьи 27 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

  2.  Признать в действиях ООО Фирма «Стом» (ИНН 7705005321, ОГРН 1027739014291, нарушение пункта 2 части 2 и части 2.2 статьи 27 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

  3.  Выдать ООО Фирма «Стом» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

  4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «24» марта 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

1Здесь и далее по тексту Закон о рекламе — Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2Здесь и далее по тексту — Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Связанные организации

Связанные организации не указаны