Решение №02/25838/23 Т02-526/23 по жалобе АО "ИПК "ОСТ" от 16 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-526/23
12 октября 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ООО "Газпром комплектация" (далее – Организатор торгов), АО "ИПК "ОСТ" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в отсутствие представителей АО «Газпром диагностика» (далее – Заказчик) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу АО "ИПК "ОСТ" (от 03.10.2023 вх. №25119/23) на действия заказчика АО «Газпром диагностика» при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на поставку транспортабельной одноместной барокамеры для нужд АО "Газпром диагностика" (0089039) (извещение №32312781180), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
20 сентября 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32312781180 о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на поставку транспортабельной одноместной барокамеры для нужд АО "Газпром диагностика" (0089039) (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, версия 43 от 03.04.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
23 990 000, 00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
20.09.2023 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
19.10.2023, 09:30 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
26.10.2023 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Электронная площадка ЭТП ГПБ |
2. По мнению Заявителя в Документацию незаконно внесены требования к сосудам недружественных с Российской Федераций государств и неприменяемые (нелигитимные) для данной продукции в России, а именно: Стандарт EN 13445-3:2002 (Р) ненагреваемые сосуды под давлением - Часть 3: Конструкция; директивы по арт. 100а / 95 RL 97/23/EG сосуды, работающие под давлением; DNV-GL (Det Norske Veritas (Norway) and Germanischer Lloyd (Germany)». Заявитель сообщает, что компании DNV-GL (Det Norske Veritas (Norway) and Germanischer Lloyd (Germany) прекратили свою работу на территории Российской Федерации, таким образом, по мнению Заявителя в Документации незаконно выдвигаются требования по поставке импортной продукции, что необоснованно ограничивает количество участников Закупки и
делает невозможным поставку продукции, произведенной в Российской Федерации, в то время как закупаемые изделия, изготовленные в соответствии с вышеуказанными требованиями, не могут безопасно и легитимно применяться на территории Российской Федерации;
Также, Заявитель полагает, что в Документации в нарушение положений действующего законодательства не предусмотрены требование об обязательном подтверждении поставляемого товара сертификатом соответствия ТР ТС 032/2013, требования к характеристикам комплекта оборудования и арматуры для монтажа системы ВВД/ВСД в кунге автомобиля ГАЗ С41А23, а также требования к системе оперативного контроля, системе автоматического управления барокамерой и основные требования к оборудованию, обеспечивающему работоспособность барокамеры.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/24566/23 от 05.10.2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
АО «Газпром диагностика» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В отношении первого довода жалобы:
В силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в частности, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
Согласно п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В силу п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно Извещению предметом Закупки является поставка транспортабельной одноместной барокамеры.
Пунктом 4.2.5 Документации предусмотрено, что при закупке товаров требования Заказчика к безопасности, к техническим, функциональным, качественным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, условиям отгрузки товара, а также иные требования и показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, представлены в Приложении 2 «Техническая часть».
Разделом 1.3 Документации также предусмотрено, что технические требования к товару указаны в Приложении № 2 «Техническая часть».
Приложение № 2 «Техническая часть» Документации включает в себя файлы: Техническое задание, Таблица А.
Согласно п. 4 Технического задания Документации качество и комплектность товара должны соответствовать условиям Договора, ГОСТ и иным стандартам, техническим условиям, техническим регламентам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (при наличии), а также иным обязательным требованиям к качеству товара, установленным законодательством Российской Федерации.
В пункте 7 Технического задания Документации перечислены конкретные техническое характеристики, которые требуются Заказчику:
Рабочее давление, кгс/см: не менее 5
Температура эксплуатации: -10°С - +50°С
Вместимость, чел: 1
Количество иллюминаторов: 2
Длина, мм: не более 2250
Внутренний диаметр, мм: не менее 550
Внешний диаметр, мм: не менее 562
Диаметр стыковочного фланца, мм: 900
Диаметр иллюминатора, мм: 140
Внутренний диаметр медицинского шлюза, мм: 140
Вес, кг: не более 200
Напряжение и частота подключения к сети: 115/230 В переменного тока 50/60 Гц
Материал изготовления : Алюминий
В пункте 6 Технического задания Документации указаны требования к комплектации поставки.
В свою очередь в таблице А Документации указан тип требуемого к поставке товара, а в разделе «Производитель» указано «Любой».
Согласно позиции Организатора торгов указанные требования Технического задания Документации не противоречат требованиям документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации.
При этом в пункте 5 Технического задания Документации установлены требования к «стандартам изготовления», в том числе требование о соответствии Стандарту EN 13445-3:2002 (Р) ненагреваемые сосуды под давлением - Часть 3: Конструкция.
Следуя п. 1.6.2. Положения о закупках, описание предмета закупки может быть заменено ссылками на государственные, национальные, межнациональные и международные стандарты, нормативно-технические документы, стандарты ПАО «Газпром» и иные документы системы технического регулирования ПАО «Газпром», принятыми в соответствии с законодательством о стандартизации, без раскрытия содержания таких документов при условии, что данные документы доступны или свободно предоставляются участникам закупки и позволяют определить конкретные параметры и характеристики товара, работы или услуги.
Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте Федерального информационного фонда стандартов Стандарт. EN13445-3:2002(Р) ненагреваемые сосуды под давлением - Часть 3: Конструкция является международным стандартом (https://www.sostinfo.ru/cataloo/Details/7icH4028269).
В силу ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
В связи с этим, согласно ГОСТ 34233.1-2017 «Сосуды и аппараты. Нормы и методы расчета на прочность. Общие требования» в настоящем стандарте реализованы основные положения следующих нормативных документов:
Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением";
Директивы 2014/68/ЕС Европейского парламента и Совета от 15 мая 2014 г. по сближению законодательств государств-членов, касающейся оборудования, работающего под давлением;
EN 13445-3:2014 "Unfired pressure vessel - Part 3: Design".
Представители Организатора торгов указали, что таким образом ссылка на международный стандарт, лежащий в основе стандартов национальной системе стандартизации, не свидетельствует о том, что в Документации предъявляются требования о поставке импортной продукции, тогда как ссылка в Документации на стандарт EN 13445- 3:2002 полностью соответствует п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ и п. 1.6.2. Положения о закупках.
Представители Организатора торгов отметили, что Заказчиком приведены исчерпывающие описание и характеристик товара, соответствующие его потребностям. При этом обеспечивается высокий уровень конкуренции с возможностью поставки товара любого производителя, соответствующего характеристикам.
При этом необходимо учитывать, что согласно п. 2.5.3 Документации анализ, рассмотрение и оценка Заявок проводится в соответствии с Приложением 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в конкурентном отборе».
Согласно п. 1 раздела 1 Методики Документации установлено требование о соответствии технического предложения Участника технической части Документации. Основанием для отклонения является несоответствие технического предложения Участника технической части Документации.
Таким образом, Заказчиком не установлено противоречивых требований к участникам закупок, при анализе заявок оценивается техническое предложение на предмет соответствия требованиям, установленным в Техническом задании и Таблице А Документации.
На основании изложенного по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанные доводы неподтвержденными и не усматривает нарушений Закона №223-ФЗ в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу АО "ИПК "ОСТ" (от 03.10.2023 вх. №25119/23) на действия заказчика АО «Газпром диагностика» при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на поставку транспортабельной одноместной барокамеры для нужд АО "Газпром диагностика" (0089039) (извещение №32312781180), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях АО «Газпром диагностика» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "ИПК "ОСТ" (от 03.10.2023 вх. №25119/23) на действия заказчика АО «Газпром диагностика» (ИНН 4345083100, ОГРН 1044316537100) при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на поставку транспортабельной одноместной барокамеры для нужд АО "Газпром диагностика" (0089039) (извещение №32312781180) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.