Решение №78/17141/22 Т02-359/22 по жалобе ООО "ИНТЕРТОРГ" от 21 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-359/22
18 июля 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ФГБОУ ВО ПГУПС (далее – Заказчик) и ООО "ИНТЕРТОРГ" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 07.07.2022 вх. №17761-ЭП/22) ООО "ИНТЕРТОРГ" на действия заказчика ФГБОУ ВО ПГУПС при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку учебно-лабораторного комплекса (извещение №32211483836, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
20 июня 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32211483836 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку учебно-лабораторного комплекса (далее – Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО ПГУПС, версия 20 от 26.11.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
20 413 223,03 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
20.06.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
28.06.2022 в 00:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
28.06.2022 (МСК) 01.07.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
150030, г. Ярославль, Суздальское шоссе, 13 |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия Заказчика, выразившиеся в незаконном указании в п. 4.1. разд. IX Документации срока подачи заявок на участие в Закупке, не соответствующего фактическому.
Заявитель указывает, что 28.06.2022 с 03.00 по 09.00 часов обществом были сделаны неоднократные попытки подать заявку на участие в Закупке, однако в ходе переговоров с представителем электронной площадки Заявителю стало известно, что Заказчиком на ЭТП установлено ограничение на прием заявок до 00.00 часов 28.06.2022, после чего заявки не принимаются.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/16411/22 от 12.07.2022 года, представлены в заседание Комиссии.
Также со стороны Заказчика представлены сведения о заключенном по итогам Закупки договоре от 12.07.2022 №5П/2/11/223/22.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ФГБОУ ВО ПГУПС относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п. 7 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).
На основании п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).
Согласно ч. 8 ст. 4 Закона № 223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
В соответствии с п. 4.1. разд. IX Документации дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 28.06.2022 в «09» часов «00» минут.
Согласно п. 4.2.1. разд. IV Документации частник аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных настоящей документацией об аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
При этом согласно извещению, сформированному в ЕИС, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Закупке - 28.06.2022 в 00:00 (МСК).
Сведения о Закупке на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» также указывают на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Закупке - 28.06.2022 в 00:00 (МСК).
Кроме того, протоколом № 32211483836-1 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства от 28.06.2022 зафиксировано, что заявки на участие в Закупке принимались до 00:00 28.06.2022.
Таким образом в п. 4.1. разд. IX Документации Заказчиком приведены ненадлежащие дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, не соответствующие фактическим срокам проведения Закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно ч. 8.6 ст. 8 Положения о закупках при несоответствии информации в ЕИС и информации на сайте Заказчика достоверной считается информация, размещенная в ЕИС, на основании чего следует, что достоверными считаются дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 28.06.2022 в «00» часов «00» минут, а Закупка проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и действующих нормативных актов.
Вместе с тем, Комиссия СПб УФАС России установила, что согласно ч. 8.6 ст. 8 Положения о закупках при возникновении разночтений участникам Закупки следует руководствоваться информацией, размещенной в ЕИС, при этом, как следует из установленных обстоятельств, ненадлежащие дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, не соответствующие фактическим срокам проведения Закупки, были указаны Заказчиком в п. 4.1. разд. IX Документации, размещенной непосредственно в ЕИС.
Таким образом комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Заказчиком в п. 4.1. разд. IX Документации незаконно приведены не соответствующие фактическим срокам проведения Закупки ненадлежащие дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, повлекшие необоснованное ограничение конкуренции.
На основании изложенного по жалобе Заявителя комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному установлению в п. 4.1. разд. IX Документации не соответствующих фактическим срокам проведения Закупки ненадлежащих даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, повлекших необоснованное ограничение конкуренции, нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 07.07.2022 вх. №17761-ЭП/22) ООО "ИНТЕРТОРГ" на действия заказчика ФГБОУ ВО ПГУПС при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку учебно-лабораторного комплекса (извещение №32211483836), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях заказчика ФГБОУ ВО ПГУПС нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 07.07.2022 вх. №17761-ЭП/22) ООО "ИНТЕРТОРГ" на действия заказчика ФГБОУ ВО ПГУПС (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку учебно-лабораторного комплекса (извещение №32211483836) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ФГБОУ ВО ПГУПС (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку учебно-лабораторного комплекса (извещение №32211483836) нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное вследствие незаконного установления в п. 4.1. разд. IX Документации не соответствующих фактическим срокам проведения Закупки ненадлежащих даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, повлекших необоснованное ограничение конкуренции.
3. Не выдавать выдать заказчику ФГБОУ ВО ПГУПС (ИНН 7812009592, ОГРН 1027810241502) предписание об устранении нарушений при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку учебно-лабораторного комплекса (извещение №32211483836) ввиду наличия заключенного по итогам аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку учебно-лабораторного комплекса (извещение №32211483836) договора от 12.07.2022 №5П/2/11/223/22.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.