Решение №02/21000/23 Т02-441/23 по жалобе ООО "ЭЛНК групп" от 28 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-441/23
23 августа 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Заказчик) и ООО "ЭЛНК групп" (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 15.08.2023 вх. №20982-ЭП/23) ООО "ЭЛНК групп" на действия закупочной комиссии заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку дефектоскопа ультразвукового (извещение №32312626677, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
28 июля 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32312626677 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку дефектоскопа ультразвукового (далее — Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках), версия 65 от 22.05.2023, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 243 200,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
28.07.2023 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
08.08.2023 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
09.08.2023 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения заявок |
СПб, Лиговский пр. 88 |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Заказчика по необоснованному, по мнению Заявителя, отклонению заявки ООО "ЭЛНК групп" от участия в Закупке согласно итоговому протоколу от 09.08.2023.
Заявитель также указывает не незаконность решения закупочной комиссии Заказчика о допуске к участию в Закупке заявки ООО «ВЦНК» согласно итоговому протоколу от 09.08.2023, ссылаясь на невозможность соблюдения требований Извещения согласно письму производителя дефектоскопов ООО «Алтек».
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/20158/23 от 16.08.2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно итоговому протоколу от 09.08.2023 закупочной комиссией Заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО "ЭЛНК групп" со следующим пояснением:
«Заявка ООО "ЭЛНК ГРУПП" не соответствует требованиям, предусмотренным извещением о запросе котировок.
В Технических требованиях п. 2.5.1. в комплектности товара установлено наличие АКБ - 2 шт.
В форме СВЕДЕНИЯ О НАИМЕНОВАНИИ И КОНКРЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ТОВАРА участника указано: «Дополнительные АКБ не поставляются, т.к. замена только на предприятии-изготовителе»».
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Исходя из п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-Ф3 в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В силу ч. 5 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника конкурентной закупки в электронной форме.
Согласно п. 37.2.8.5 Положения о закупках при проведении запроса котировок в рамках отборочной стадии последовательно выполняются следующие действия:
- проверка заявок на соблюдение требований извещения об осуществлении закупки к оформлению заявок;
- разъяснения положений заявок (при необходимости);
проверка участника закупки на соответствие требованиям извещения об осуществлении закупки;
- проверка предлагаемых товаров, работ, услуг на соответствие требованиям извещения об осуществлении закупки;
- отклонение заявок, которые, по мнению комиссии по осуществлению закупок, не соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки.
В п. 9 Извещения предусмотрено, что информация о количестве и месте поставке товара содержится в технических требованиях (Приложение №2 к извещению о проведении запроса котировок п. 2.4 Требования к количеству товара и п. 5.1 Место поставки товара) и Проекте договора (Приложение №4 к Извещению о проведении запроса котировок)
В силу п. 13 Извещения в состав заявки должны входить все документы, установленные настоящими требованиями и оформленные в соответствии с настоящими требованиями.
Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных настоящим извещением и ценового предложения.
В соответствии с пп.пп. 1.1, 1.2 п. 16 Извещения в состав заявки включаются котировочная заявка, заполненная в соответствии с Формой котировочной заявки (Приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок), а также наименование и конкретные показатели товара, заполненные в соответствии с Формой «Сведения о наименовании и конкретных показателях товара» и инструкцией по ее заполнению (Приложение № 3 к извещению о проведении запроса котировок).
В соответствии с п. 2.1 Приложение № 2 к Извещению бъектом закупки являются дефектоскопы ультразвуковые, необходимые, согласно п. 2.5.2 Технических требований Извещения, для ультразвукового контроля основного металла, поковок, валов.
Технические требования также содержат требования к качеству товара, к упаковке и маркировке товара, к безопасности товара, к количеству товара, в т.ч. к комплектности товара, требования к техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам товара.
Согласно п. 2.5.1 Технических требований Извещения товар должен соответствовать требованиям, указанным в Приложениях №1 и №2 к настоящим техническим требованиям.
В приложении № 2 к Техническим требованиям Извещения содержатся требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
Также, п. 2.5.1 Технических требований Извещения содержит требования к комплектности товара, а именно:
- Дефектоскоп ультразвуковой - 1 шт;
- Пьезоэлектрические преобразователи (ПЭП) 11121: -АКБ-2 in I.
- Кабель совмещенных и раздельно-совмещенных ПЭП LEMO-OO разъем и переходники для ПЭП с разъемом СР-50;
- Шина ПК;
- ЗУ сетевой адаптер;
- Чехол защитный;
- Комплектность
- Головные телефоны (наушники);
- Сумка транспортировочная;
- Защитная бленда;
- Пенал для принадлежностей;
- ПО для ПЭВМ;
- Эксплуатационная документация (Руководство, Инструкция по проведению поверки /калибровки/, Формуляр) свидетельство о поверке;
- сертификат о внесении в Государственный Реестр Средств Измерений РФ.
В соответствии с п. 22 Извещения основанием отклонения заявок является:
- непредставление участником запроса котировок документов, предусмотренным настоящим извещением;
- несоответствие участника запроса котировок, установленным требованиям настоящего извещения;
- несоответствие заявки участника закупки требованиям, предусмотренным настоящим извещением;
- наличия в представленных документах недостоверной информации об участнике запроса котировок;
- предоставление недостоверных сведений о предлагаемом к поставке товаре (выполнению работ, оказанию услуг);
- превышение начальной (максимальной) цены договора;
- наличие в составе заявки противоречивых сведений;
- предоставление расчета стоимости цены за единицу товара (работы, услуги), не соответствующего условиям извещения, в том числе наличие арифметических ошибок в расчете цены за единицу товара (работы, услуги).
Представитель Заказчика пояснила, что при рассмотрении заявки ООО «ЭЛНК групп» было выявлено, что в составе заявки участником закупки предоставлены сведения о наименовании и конкретных показателях товара, предусмотренные п. 16 Извещения, оформленные в соответствии с установленными Заказчиком требованиями, где дополнительно была указана следующая информация: «Дополнительные АКБ не поставляются, т.к. замена только на предприятии-изготовителе». Указанная информация противоречила требованиям к комплектности товара, установленным п. 2.5.1 Технических требований Извещения, предусматривающим поставку АКБ в количестве 2 шт. вместе с дефектоскопом ультразвуковым.
Представители Заявителя сослались на письмо производителя дефектоскопов ООО «Алтек», следуя которому дополнительные АКБ указанным производителем не поставляются, а их замена только на предприятии-изготовителе.
Представитель Заказчика пояснила, что ни Технические требования Извещения, ни проект договора или иные положения Извещения не содержат указание на необходимость поставки товара конкретного производителя, товара с конкретным товарным знаком, товара с указанием знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов и т.д.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России по результату изучения заявки ООО «Регион» также выявлено, что заявителем ООО «ЭЛНК групп» при подаче заявки не были надлежащим образом соблюдены требования п.п. 13 ,16 Извещения в части предоставления сведений о наименовании и конкретных показателях товара, что влекло отклонение такой заявки на основании п. 22 Извещения.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки ООО «Регион» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Извещению.
Также представитель Заказчика отметила, что заявка допущенного участника Закупки ООО «ВЦНК» согласно итоговому протоколу от 09.08.2023 была признана соответствующей Извещению, т. к. была заполнена с соблюдением предъявляемых Извещением требований.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России по результату изучения заявки ООО «ВЦНК» выявлено, что при составлении заявки ООО «ВЦНК» участником были соблюдены требования Извещения с надлежащим представлением наименований и конкретных показателей товара, вследствие чего у закупочной комиссии Заказчика не имелось законных оснований для отклонения заявки ООО «ВЦНК» от участия в Закупке.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях закупочной комиссии Заказчика при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 15.08.2023 вх. №20982-ЭП/23) ООО "ЭЛНК групп" на действия закупочной комиссии заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку дефектоскопа ультразвукового (извещение №32312626677), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях закупочной комиссии ГУП «Петербургский метрополитен» нарушений при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 15.08.2023 вх. №20982-ЭП/23) ООО "ЭЛНК групп" на действия закупочной комиссии заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку дефектоскопа ультразвукового (извещение №32312626677) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.