Решение №78/29455/20 Т02-687/20 по жалобе ООО «СПЭК» от 29 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-687/20
28 сентября 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ИАЭП — филиал ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «СПЭК» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 17.09.2020 вх. № 34070/20) ООО «СПЭК» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ИАЭП — филиал ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ» (далее – Закупочная комиссия) при проведении запроса оферт на право заключения договора на оказание услуг по проведению экологического мониторинга состояния окружающей среды Приозерского района в зоне потенциального воздействия АО «Племхоз Первомайский» (С-П) (извещение № 32009433552), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
26 августа 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009433552 о проведении запроса оферт на право заключения договора на оказание услуг по проведению экологического мониторинга состояния окружающей среды Приозерского района в зоне потенциального воздействия АО «Племхоз Первомайский» (С-П) (далее – Закупка), включая документацию о запросе оферт (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ» (далее – Положение о закупках) в редакции от 04.08.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 580 300,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
26.08.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
02.09.2020 в 15:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
03.09.2020 в 11:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, п. Тярлево, Фильтровское ш., д. 3, каб. 412 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 32009433552 был заключен договор № 179 от 16.09.2020.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «СПЭК» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ИАЭП — филиал ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ» относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «СПЭК» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/28757/20 от 22.09.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/28757/20 от 22.09.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке № 58 от 07.09.2020 заявка ООО «СПЭК» была отклонена от участия в процедуре Закупке по следующим основаниям: «Не соответствует по критерию отбора «Опыт работы по зарубежному грантовому контракту (не менее 1 контракта)». 0 контрактов».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктом 5 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу оферт, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе оферты.
Для участия в закупке участник подает оферту, содержащую сведения и документы, предусмотренные Документацией о закупке.
Пунктом 14 Информационной карты установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно п. 18 Информационной карты единая (закупочная) комиссия (далее по тексту – комиссия) в течение не более чем пяти рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи оферт, рассматривает оферты на соответствие их требованиям, установленным в извещении и Документации о проведении запроса оферт, и оценивает такие оферты.
Как следует из п. 19 Информационной карты, условиями допуска к участию в процедуре Закупки являются:
1) Предоставление всех документов и информации, предусмотренной Документацией о закупке, предоставление достоверной информации;
2) Соответствие указанных документов и информации требованиям, установленным Документацией о закупке;
3) Соответствие оферты требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в Документации о закупке;
4) Соответствия участника закупки требованиям, установленным Документацией о закупке.
В соответствии с п. 20 Информационной карты установлены следующие критерии оценки заявок участников Закупки:
1) «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)»:
1.1 «Наличие у Исполнителя соответствующего оборудования для проведения мониторинговых исследований, автотранспорта для выезда на площадку» - значимость критерия 20%;
1.2 «Опыт оказания услуг по мониторингу качества окружающей среды не менее 1 года» - значимость критерия 30%;
1.3 «Сертификат ИСО 9001 «Система менеджмента качества»» - значимость критерия 15%;
1.4 «Опыт работы по зарубежному грантовому контракту (не менее 1 контракта)» - значимость критерия 5%;
2) «Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)» - значимость критерия 30%.
Согласно п. 20 Информационной карты установлен следующий порядок оценки заявок по критерию «Опыт работы по зарубежному грантовому контракту (не менее 1 контракта)»:
1 и более контракт – 100 баллов;
0 контрактов – 0 баллов.
Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке № 58 от 07.09.2020 заявка ООО «СПЭК» была отклонена от участия в процедуре Закупке по причине не соответствия заявки критерию отбора «Опыт работы по зарубежному грантовому контракту (не менее 1 контракта)». Вместе с тем «Опыт работы по зарубежному грантовому контракту (не менее 1 контракта)» в соответствии с п. 20 Информационной карты является критерием оценки заявок участников, а не обязательным требованием (условием допуска к участию в процедуре Закупки), вследствие чего отклонение заявки ООО «СПЭК» по указанным основаниям является нарушением условий п. 19 Информационной карты.
Представители Организатора торгов пояснили, что в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке № 58 от 07.09.2020 была допущена техническая ошибка, в результате которой заявки ООО «СПЭК» и ООО «ЭСГ Охрана труда» были ошибочно отклонены от участия в процедуре Закупки ввиду отсутствия в составе заявок документов, подтверждающих наличие опыта работы по зарубежному грантовому контракту, который, в свою очередь, является критерием оценки заявок участников Закупки с установленной значимостью — 5%. Вместе с тем допущенная техническая ошибка не повлияла на определение победителя процедуры Закупки, так как в случае допуска заявок ООО «СПЭК» и ООО «ЭСГ Охрана труда» к участию в процедуре Закупки и дальнейшей оценке по установленным п. 20 Информационной карты критериям итоговый рейтинг заявок выглядел бы следующим образом:
1) ООО «Смарт» - 100 баллов (победитель);
2) ООО «ЭСГ Охрана труда» - 95 баллов;
3) ООО «СПЭК» - 95 баллов.
Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что заявка ООО «СПЭК» соответствовала требованиям Документации, вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «СПЭК» от участия в процедуре Закупки по основаниям, указанным в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке № 58 от 07.09.2020, принято в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО «СПЭК» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения процедуры Закупки.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона №223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Информационной картой определено, что запрос оферт — это неконкурентный способ закупки, при котором: информация о закупке сообщается заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса оферт, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением Документации о закупке, описание предмета закупки осуществляется без соблюдения требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, победителем признается участник закупки, оферта которого соответствует требованиям, установленным Документацией о закупке, и оферта которого по результатам сопоставления оферт на основании указанных в Документации о закупке критериев (критерия) содержит лучшие условия исполнения Договора.
Вместе с тем Документация, а также представленные со стороны Организатора торгов письменные пояснения по жалобе не содержат сведений, позволяющих сделать однозначный вывод о том, что описание предмета Закупки осуществляется без соблюдения требований части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Комиссия СПб УФАС России полагает, что оспариваемая Заявителем процедура Закупки, проводимая способом запроса оферт, полностью соответствовала признакам, определенным ч. 3 ст. 3 Закона №223-ФЗ, вследствие чего требования к срокам заключения договора по итогам Закупки в соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ распространялись на ИАЭП — филиал ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ» в рамках указанной процедуры Закупки.
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре Закупки (извещение № 32009433552) был заключен договор № 179 от 16.09.2020.
Вместе с тем согласно сведениям, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС), протокол оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке № 58 от 07.09.2020, согласно которому был выбран победитель процедуры Закупки ООО «Смарт», размещен в ЕИС 08.09.2020 в 10:51 (МСК).
Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что договор № 179 от 16.09.2020 в нарушение требований ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заключен Организатором торгов ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам Закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному заключению договора № 179 от 16.09.2020 ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам Закупки, нарушение ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении требований к срокам заключения договора по итогам Закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 17.09.2020 вх. № 34070/20) ООО «СПЭК» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ИАЭП — филиала ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ» (ИНН: 7721022959, ОГРН: 1037739771827) при проведении запроса оферт на право заключения договора на оказание услуг по проведению экологического мониторинга состояния окружающей среды Приозерского района в зоне потенциального воздействия АО «Племхоз Первомайский» (С-П) (извещение № 32009433552) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ИАЭП — филиала ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ» (ИНН: 7721022959, ОГРН: 1037739771827) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «СПЭК» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
Признать в действиях Организатора торгов ИАЭП — филиала ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ» (ИНН: 7721022959, ОГРН: 1037739771827) нарушение ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении требований к срокам заключения договора по итогам Закупки, допущенное путем неправомерного заключения договора № 179 от 16.09.2020 ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам Закупки.
3) Не выдавать Организатору торгов ИАЭП — филиалу ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ» (ИНН: 7721022959, ОГРН: 1037739771827) и его Закупочной комиссии предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении запроса оферт на право заключения договора на оказание услуг по проведению экологического мониторинга состояния окружающей среды Приозерского района в зоне потенциального воздействия АО «Племхоз Первомайский» (С-П) (извещение № 32009433552), ввиду того, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.