Решение №78/24636/23 Т02-498/23 по жалобе ООО "Вавилон" от 6 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-498/23

 

03 октября 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ПАО «Россети Ленэнерго» (далее — Заказчик) и ООО "Вавилон" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 22.09.2023 вх. №24250-ЭП/23) ООО "Вавилон" на действия заказчика ПАО «Россети Ленэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме на поставку программно-аппаратного комплекса (ПАК) по титулу: "Модернизация серверов СУБД в части замены на программно-аппаратный комплекс "Средства СУБД на российской платформе" (231167) (извещение №32312746832), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

08 сентября 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32312746832 о проведении конкурса в электронной форме на поставку программно-аппаратного комплекса (ПАК) по титулу: "Модернизация серверов СУБД в части замены на программно-аппаратный комплекс "Средства СУБД на российской платформе" (231167) (далее – Закупка), включая документацию о закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО "Россети", версия 39 от 18.07.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

690 029 662,50 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

08.09.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

09.10.2023 в 11:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

24.10.2023

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

197227, Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,УЛ. ГАККЕЛЕВСКАЯ, дом Д. 21, корпус ЛИТЕРА А

 

2. Заявитель в жалобе указывает, что установленное Заказчиком в Документации требование к наличию системы централизованного управления в составе операционной системы реализовано исключительно в операционной системе «Ред ОС» с помощью дистрибутива Ред АДМ, а единственным продуктом, реализующим установленный заказчиком функционал, кроме Ред АДМ, является - программный комплекс «ALD Pro», таким образом, Заявитель приходит к выводу, что требование к наличию системы централизованного управления в составе операционной системы избыточно и ограничивает количество потенциальных участников, а также необоснованно предоставляет преимущественные условия одному разработчику российских решений.

Также по мнению Заявителя в Техническом задании Документации Заказчиком установлены требования к операционной системе для серверов тип 2 и к операционной системе для серверов тип 3, совокупности которых соответствует только операционная система «Альт», разработчиком которой является ООО «Базальт-СПО», приводят к ограничению конкуренции и созданию преимущества для возможности предложения к закупке для серверов тип 2 и для серверов тип 3 только одной российской операционной системы - «Альт», разработчиком которой является ООО «Базальт СПО».

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/23525/23 от 25 сентября 2023 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ПАО «Россети Ленэнерго» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно Извещению предметом Закупки является поставка программно-аппаратного комплекса (ПАК) по титулу: "Модернизация серверов СУБД в части замены на программно-аппаратный комплекс "Средства СУБД на российской платформе" (231167).

 

Более подробная информация о количестве поставляемого товара содержится в Техническом задании (Раздел №V к документации о закупке) и/или Проекте договора (Раздел №IV к документации о закупке).

Согласно п. 3.5.6. Документации ссылки в документации о закупке на конкретный тип продукции, производителя, носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер. Участник закупки может представить в своей заявке иные типы продукции, при условии, что произведенные замены совместимы между собой, по существу равноценны (эквивалентны) или превосходят по качеству требуемую продукцию, указанную в части V «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ».

В соответствии с п. 3.1 Технического задания Документации количественные характеристики указаны в Приложении №1. Допускается предложение продукции с техническими характеристиками не ниже, чем указанные в соответствии с Приложениями № 2, 3, 4.

Таблица 3.1 Приложения №3 к Техническому заданию Документации содержит технические требования к ПО: Операционная система для серверов тип 1 (сертифицированная ФСТЭК версия), где в числе прочего предусмотрено следующее:

«Операционная система должна иметь в составе сервер системы централизованного управления конфигурациями информационной инфраструктуры со следующим функционалом:

• управление системой через web-интерфейс;

• интеграция системы с доменом под управлением Samba DC, MS Active Directory;

• управление доменными учетными записями;

• наличие клиента для АРМ с возможностью его централизованной установки средствами сервера системы;

• возможность создания собственных сценариев для централизованного управления;

• графическое отображение статистики выполнения распространения централизованных задач;

• возможность централизованно распространять сценарии на подразделения, группы, компьютеры и пользователей;

• возможность исключения из области распространения отдельные группы, компьютеры и пользователей;

• возможность управления учетными записями пользователей, компьютеров, группами и подразделениями в доменах под управлением MS Active Directory и Samba DC;

• авторизация в web-интерфейсе системы под доменными учётными записями;

• ролевой доступ к функционалу системы;

• доступ к управляемым АРМ по ssh-ключам;

• подключение к графическому рабочему столу управляемых АРМ;

• наличие подробного журнала заданий;

• запись всех событий в системе;

• наличие в системе встроенных политик администрирования и настроек для АРМ и пользователей, включающих:

◦ подключение сетевого каталога;

◦ добавление ярлыка на рабочий стол;

◦ смена картинки рабочего стола;

◦ настройка таймаута блокировки экрана;

◦ установка программ;

◦ удаление программ;

◦ подключение прокси-сервера;

◦ подключение принтера;

◦ обновление системы;

◦ подключение зеркала стандартных репозиториев;

◦ добавление сертификатов в системное хранилище;

◦ настройка Proxy Auto Configuration для Chromium;

◦ включение/отключение терминала;

◦ ограничение запуска программ для пользователей;

◦ удаление временных файлов пользователя;

◦ удаление системных временных файлов;

◦ настройка сложности локальных паролей пользователей;

◦ блокировка USB-накопителей;

◦ выполнение bash-скриптов.

 

Представители Заказчика отметили, что на рассматриваемом товарном рынке присутствует ряд иных производителей и поставщиков, обладающих реальной возможность к поставке товара, соответствующего техническим характеристикам, указанным в Техническом задании Документации, например программно-аппаратного комплекса СУБД Postgres, что указывает на безосновательность предположения о наличии единственного продукта, реализующего установленный Заказчиком функционал.

Также представители Заказчика пояснили, что требования к операционной системе для серверов тип 1 в части наличия в составе операционной системы «системы централизованного управления конфигурациями информационной инфраструктуры» обусловлено тем, что существующая информационная инфраструктура заказчика обладает подобным функционалом.

В Таблицах 3.2, 3.3 Приложения №3 к Техническому заданию Документации содержатся технические требования к операционной системе для серверов тип 2, сертифицированной ФСТЭК, а также к операционной системе для серверов тип 3, где в числе прочего указано:

- операционная система должна устанавливаться и функционировать на компьютеры с архитектурой i586 и x86_64.

- операционная система должна предоставлять многоплатформенный брокер подключений для создания и управления виртуальными рабочими местами и приложениями (OpenUDS или аналог).

- операционная система должна предоставлять при установке возможность выбора профилей : «Офисный сервер», «Сервер Samba DC (контроллер домена)», «Рабочая станция» (Рабочее Место Администратора или Рабочее Место Разработчика — в последнем случае включается дополнительный набор ПО «Средства Разработки»), «Минимальная установка».

Согласно позиции Заявителя установленные Заказчиком требования приводят к ограничению конкуренции и созданию преимущества для возможности предложения к закупке для серверов тип 2 и для серверов тип 3 только одной российской операционной системы - «Альт», разработчиком которой является ООО «Базальт СПО».

Представители Заказчика пояснили, что требование к установке и функционированию операционной системы как на современных, так и на устаревших компьютерах, как и наличие специализированного программного обеспечения (Open UDS или аналог) обусловлено наличием таких рабочих станций в ПАО «Россети Ленэнерго», тогда как требование к предоставлению выбора «профилей» при установке обусловлено необходимостью определять роли серверов при его установке. В свою очередь, под «профилем» понимается определенный набор служб и компонентов операционной системы, свойственной определенной роли такого сервера. Данное требование обеспечивает гарантированность установки серверов с различными ролями, что существенно снижает трудозатраты на внедрение и дальнейшую эксплуатацию ПАК.

Согласно позиции Заказчика совокупность рассмотренных требований направлена на нивелирование рисков, которые могут возникнуть при эксплуатации иного товара, таких как необходимость увеличения штата персонала, имеющих опыт обслуживания иной систем, недоступность информационных систем общества, дополнительные временные и денежные издержки, в свою очередь удовлетворение нужд Заказчика напрямую коррелируется с необходимостью соблюдения принципа обеспечения взаимодействия приобретаемого программно-аппаратного комплекса с уже имеющейся и эксплуатируемой Заказчиком информационно-технологической инфраструктурой.

При этом со стороны Заявителя не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает нарушений Закона №223-ФЗ в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 22.09.2023 вх. №24250-ЭП/23) ООО "Вавилон" на действия заказчика ПАО «Россети Ленэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме на поставку программно-аппаратного комплекса (ПАК) по титулу: "Модернизация серверов СУБД в части замены на программно-аппаратный комплекс "Средства СУБД на российской платформе" (231167) (извещение №32312746832), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика ПАО «Россети Ленэнерго» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 22.09.2023 вх. №24250-ЭП/23) ООО "Вавилон" на действия заказчика ПАО «Россети Ленэнерго» (ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300) при организации и проведении конкурса в электронной форме на поставку программно-аппаратного комплекса (ПАК) по титулу: "Модернизация серверов СУБД в части замены на программно-аппаратный комплекс "Средства СУБД на российской платформе" (231167) (извещение №32312746832) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны