Решение №78/9790/22, 78/9789/22 Т02-219/22 по жалобе ООО «Дальморпроект» от 25 апреля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-219/22
20 апреля 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ФГУП «Росморпорт» (далее – Организатор торгов) и ООО «Дальморпроект» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.04.2022 вх. № 10337-ЭП/22) ООО «Дальморпроект» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ФГУП «Росморпорт» (далее – Закупочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по очередному обследованию гидротехнических сооружений (ГТС), не переданных в аренду (извещение №32211239127, далее — Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
21 марта 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211239127 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по очередному обследованию гидротехнических сооружений (ГТС), не переданных в аренду (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «Росморпорт» (далее – Положение о закупках) в редакции от 25.02.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 965 286,40 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
21.03.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
29.03.2022 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
05.04.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Гапсальская, д.8 |
2. Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неуказании в протоколе № СЗбф 06-22/2 заседания комиссии по проведению процедуры переторжки и подведению итогов Закупки от 05.04.2022 сведений о заявке ООО «Дальморпроект», поданной на участие в Закупке, а также о результатах рассмотрения заявки ООО «Дальморпроект» Закупочной комиссией.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГУП «Росморпорт» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Дальморпроект» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/8875/22 от 14.04.2022, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/8875/22 от 14.04.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно п.п. 2, 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.
В соответствии с протоколом № СЗбф 06-22/2 заседания комиссии по проведению процедуры переторжки и подведению итогов Закупки от 05.04.2022 к участию в процедуре Закупки было допущено шесть заявок: АО «ГТ-Морстрой», ФГБУ «Морспасслужба», ООО «Морстройтехнология», ООО «Три сестры», ООО «НИИ МИГС» и ООО «НПФ «ГИ Инспект». По результатам сопоставления заявок Закупочной комиссией было принято решение признать победителем Закупки ФГБУ «Морспасслужба».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Как следует из пп.пп. 2, 4 п. 3.10.10 Извещения, по результатам рассмотрения и сопоставления заявок участников, заказчик составляет итоговый протокол, содержащий следующие сведения:
2) количество поданных заявок, наименования участников, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
4) результаты рассмотрения заявок с указанием в том числе:
а) количества заявок, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки с указанием положений Извещения, которым не соответствует такая заявка.
Заявитель в жалобе указывает на то, что 28.03.2022 ООО «Дальморпроект» была подана заявка на участие в Закупке, о чем свидетельствует уведомление на электронной площадке ЭП АО «ТЭК-Торг». 06.04.2022 в единой информационной системе (далее — ЕИС) Организатором торгов был опубликован итоговый протокол № СЗбф 06-22/2 от 05.04.2022. В данном протоколе отсутствует информация о заявке ООО «Дальморпроект», количестве отклоненных заявок, а также оснований отклонения заявки ООО «Дальморпроект», что нарушает требования Закона № 223-ФЗ и Извещения.
Представители Организатора торгов отметили, что при проведении запроса котировок заказчиком был составлен протокол от 31.03.2022 №СЗбф 06-22/1, в котором по результатам рассмотрения 7 (семи) заявок, поданных на участие в закупке, 6 (шесть) заявок участников были допущены к участию в закупке (сопоставлению ценовых предложений участников закупки), а участнику ООО «Дальморпроект» было отказано в допуске к участию в закупке по основанию, предусмотренному п.3.11.1.2 раздела 1 Извещения о закупке, а именно в нарушение требования, установленного пп.5 п. 14 раздела 2 Извещения о закупке, в составе заявки не представлены копии документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ/оказания услуг, аналогичных предмету закупки, опыта выполнения не менее 2 (двух) и не более 5 (пяти) аналогичных работ, общей стоимостью не менее 50 (пятидесяти) процентов начальной (максимальной) цены договора (1 482 643 (один миллион четыреста восемьдесят две тысячи шестьсот сорок три) рубля 20 коп., установленной Извещением о закупке. Протокол от 31.03.2022 №СЗбф 06-22/1, содержащий всю вышеперечисленную информацию, был размещен на сайте оператора электронной площадки ЭТП «ТЭК- Торг» 31.03.2022 для последующей интеграции в ЕИС.
Представители Организатора торгов пояснили, что на основании результатов рассмотрения заявок комиссией заказчиком принято решение о проведении переторжки в заочной форме в соответствии с п. 3.13 раздела 1 Извещения о закупке. В переторжке имели право участвовать все участники закупки, допущенные к участию в закупке и имеющие намерение улучшить предложение по цене договора. Заявки с улучшенными ценовыми предложениями должны были быть поданы до 10-15 (по московскому времени) 04.04.2022 в форме электронных документов через сайт оператора электронной площадки ЭТП «ТЭК-Торг». По результатам проведения процедуры переторжки составлен протокол от 05.04.2022 №СЗбф 06-22/2, в котором были подведены итоги и определен победитель закупки. Данный протокол также был размещен на сайте оператора электронной площадки ЭТП «ТЭК-Торг» 06.04.2022 с последующей интеграцией в ЕИС.
Представители Организатора торгов также отметили, что ФГУП «Росморпорт» было выявлено, что в ЕИС действительно отсутствует информация о допуске/не допуске к участию в закупке и проведении процедуры переторжки, более того, электронной площадкой ЭТП «ТЭК-Торг» интегрирована информация о допуске всех участников закупки. На обращение заказчика от оператора электронной площадки ЭТП «ТЭК-Торг» получен ответ следующего содержания: «31.03.2022 Вами было опубликовано извещение о проведении переторжки. Протокола об основании проведения переторжки площадкой не предусмотрено и опубликовано не было. Участникам, которые не допущены к переторжке уведомление не направляется. Соответственно указанный Вами протокол участник не видит». На основании вышеизложенного заказчик считает сложившуюся ситуацию результатом технической недоработки функционала электронной площадке ЭТП «ТЭК-Торг», не повлиявшей на результаты проведенной закупки. Заказчик, в свою очередь, подготовил официальное обращение в адрес оператора электронной площадке ЭТП «ТЭК-Торг» касательно необходимости скорейшей доработки функционала с целью недопущения подобной ситуации.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что протокол №СЗбф 06-22/1 от 31.03.2022, содержащий согласно позиции Организатора торгов сведения о заявке ООО «Дальморпроект», поданной на участие в Закупке, а также о результатах рассмотрения данной заявки, в ЕИС размещен не был.
При этом согласно сведениям ЕИС итоговый протокол № СЗбф 06-22/2 заседания комиссии по проведению процедуры переторжки и подведению итогов Закупки от 05.04.2022, размещенный в ЕИС 06.04.2022, не содержит сведений о поданной ООО «Дальморпроект» заявке на участие в Закупке, а также о результатах рассмотрения данной заявки, в том числе сведений об отклонении заявки от участия в Закупке и об основаниях отклонения заявки с указанием положений Извещения, которым не соответствует такая заявка, что не соответствует требованиям п.п. 2, 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, пп.пп. 2, 4 п. 3.10.10 Извещения.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о несоблюдении Закупочной комиссией требований к содержанию протокола № СЗбф 06-22/2 заседания комиссии по проведению процедуры переторжки и подведению итогов Закупки от 05.04.2022, составленного по итогам проведения процедуры Закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному неуказанию в протоколе № СЗбф 06-22/2 заседания комиссии по проведению процедуры переторжки и подведению итогов Закупки от 05.04.2022 сведений о заявке ООО «Дальморпроект», поданной на участие в Закупке, а также о результатах рассмотрения данной заявки нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, п.п. 2, 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также требований к содержанию протокола, составленного по итогам проведения закупки, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 13.04.2022 вх. № 10337-ЭП/22) ООО «Дальморпроект» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ФГУП «Росморпорт» (ИНН: 7702352454, ОГРН: 1037702023831) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по очередному обследованию гидротехнических сооружений (ГТС), не переданных в аренду (извещение №32211239127) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ФГУП «Росморпорт» (ИНН: 7702352454, ОГРН: 1037702023831) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по очередному обследованию гидротехнических сооружений (ГТС), не переданных в аренду (извещение №32211239127) нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, п.п. 2, 5 ч. 14 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также требований к содержанию протокола, составленного по итогам проведения закупки, допущенное путем неправомерного неуказания в протоколе № СЗбф 06-22/2 заседания комиссии по проведению процедуры переторжки и подведению итогов Закупки от 05.04.2022 сведений о заявке ООО «Дальморпроект», поданной на участие в Закупке, а также о результатах рассмотрения данной заявки.
3) Организатору торгов ФГУП «Росморпорт» (ИНН: 7702352454, ОГРН: 1037702023831) и его Закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по очередному обследованию гидротехнических сооружений (ГТС), не переданных в аренду (извещение №32211239127), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Извещением о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
20 апреля 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 20.04.2022 № Т02-219/22 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ФГУП «Росморпорт» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по очередному обследованию гидротехнических сооружений (ГТС), не переданных в аренду (извещение №32211239127, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ФГУП «Росморпорт» (ИНН: 7702352454, ОГРН: 1037702023831) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по очередному обследованию гидротехнических сооружений (ГТС), не переданных в аренду (извещение №32211239127), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с извещением о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 23 мая 2022 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.