Решение №78/14077/20 Т02-318/20 по жалобе ООО «Трансавто» от 8 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-318/20

30 апреля 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГКУ «Управление заказчика» (далее – Организатор торгов), ГУП «ТЭК СПб», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее — Заказчики) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «Трансавто» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 14.04.2020 вх. № 12474-ЭП/20) ООО «Трансавто» на действия Организатора торгов СПб ГКУ «Управление заказчика» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению благоустройства (извещение № 32009056266), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

02 апреля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009056266 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению благоустройства (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «ТЭК СПб» (далее – Положение о закупках) в редакции от 13.03.2020 и Положением о закупках ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в редакции от 27.03.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

Лот № 1 - 195 600 000,00 руб.;

Лот № 2 - 237 112 629,96 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

02.04.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

20.04.2020 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

06.05.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://www.tektorg.ru

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • осуществлении совместной Закупки в отсутствие предусмотренного Положениями о закупках Заказчиков порядка проведения совместной процедуры закупки;

  • установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника закупки».

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «ТЭК СПб» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» относятся к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Трансавто» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/11700/20 от 17.04.2020, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/11700/20 от 17.04.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

По доводу жалобы Заявителя об осуществлении Организатором торгов совместной Закупки в отсутствие предусмотренного Положениями о закупках Заказчиков порядка проведения совместной процедуры закупки:

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Как следует из п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Согласно п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 9 извещения о проведении Закупки (далее — Извещение) установлен предмет договора:

  • лот № 1: выполнение работ по восстановлению благоустройства, после устранения повреждений на инженерных сетях ГУП «ТЭК СПб»;

  • лот № 2: выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства после производства работ на сетях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Согласно п. 13 Извещения установлены следующие сведения о начальной (максимальной) цене договора (лота):

  • лот № 1: 195 600 000,00 рублей (в соответствии с выделенным лимитом финансирования). Единичные расценки на комплекс работ – 14 489 760,00 рублей;

  • лот № 2: 237 112 629,96 рублей (в соответствии с выделенным лимитом финансирования). Единичные расценки на работы в соответствии со сметой – 98 967,45 рублей.

На основании п. 14 Извещения обеспечение исполнения обязательств, связанных с подачей заявки на участие в закупке: устанавливается в размере 2% НМЦД совместной закупки и составляет 8 654 252 (восемь миллионов шестьсот пятьдесят четыре тысячи двести пятьдесят два) рубля 60 копеек (Лот 1 – 3 912 000 руб.; Лот 2 — 4 742 252,60 руб.)

В соответствии с п. 28 Извещения обеспечение исполнения договора установлено в размере 5% НМЦД лота и составляет:

  • лот 1 – 9 780 000 (девять миллионов семьсот восемьдесят тысяч) рублей;

  • лот 2 – 11 855 631 (одиннадцать миллионов восемьсот пятьдесят пять тысяч шестьсот тридцать один) рубль 50 копеек.

Пунктом 32 Извещения установлено, что подробные условия закупки, а также условия заключения договора по результатам закупки содержатся в закупочной документации, которая является неотъемлемой частью извещения о проведении закупки.

Как следует из п. 2.3.1 Документации, в связи с проведением совместной закупки, участник закупки должен подать заявку на участие в закупке на все лоты. Разбиение на лоты установлено в пункте 9 Извещения и разделе 5 «Техническая часть» настоящей закупочной документации. При этом не допускается разбиение отдельного лота на части, то есть подача заявки на участие в закупке на часть лотов, часть лота по отдельным его позициям или на часть объема лота.

Согласно п. 2.3.2 Документации в дополнение к требованиям раздела 4 «Требования к заявке на участие в закупке» настоящей закупочной документации и раздела 5 «Техническая часть» настоящей закупочной документации должны быть соблюдены следующие требования:

а) Письмо о подаче оферты (форма 1 раздел 8 настоящей закупочной документации) должно содержать указание номера и названия каждого лота, а в качестве общей суммы — сумму по каждому из лотов.

б) Согласие с требованиями, предъявляемыми техническим заданием, а также документы, предоставление которых предусмотрено п. 4.1.6, должны быть подготовлены отдельно по каждому из лотов с указанием номера и названия лота (форма 2 раздел 8 настоящей закупочной документации).

в) Оценка заявок на участие в закупке, определение победителя закупки будет осуществляться одновременно по всем лотам. По всем лотам будет определен один победитель закупки.

На основании п. 3.15.1 Документации договор с победителем закупки будет заключен в срок, указанный в пункте 27 Извещения. С каждым заказчиком будет заключен отдельный договор.

Заявитель в жалобе указывает на то, что Положениями о закупках Заказчиков не предусмотрено проведение совместных закупок, а также определение одного победителя по нескольким лотам и подача одной заявки на несколько лотов. Следовательно, данная Закупка проводится в нарушение требований ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ. Заявитель также отмечает, что разбиение Закупки на лоты 1 и 2 является номинальным, поскольку фактически они являются единым целым и участник Закупки должен обладать ресурсами и возможностями одновременно исполнять договоры с ГУП «ТЭК СПб» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Так, в соответствии с п. 14 Извещения обеспечение исполнения обязательств, связанных с подачей заявки на участие в закупке: устанавливается в размере 2% НМЦД совместной закупки и составляет 8 654 252 (восемь миллионов шестьсот пятьдесят четыре тысячи двести пятьдесят два) рубля 60 копеек (Лот 1 – 3 912 000 руб.; Лот 2 — 4 742 252,60 руб.). Таким образом, участник помимо ресурсов для исполнения двух договоров одновременно также должен обладать завышенными финансовыми ресурсами для участия в закупке. При этом приложениями 3.1 и 3.2 к Документации являются два разных технических задания с разными требованиями к перечню работ и к характеристикам товаров. Следовательно, Организатором торгов в одну Закупку объединены работы на объектах разных заказчиков, с различными условиями выполнения работ и не связанных между собой технологически и функционально, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, а также к увеличению начальной (максимальной) цены закупки и размера обеспечения и, как следствие, приводит к ограничению количества участников Закупки. Подобное формирование условий Закупки не позволяет участвовать в Закупке организациям, имеющим хозяйственную возможность выполнить работы только по одному из лотов, чем создаются условия для сокращения хозяйствующих субъектов, осуществляющих работы по благоустройству.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что Положениями о закупках ГУП «ТЭК СПб» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не предусмотрен соответствующий порядок проведения совместной закупки, в том числе отсутствуют условия, предусматривающие обязанность подачи одной заявки на несколько лотов одновременно, а также определение по итогам Закупки одного победителя по нескольким лотам с последующим заключением отдельных договоров с Заказчиками.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает ненадлежащим осуществление Организатором торгов одной Закупки по двум лотам с обязательным условием о подаче заявки исключительно на оба лота и определении одного победителя по обоим лотам одновременно.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по осуществлению совместной Закупки в отсутствие предусмотренного Положениями о закупках Заказчиков порядка проведения совместной процедуры закупки нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении процедуры Закупки способом, не предусмотренным Положением о закупках, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника закупки»:

Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 7.1 Документации установлено, что для оценки заявок участников конкурса устанавливаются следующие критерии:

1) «Цена договора» - значимость критерия 60%;

2) «Квалификация участника закупки» - значимость критерия 40%:

  • «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг» (коэффициент значимости подкритерия — 0,4);

  • «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в общей сумме исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству территории» (коэффициент значимости подкритерия — 0,4);

  • «Опыт участника по успешному восстановлению благоустройства после выполнения аварийных работ в соответствии с требованиями раздела 13 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 г. № 875 выражающийся в количестве исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству территории после выполнения аварийных работ» (коэффициент значимости подкритерия — 0,2).

В соответствии с п. 7.4 Документации установлен порядок оценки заявок по подкритерию В1 «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг»:

Заказчиком оценивается количество единиц материально-технических ресурсов.

Подтверждающие документы:

1) Паспорт технологического оборудования/средства (ПТС) (иной документ аналогичного характера).

2) Документ, подтверждающий наличие у участника права на использование указанного оборудования (договор купли-продажи/аренды/ лизинга/иной документ, подтверждающий наличие у участника права на использование указанного оборудования).

Количество баллов, присуждаемых по показателю В1 определяется в соответствии со шкалой оценки, установленной пунктом 7.4.1 Документации.

Заявитель в жалобе указывает на то, что Документацией не установлены ни характеристики оцениваемого оборудования, ни иные требования к нему, что делает неоднозначным как требования к формированию заявки, так и оценку предоставляемых документов. При этом отсутствие характеристик оборудования нивелирует смысл данного подкритерия, поскольку в данном случае заказчику получается безразлично какая техника есть у участника и оценивается лишь её наличие, что может не влиять на лучшие условия выполнения работ. Заявитель также отмечает, что в таблице, представленной в п. 7.4 Документации, в столбце «содержание показателя» указано оборудование, которое не оценивается согласно шкале оценки по подкритерию. Таким образом, в Документации установлены неоднозначные требования по рассматриваемому подкритерию оценки и неясно необходимо ли предоставлять сведения по вышеуказанному оборудованию и каким образом такие сведения будут оценены.

Вместе с тем представители Организатора торгов пояснили, что 10.04.2020 были внесены соответствующие изменения, в том числе в обжалуемой части. Таким образом, в настоящий момент доводы жалобы ООО «Трансавто» в данной части неактуальны.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что 10.04.2020 Организатором торгов в единой информационной системе была размещена новая (действующая) редакция Документации, в которую были внесены соответствующие изменения в отношении порядка оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника закупки».

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения жалобы ООО «Трансавто» по существу отсутствует предмет обжалования, так как 10.04.2020 Организатором торгов были внесены соответствующие изменения в Документацию в отношении порядка оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг», при этом Заявитель в своей жалобе ссылается на неактуальную (недействующую) редакцию Документации.

Исходя из изложенного, второй довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения, вследствие чего по данному доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 14.04.2020 вх. № 12474-ЭП/20) ООО «Трансавто» на действия Организатора торгов СПб ГКУ «Управление заказчика» (ИНН: 7840014918, ОГРН: 1047839011703) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по восстановлению благоустройства (извещение № 32009056266) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГКУ «Управление заказчика» (ИНН: 7840014918, ОГРН: 1047839011703) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении процедуры Закупки способом, не предусмотренным Положением о закупках, допущенное путем осуществления совместной Закупки в отсутствие предусмотренного Положениями о закупках Заказчиков порядка проведения совместной процедуры закупки;

3) Не выдавать Организатору торгов СПб ГКУ «Управление заказчика» (ИНН: 7840014918, ОГРН: 1047839011703) предписание об устранении выявленных нарушений по причине выданного ранее предписания от 30.04.2020 по делу № Т02-317/20 об устранении нарушений, допущенных при организации и проведения процедуры Закупки (извещение № 32009056266), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны