Решение №78/22833/24 Т02-410/24 по жалобе ООО "Трейдис" от 5 сентября 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-410/24

 

02 сентября 2024 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей СПб ГКУ «Управление заказчика» (далее — Организатор торгов), АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» (далее – Заказчик) и ООО "Трейдис" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Трейдис" (вх. №21534-ЭП/24 от 23.08.2024, вх. №21971-ЭП/24 от 27.08.2024) на действия АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на модернизацию системы мониторинга состояния сетей теплоснабжения АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" с применением акустических датчиков (г. Санкт-Петербург, районы: Адмиралтейский, Московский, Кировский, Красносельский, Фрунзенский, Центральный) (4444/4.6.16-559) (извещение №32413878921, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

07 августа 2024 года на сайте ЭТП АО «Сбербанк-АСТ» в сети Интернет было опубликовано извещение №32413878921 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на модернизацию системы мониторинга состояния сетей теплоснабжения АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" с применением акустических датчиков (г. Санкт-Петербург, районы: Адмиралтейский, Московский, Кировский, Красносельский, Фрунзенский, Центральный) (4444/4.6.16-559) (далее – Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Теплосеть Санкт-Петербурга", версия 30 от 03.04.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

99 957 411,02 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

07.08.24

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

12.09.2024 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

17.09.2024

24.09.2024

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Электронная площадка

АО «Сбербанк-АСТ»

 

2. Доводы жалобы:

1) По мнению Заявителя Заказчиком Документации необоснованно предъявляются требования к размеру, весу и батареям, которые должны использоваться в системах мониторинга систем теплоснабжения;

2) Заявитель указывает, что согласно п.п. 3.1, 3.2. раздела IV Технического задания Документации в перечень работ входит настройка дистанционного управления и контроля параметров системы мониторинга, а также внесение информации о тепловых сетях (топология, протяженность, диаметр, тепловые камеры) в существующее программное обеспечение (далее — ПО), интеграция установленных акустических датчиков в существующую систему мониторинга с визуализацией мест установки оборудования, вместе с тем, в Техническом задании Документации Заказчиком незаконно не описан программный интерфейс приложения между регистратором и сервером существующей системы, особенно с учетом того, что техническое задание требует дистанционной настройки оборудования, равно как и не приведено указание на используемую систему, с которой должна быть осуществлена интеграция.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №02/21741/24 от 23.08.2024 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу.

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

 

В отношении первого довода жалобы:

В силу п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Также, согласно п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В пункте 1.2.2 Документации установлено, что в разд. 8 Документации (Техническое задание) могут быть также установлены:

- эксплуатационные, экологические характеристики объекта закупки, спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки, изображения поставляемого товара;

- требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

Предметом Закупки является модернизация системы мониторинга состояния сетей теплоснабжения АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» с применением акустических датчиков.

Приложением № 4 к Техническому заданию Документации установлены требования к оборудованию и программному обеспечению и системе мониторинга: технические характеристики оборудования.

Также в Техническом задании Документации приведен объем выполняемых работ, а именно:

1. Этап I «Организационно-технический»:

1.1. Получение и изучение технической документации (проектной и исполнительной).

1.2. Натурное обследование трубопроводов совместно с Представителем заказчика, согласование мест установки оборудования.

1.3. Расчет количества приборного парка.

1.4. Поставка и подготовка необходимого приборного парка, включая тестирование и программирование оборудования до монтажа.

2. Этап II «Монтаж оборудования»:

2.1. Подготовка мест монтажа акустических датчиков с зачисткой металла труб, бурением каналов для антенн и др.

2.2. Монтаж датчиков, GSM-модулей, антенн, удлинителей и др.

2.3. Проверка работоспособности всех установленных элементов системы, обеспечивающих запись уровня шума, передачу данных на сервер, контроль температуры в местах их установки.

2.4. Проверка уровня GSM-сигнала в местах установки датчиков.

2.5. Фотофиксация установленного оборудования.

3. Этап III «Настройка Системы мониторинга и оборудования»

3.1. Настройка дистанционного управления и контроля параметров системы мониторинга. Внесение информации о тепловых сетях (топология, протяженность, диаметр, тепловые камеры) в существующее программное обеспечение (далее - ПО).

3.2. Интеграция установленных акустических датчиков в существующую систему мониторинга с визуализацией мест установки оборудования.

3.3. Обеспечение круглосуточного мониторинга тепловых сетей.

3.4. Выявление сетей со «стабильным»/«нестабильным» режимом работы;

3.5. Выявление сетей со сверхвысоким уровнем шума (более 500). При участии Заказчика выяснение причин повышенного уровня шума (ИТП, перемычки, работы на сетях). В отсутствии объяснения причин высокого уровня шума, обследование участка сети мобильными средствами обследования.

3.6. Контроль передачи данных на сервер с проверкой уровня сигнала GSM-сети, контроль состояния элементов питания (при необходимости их замена).

3.7. Техническая настройка оборудования (изменение местоположения антенны, замена антенны, замена удлинителя ФМ и др.).

3.8. Передача лицензионного права доступа сотрудникам Общества (единая или не менее 28 рабочих мест единовременно) к программному обеспечению платформы мониторинга с момента монтажа и настройки оборудования на участке тепловой сети и на всё в дальнейшем устанавливаемое оборудование в рамках реализации настоящего Технического задания сроком не менее чем до 31.08.2025.

3.9. Разработка и актуализация эксплуатационной документации: инструкций по эксплуатации, алгоритма анализа данных в ПО и др. Ознакомление ответственных представителей Заказчика с положениями инструкции по эксплуатации, порядком обработки получаемых данных. Обучение и тренинги для представителей Заказчика (не менее 8 часов) для не менее 30 человек. Информационная поддержка (по телефону, электронной почте, в случае необходимости выезд к Заказчику, время с 09 по 17 часов, ежедневно, без выходных).

3.10. Обновление версии ПО, обновление функций ПО (при необходимости или выходе новой версии ПО).

При необходимости увеличения объема работ, свыше указанных в подразделе «Объем работ» раздела IV настоящего Технического задания и определенных согласованной с Заказчиком Программой производства работ, выполняется Заказчиком за свой счёт.

Монтаж и настройка оборудования должны проводиться в соответствии с технической документацией производителя оборудования и требований настоящего Технического задания.

Согласно позиции Заказчика вышеуказанные требования предъявлены на основании потребности Заказчика, который, в свою очередь, проводит закупочную процедуру в целях получения конечного результата в том виде, качестве, порядке и объеме, на который он обоснованно рассчитывал.

При этом, отсутствие у потенциальных участников Закупки необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый потенциальный участник самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Согласно позиции Заказчика, Заявитель, как и любой потенциальный участник Закупки, не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобрести регистраторы, литиево-ионные батарейки, датчики, ввиду чего любое лицо обладает возможностью приобрести перечисленное оборудование с требуемыми Заказчику параметрами. При этом Заявителем в жалобе не указано и документально не подтверждено, чем именно установленные Заказчиком характеристики ограничивают его в праве принятия участия в закупке. Таким образом, требования к товарам (материалам), установленные Документацией, указаны в соответствии с определениями характеристик.

По мнению Заказчика использование им характеристик предмета закупки, установленных в Техническом задании Документации, не является нарушением, поскольку эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие предмета закупки названным требованиям может быть установлено объективно.

В приложении № 4 Технического задания «Требования к оборудованию и программному обеспечению и системе мониторинга» указаны технические характеристики программного обеспечения.

Представители Заказчика пояснили, что описание API-интерфейса уже установленной у Заказчика системы мониторинга не могло быть указано в составе закупочной документации по причине того, что указанный программный продукт является объектом интеллектуальной собственности, охраняемым в установленном законом порядке.

Представители Заказчика отметили, что на сегодняшний день Заказчиком используется программный комплекс INFRAPORT, о чем свидетельствует, заключенный и исполненный ранее договор возмездного оказания услуг № 23-2086 от 29.09.2023, в рамках которого такая система мониторинга уже была установлена.

Разработчиком указанного программного комплекса является швейцарская компания vonRoll hydro (Suisse) ltd., она же обладает полными и исключительными правами на указанный программный комплекс.

Согласно письму управляющего директора vonRoll hydro (Suisse) ltd., указанная организация считает недопустимым предоставление третьим лицам и в открытом доступе данных API-интерфейса системы мониторинга INFRAPORT.

В свою очередь со стороны Заявителя не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых положений, невозможности соблюдения оспариваемых условий для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.

На основании изложенного по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанные доводы неподтвержденными и не усматривает нарушений Закона №223-ФЗ в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу ООО "Трейдис" (вх. №21534-ЭП/24 от 23.08.2024, вх. №21971-ЭП/24 от 27.08.2024) на действия АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на модернизацию системы мониторинга состояния сетей теплоснабжения АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" с применением акустических датчиков (г. Санкт-Петербург, районы: Адмиралтейский, Московский, Кировский, Красносельский, Фрунзенский, Центральный) (4444/4.6.16-559) (извещение №32413878921), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "Трейдис" (вх. №21534-ЭП/24 от 23.08.2024, вх. №21971-ЭП/24 от 27.08.2024) на действия АО «Теплосеть Санкт-Петербурга» (ОГРН 1107847010941, ИНН 7810577007) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на модернизацию системы мониторинга состояния сетей теплоснабжения АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" с применением акустических датчиков (г. Санкт-Петербург, районы: Адмиралтейский, Московский, Кировский, Красносельский, Фрунзенский, Центральный) (4444/4.6.16-559) (извещение №32413878921) необоснованной.

 

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны