Решение №78/4808/21 Т02-134/21 по жалобе ООО «Круст» от 20 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-134/21
17 февраля 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ФГАОУ ВО «СПбГУАП» (далее – Организатор торгов) и ООО «Круст» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 08.02.2021 вх. № 4215-ЭП/21) ООО «Круст» на действия Организатора торгов ФГАОУ ВО «СПбГУАП» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение оборудования и изделий с монтажом в целях создания доступной среды и адаптации помещений ГУАП (извещение №32109952310), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
02 февраля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32109952310 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение оборудования и изделий с монтажом в целях создания доступной среды и адаптации помещений ГУАП (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО «СПбГУАП» (далее – Положение о закупках) в редакции от 04.01.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 586 401,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
02.02.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
10.02.2021 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
11.02.2021, 12.02.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб,ул. Большая Морская д. 67 лит. А |
2. Заявитель обжалует включение Организатором торгов в состав Документации ненадлежащего описания предмета Закупки, не позволяющего потенциальным участникам Закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГАОУ ВО «СПбГУАП» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Круст» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/3641/21 от 11.02.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/3641/21 от 11.02.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Как следует из информационной карты Документации (далее — Информационная карта), предметом Закупки является приобретение оборудования и изделий в целях создания доступной среды и адаптации помещений ГУАП.
Описание предмета закупки приведено в разделе 4 «Техническое задание» настоящей документации.
Пунктом 4.4 Технического задания установлено, что поставляемый товар должен соответствовать функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам согласно требованиям к товарам приложения № 1 к настоящему Техническому заданию.
Товары (материалы, комплектующие и оборудование) должны соответствовать техническим регламентам, государственным стандартам (ГОСТ), предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, указанным в приложении № 1 требования к товарам.
Согласно п. 4.5 Технического задания технические характеристики поставляемого товара и технические требования к товару: приведены в приложении № 1 (вложенный файл).
Пунктом 7 Технического задания установлен перечень приложений, являющихся неотъемлемой частью технического задания:
7.1. Приложение № 1 к Техническому заданию – сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, а также иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика (вложенный файл).
Вложенный файл:
Подготовлен и открывается данным продуктом:
Продукт http://ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Acrobat
Скачать бесплатно можно здесь http://get.adobe.com/ru/reader/otherversions/
Заявитель в жалобе указывает на то, что текущая редакция Документации предполагает заполнение заявки с учетом прикрепленного приложения № 1 к Техническому заданию в виде гиперссылки на странице 42 раздела 4 «Техническое задание», указанная гиперссылка на приложение №1, в которой должны содержаться сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, а также иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, является не рабочей, указанный факт препятствует заполнению заявки. Заявитель также указывает, что «Вложенный файл» является графическим изображением без привязанной к нему гиперссылки. Таким образом, по мнению Заявителя, действующая редакция Документации лишает возможности заполнения технических характеристик участниками конкурса.
Представители Организатора торгов отметили, что Документация размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) в виде отдельного файла в формате *docx, имеющего вложение в формате «.pdf». Указанный формат «.pdf» может воспроизводиться общераспространенными бесплатными программами PDF Reader, Foxit Reader и другими. Все части документации, и в формате *docx, и вложение в формате «.pdf» обеспечивают возможность поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации. 03.02.2021 Заявитель обратился с запросом о разъяснении Документации. 04.02.2021 заказчик в ЕИС разместил ответ № 111885. В ответе на разъяснения податель запроса получил подробную инструкцию, что необходимо сделать, чтобы открыть вложенный файл и ознакомиться с его содержанием. А именно:
«Чтобы открыть вложенный в документ Office в виде гиперссылки PDF-файл, нужно:
-
разрешить, если Ваша версия MS Word запросит, редактирование файла после скачивания его с сайта https://zakupki.gov.ru;
-
два раза быстро щёлкнуть по ярлыку файла (как при запуске программ на рабочем столе);
-
файл откроется в программе Adobe Reader вторым окном.
После этого Вы можете сохранить PDF-файл либо продолжить работу в открытом файле.
Для просмотра PDF-файла необходимо наличие на компьютере установленной программы просмотра PDF-файлов https://get.adobe/com/ru/reader/.
Если пo каким-либо причинам у Вас не открывается файл, проверьте:
-
установлено ли у Вас лицензионное программное обеспечение Office;
-
убедитесь, что Ваше ПО Adobe Reader находится в рабочем состоянии;
-
откройте любые другие фаты PDF на жёстком диске, чтобы убедиться, что проблема не с Вашим ПО Adobe Reader;
-
обновите программу Adobe Reader».
Представители Организатора торгов также отметили, что заказчик осуществлял проверку Документации, размещенной в ЕИС, и убеждался в возможности открытия гиперссылки на вложенный файл. В рамках подготовки возражений были подготовлены и прилагаются к возражениям видеоролики о возможности ознакомления и работы с файлами Документации о Закупке. В данных роликах показано, что на трёх разных персональных компьютерах Документация открывается в полном объёме. Более того, заказчиком было установлено бесплатное приложение WPS Office (аналог MS Office, разработанный в КНР), посредством которого Заявитель пытался открыть файл с Документацией, о чём свидетельствует скрин-шот в жалобе. Документ с Документацией открывался и с помощью данного приложения.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав положения Технического задания в части установленного описания предмета Закупки, установила, что пункт 7.1 Технического задания содержит ссылку на приложение № 1 к Техническому заданию в виде ярлыка файла «Приложение_1_к_ТЗ.pdf», при двойном нажатии на который открывается документ «Cведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, а также иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика» в формате «.pdf» надлежащего качества, содержащий таблицу с требованиями к товарам. При этом после открытия указанного документа присутствует возможность его сохранения, а также поиска и копирования произвольных фрагментов текста, содержащегося в документе.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о формировании Организатором торгов в Документации доступного для ознакомления описания предмета Закупки, позволяющего потенциальным участникам Закупки объективно заполнить заявку на участие в Закупке.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 08.02.2021 вх. № 4215-ЭП/21) ООО «Круст» на действия Организатора торгов ФГАОУ ВО «СПбГУАП» (ИНН 7812003110, ОГРН 1027810232680) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на приобретение оборудования и изделий с монтажом в целях создания доступной среды и адаптации помещений ГУАП (извещение №32109952310) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.