Решение №78/15779/20 Т02-386/20 по жалобе ООО «КРАТЕР» от 25 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-386/20

20 мая 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «КРАТЕР» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 12.05.2020 вх. № 16582-ЭП/20) ООО «КРАТЕР» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение № 32009105599), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

23 апреля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009105599 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 07.02.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

20 790 758,93 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

23.04.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

12.05.2020 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

15.05.2020, 19.05.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, ул. Сызранская, д. 15

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • установлении в Документации ненадлежащих требований к товарам, которые не соответствуют условиям ГОСТ;

  • установлении в Документации избыточных требований к описанию участниками Закупки в составе заявки значений показателей товаров, являющихся предметом Закупки;

  • установлении в Документации требований к описанию участниками Закупки в составе заявки значений показателей товаров, являющихся предметом Закупки, которые не соответствуют условиям ГОСТ, а также вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение при составлении заявки на участие в Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «КРАТЕР» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/14788/20 от 15.05.2020, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/14788/20 от 15.05.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащих требований к товарам, которые не соответствуют условиям ГОСТ:

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с п. 2 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) предметом Закупки является поставка горюче-смазочных материалов.

Как следует из п. 9 Информационной карты, количество и характеристики подлежащего поставке товара, определяются в соответствии с Техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.

На основании п. 2.2.1 Технического задания поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в приложении №1 к настоящему техническому заданию и нормативным актам, устанавливающим требования к товару, в том числе требования к сертификации и декларированию товара.

Приложением № 1 к Техническому заданию определен перечень закупаемого товара.

Позиции № 43 приложения № 1 к Техническому заданию соответствует товар «Масло турбинное тип 1», к которому установлены требования: «ТП-22С или эквивалент. Согласно приложению №2 к техническому заданию».

Приложением № 2 к Техническому заданию установлены «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки».

В отношении товара «масло турбинное тип 1» приложением № 2 к Техническому заданию установлено требование о соответствии: ГОСТ 9972-74.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в соответствии с п. 1 раздела «Марки» ГОСТ 9972-74 в зависимости от вязкости и применения устанавливают следующие марки турбинных масел: Тп-22 (ОКП 02 53710201), Тп-30 (ОКП 02 5371 0202), Тп-46 (ОКП 02 5371 0203). Таким образом, требование о соответствии товара «масло турбинного тип 1» ТП-22С, а также ГОСТ 9972-74 установлено некорректно.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что ГОСТ 9972-74 не предусматривает такой марки турбинного масла, как «ТП-22С». Как следует из п. 1.1 раздела 1 «Марки» ГОСТ 9972-74 в зависимости от вязкости и применения устанавливают следующие марки турбинных масел: Тп-22 (ОКП 02 53710201), Тп-30 (ОКП 02 5371 0202), Тп-46 (ОКП 02 5371 0203).

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что приложением № 1 к Техническому заданию в отношении товара «масло турбинное тип 1» установлено ненадлежащее требование к марке турбинного масла, не соответствующее условиям п. 1.1 раздела 1 «Марки» ГОСТ 9972-74.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в приложении № 1 к Техническому заданию ненадлежащего требования к товару «масло турбинное тип 1», не соответствующего условиям ГОСТ 9972-74, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении в Документации ненадлежащих требований к закупаемым товарам, являющимся предметом Закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации избыточных требований к описанию участниками Закупки в составе заявки значений показателей товаров, являющихся предметом Закупки:

На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

  • несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

  • закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

  • закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

  • закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 24 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме.

Как следует из п. 24 Информационной карты, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку товаров в объеме и на условиях, предусмотренных документацией (в свободной форме);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара, иные документы и сведения в случае, если таковые предусмотрены документацией аукциона в электронной форме (по рекомендованной форме 2).

Приложением № 2 к Техническому заданию установлены «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки».

Заявитель в жалобе указывает на то, что приложением № 2 к Техническому заданию в отношении товаров №№ 1-4, 6-47, 49-78, 81-88, 91, 93, 94, указанных в перечне закупаемого товара (приложение № 1 к Техническому заданию), установлены необоснованные и избыточные требования к описанию участниками значений показателей товаров, которые не могут быть конкретизированы в составе заявки на участие в Закупке, так как значения данных показателей являются сведениями о химическом составе товара и становятся известными после результата испытаний конкретно выпущенной партии таких товаров.

Представитель Организатора торгов пояснила, что при описании в приложении № 2 к Техническому заданию требований к показателям товаров были использованы стандартные показатели, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также показатели в соответствии с показателями товаров (требуемых для поставки), содержащимися в паспортах качества товаров, представленных на рынке Российской Федерации. Показатели товара, требования к которым установлены заказчиком в приложении №2 к техническому заданию, предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и не требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе. Таким образом, заказчик не требует предоставление в составе первой части заявки значения результата испытаний, участнику необходимо указать характеристики, с учетом положений инструкции по заполнению первой части заявки.

Также Заявитель в жалобе указывает на необходимость конкретизации в приложении № 2 к Техническому заданию класса вязкости по ISO, установленного производителями компрессорного оборудования, в отношении товаров №№ 7-9, 12 приложения № 1 к Техническому заданию.

Представитель Организатора торгов отметила, что приложением № 2 к Техническому заданию в отношении указанных товаров установлены требования к показателю «класс вязкости ISO» исходя из данных, содержащихся в открытом доступе на сайтах производителей, представленных на рынке Российской Федерации.

Кроме того, Заявитель полагает ненадлежащими требования, указанные в приложении № 2 к Техническому, в отношении товаров №№ 12, 29 к объему упаковки, поскольку эквиваленты других производителей могут быть изготовлены и расфасованы в тару иного объема.

Представитель Организатора торгов пояснила, что приложением № 2 к Техническому заданию в отношении указанных товаров установлены требования к показателю «объем упаковки» исходя из потребности Заказчика, а также в соответствии с действующим законодательством.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы, представленные в жалобе ООО «КРАТЕР», а также пояснения Организатора торгов приходит к выводу о том, что требования, изложенные в приложении № 2 к Техническому заданию, в отношении товаров №№ 1-4, 6-47, 49-78, 81-88, 91, 93, 94, указанных в перечне закупаемого товара (приложение № 1 к Техническому заданию), не являются избыточными, соответствуют предмету проводимой процедуры Закупки, а также позволяют потенциальным участникам Закупки сформировать свое предложение в рамках Закупки. При этом описание предмета Закупки, установленное приложением № 2 к Техническому заданию, в отношении товаров №№ 1-4, 6-47, 49-78, 81-88, 91, 93, 94 соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требований к описанию участниками Закупки в составе заявки значений показателей товаров, являющихся предметом Закупки, которые не соответствуют условиям ГОСТ, а также вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение при составлении заявки на участие в Закупке:

Заявитель в жалобе указывает на то, что приложением № 2 к Техническому заданию в отношении товаров №№ 60, 66, 67, 74, 75, 77 установлены ненадлежащие требования к диапазону рабочих температур, которые не соответствуют условиям ГОСТ и сведениям от производителей указанных товаров, а также вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение при составлении заявки на участие в Закупке.

Представитель Организатора торгов пояснила, что в приложении № 2 к Техническому заданию указаны требования к диапазонным значениям показателей товаров в соответствии с стандартными показателями, установленными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, вместе с тем правила предоставления конкретных показателей товара указаны в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Закупке, являющейся неотъемлемой частью Документации, где перечислены правила применения символов, слов и словосочетаний. А также участник должен руководствоваться математическим правилом сравнения чисел.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы, представленные в жалобе ООО «КРАТЕР», а также пояснения Организатора торгов приходит к выводу о том, что требования к диапазону рабочих температур, изложенные в приложении № 2 к Техническому заданию, в отношении товаров №№ 60, 66, 67, 74, 75, 77, указанных в перечне закупаемого товара (приложение № 1 к Техническому заданию), соответствуют условиям ГОСТ, а также с учетом инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Закупке, являющейся неотъемлемой частью Документации, позволяют надлежащим образом сформировать свое предложение в рамках Закупки. При этом описание предмета Закупки, установленное приложением № 2 к Техническому заданию, в отношении товаров №№ 60, 66, 67, 74, 75, 77 соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит третий довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

В соответствии с протоколом подведения итогов Закупки №156/2020-ЭА от 19.05.2020 к участию в аукционе было допущено 2 заявки: ООО «Автомас» и ООО «Питероилс». Вместе с тем ценовые предложения допущенных участников в рамках процедуры аукциона не подавались, вследствие чего закупочной комиссией Организатора торгов было принято решение о признании Закупки несостоявшейся.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 12.05.2020 вх. № 16582-ЭП/20) ООО «КРАТЕР» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение № 32009105599) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении в Документации ненадлежащих требований к закупаемым товарам, являющимся предметом Закупки, допущенное путем установления в приложении № 1 к Техническому заданию ненадлежащего требования к товару «масло турбинного тип 1», не соответствующего условиям ГОСТ 9972-74.

3) Не выдавать Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) предписание об устранении выявленных нарушений ввиду того, что в соответствии с протоколом подведения итогов Закупки №156/2020-ЭА от 19.05.2020 было принято решение о признании закупки несостоявшейся.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны