Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 2 мая 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

04.02.2014 № 03/1768

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № К03-135/13

 

                                                                                      Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена 21 января 2014

В полном объеме решение изготовлено 04 февраля 2014

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) созданная приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 31.10.2013 № 433-ОВ, с изменениями внесенными приказами от 28.11.2013 № 466-ОВ, от 20.01.2014 № 21 в составе:

 

Председатель Комиссии:

Яковлев П.В.            – заместитель руководителя управления

 

Члены Комиссии:

Асташенкова Е.И.  –  начальник отдела контроля органов власти;

Клименко И.В.         – заместитель начальника юридического отдела

 

рассмотрев дело № К03-135/13, возбужденное по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению (далее – КЭИО) и Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» (далее - ГКУ «Управление заказчика»), выразившимся в недопущении конкуренции за право осуществления функций специализированной организации по размещению государственных заказов на проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга, предоставлении ГКУ «Управление заказчика» исключительных полномочий по осуществлению строительного контроля и технического надзора, совмещении (наделении) ГКУ «Управление заказчика» функций органа власти и функций хозяйствующего субъекта, что может иметь результатом ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе на рынках по выполнению работ (услуг) специализированной организации, выполнению работ по строительному контролю и техническому надзору.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Санкт-Петербургское УФАС России из прокуратуры Санкт-Петербурга поступили материалы (вх.№ 14669 от 30.07.2013), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях КЭИО и ГКУ «Управление заказчика» при размещении государственных заказов на проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга.

В целях получения дополнительных доказательств наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства, на основании ст.25, ч.4, 6 ст.44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» у КЭИО и ГКУ «Управление заказчика»  запрошены документы и письменная информация.

Запрошенные документы и информация представлены: КЭИО - письмами вх.№ 19478 от 08.10.2013, вх.№19598 от 09.10.2013, вх.№711 от 16.01.2014; ГКУ «Управление заказчика» - письмами вх.№21427 от 29.10.2013, вх.№724 от 16.01.2014. Кроме того, письмом вх.№24150 от 23.11.2013 документы и сведения представило ГУП «ТЭК СПб». Анализ полученных документов свидетельствует о следующем.

 

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2004 № 757 «О Комитете по энергетике и инженерному обеспечению» утверждено Положение о Комитете по энергетике и инженерному обеспечению (далее – Положение о КЭИО). Согласно п.3.14 Положения о КЭИО, к полномочиям КЭИО отнесено осуществление полномочий главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга и государственного заказчика Санкт-Петербурга, в том числе заключение государственных контрактов Санкт-Петербурга и размещение государственного заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга, аварийно-восстановительных работ на объектах инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга, работ по подготовке к отопительному периоду, создание аварийного запаса материалов и оборудования.

 

Согласно ч.1 ст.120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В соответствии с положениями ст.6 БК РФ, казенное учреждение - государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.03.2004 № 297 «О создании Санкт-Петербургского государственного учреждения «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса», создано Санкт-Петербургское государственное учреждение «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» (далее - ГУ «Управление заказчика»).

В соответствии с п.1.8 Положения о КЭИО, ГУ «Управление заказчика» находится в ведении Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.

Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт- Петербурга (далее - КУГИ) от 22.11.2011 № 2986-рз ГУ «Управление заказчика» переименовано в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» и утвержден Устав ГКУ «Управление заказчика» (далее – Устав).

В соответствии с п.2.1 Устава, ГКУ «Управление заказчика» создано для достижения следующих целей: осуществление функций заказчика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса.

Виды деятельности, осуществляемые ГКУ «Управление заказчика» для достижения целей уставной деятельности, перечислены в п.2.2 Устава, в т.ч. формирование, размещение и исполнение государственного заказа Санкт- Петербурга по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса за счет средств Адресной инвестиционной программы;

Согласно ст. 6 БК РФ, распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, а получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с нормами статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ):

ч.1. государственными заказчиками выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Таким образом, ГКУ «Управление заказчика» в соответствии с Уставом осуществляет от имени публично-правового образования функции государственного заказчика Санкт-Петербурга, а не функции специализированной организации, по проектированию, строительству и реконструкции объектов инженерно-энергетического комплекса в соответствии с Адресной инвестиционной программой, предусмотренной Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», руководствуясь в своей работе положениями Закона № 94-ФЗ (в настоящее время - Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Регламентом взаимодействия между КЭИО и ГКУ «Управление заказчика», утвержденным распоряжением КЭИО от 05.04.2011 № 43 и Регламентом работы ГКУ «Управление заказчика», являющегося заказчиком Санкт-Петербурга, в сфере формирования (планирования), размещения и исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга, утвержденного приказом ГКУ «Управление заказчика» № 104 от 15.04.2013.

На основании изложенного, из анализа имеющихся в материалах настоящего дела документов, не подтверждено недопущение конкуренции за право осуществления функций специализированной организации по размещению государственных заказов на проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга со стороны КЭИО.

При этом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что с 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 418-ФЗ, который уточняет правила предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и устанавливает порядок передачи органами государственной власти, являющимися государственными заказчиками, полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности (ч.4 ст.79 БК РФ).

 

При выполнении работ по государственным контрактам ГКУ «Управление заказчика» в соответствии с в п.2.2 Устава и условиями государственных контрактов осуществляет технический надзор за капитальным строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, контроль качества проектных и строительно­монтажных работ, осуществление организации строительства; контроль качества работ и решение технических вопросов в ходе проведения работ, в том числе в период гарантийной эксплуатации.

ГКУ «Управление заказчика» для выполнения указанных работ имеет Свидетельства саморегулируемых организаций о допуске:

- к работам по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

- к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

Законодательством РФ не установлен запрет на осуществление технического надзора (строительного контроля) за ходом и качеством выполнения работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством материалов и оборудования, применяемого в ходе исполнения государственного контракта, непосредственно заказчиком.

Таким образом, ГКУ «Управление заказчика», осуществляя технический надзор (строительный контроль) в рамках исполнения государственного контракта выступает не как хозяйствующий субъект, а в качестве заказчика, осуществляющего контроль и надзор за выполнением условий государственного контракта.

На основании изложенного, из анализа имеющихся в материалах настоящего дела документов, не подтверждено предоставление ГКУ «Управление заказчика» исключительных полномочий по осуществлению строительного контроля и технического надзора, а также совмещение (наделение) ГКУ «Управление заказчика» функций органа власти и функций хозяйствующего субъекта.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела №К03-135/13 в связи с отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях Комитета по энергетике и инженерному обеспечению и Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса».

 

Председатель Комиссии:                                            Яковлев П.В.

 

Члены Комиссии:                                                        Асташенкова Е.И.   

 

                                                                                       Клименко И.В.

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны