Решение №04/3325/24 по жалобе физического лица от 8 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

физического лица

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» февраля 2024

В полном объеме решение изготовлено «08» февраля 2024 Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

начальника отдела контроля торгов органов власти, председателя Комиссии;

заместителя начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

В присутствии: физического лица (далее — Заявитель), представителя АО «РАД» (далее – Организатор торгов); представителя ГК «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Конкурсный управляющий).

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу физиечского лица поступившей из Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (исх. №381/7 от 17.01.2024) (вх.№1153-ЭП/24 от 17.01.2024) на действия Организатора торгов – АО «РАД» и Конкурсного управляющего — ГК «Агентство по страхованию вкладов» при организации и проведении торгов посредством публичного предложения (извещение размещено на сайте оператора электронной площадки https://lot-online.ru/ РАД-351728 и на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ №12628228, лот №56), документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сообщение РАД-351728 о проведении торгов в форме публичного предложения размещено на сайте электронной площадки https://lot-online.ru (далее – сайт торгов).

Предметом торгов по лоту №56 является права требования к Литвиновой Екатерине Владимировне, солидарно с Литвиновым Евгением Александровичем, КД 6_П30/16пк от 31.05.2016, заочное решение и.о. мирового судьи судебного участка №28 Ленинского судебного района Самарской области - мирового судьи судебного участка №26 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 08.08.2022 по делу 2-2560/2022 (97 057,67 руб.) - 97 057,67 руб.

Начальная цена: 87 351, 90 руб.;

Дата и время начала подачи заявок: 09.10.2023 00:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 24.12.2023 14:00.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 13.11.2023 N ГМ/94718/23 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта "а" пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о несостоятельности торгов.

По смыслу положений Закона о несостоятельности задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 13.11.2023 N ГМ/94718/23, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Законом о несостоятельности, а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Порядок).

Заявитель в жалобе указывает, что согласно протоколу о результатах торгов по лоту №56 (РАД-351728) от 22.12.2023, Заявитель был признан победителем торгов, однако в связи с заявлением конкурсного управляющего об отсутствии предмета торгов по причине погашения задолженности договор уступки прав требования не может быть заключен.

 

В соответствии со статьей 139 Закона о несостоятельности конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя в том числе сведения, подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона.

АО «РАД» выступает организатором торгов в форме открытого аукциона с открытой формой представления предложений по цене приобретения имущества финансовой организации по продаже имущества должника Акционерного общества коммерческого банка «ГАЗБАНК» (АО АКБ «ГАЗБАНК») на основании Договора об организации и проведении торгов в электронной форме № Г-13/2019 от 03 октября 2019 года (далее - Договор), заключенного АО «РАД» с конкурсным управляющим Должника ГК «Агентство по страхованию вкладов», действующим на основании Решения Арбитражного суда Самарской области от 02 октября 2018 года по делу № А55-21551/2018.

АО «РАД» выполняет функции организатора торгов в соответствии с Законом о несостоятельности, Порядком, Требованиям к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2016 № 41182) (далее - Приказ), Регламентом Системы электронных торгов (СЭТ) АО «Российский аукционный дом» при проведении электронных торгов в рамках реализации имущества предприятий, находящихся в состоянии банкротства (далее по тексту - Регламент СЭТ), Договором, Поручением на проведение торгов № Г-13/2019-П34 от 30 июня 2023 года (далее - Поручение), Протоколом № 78 Заседания Комитета кредиторов АО АКБ «ГАЗБАНК».

Основным документом, определяющим порядок проведения торгов в процедуре конкурсного производства, является Предложение конкурсного управляющего о порядке, сроках и условиях проведения электронных торгов в форме аукциона и посредством публичного предложения имуществом АО АКБ «ГАЗБАНК» утвержденное собранием кредиторов (далее - Предложение). Предложением были сформированы лоты и порядок их реализации на торгах.

Пунктом 8 статьи 110 Закона о несостоятельности указано, что в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.

Организатор торгов, в том числе опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности в сообщении о продаже предприятия должны быть указаны сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием.

По смыслу данной нормы описание предмета торгов должно включать в себя все существенные характеристики реализуемого имущества, которые могут повлиять на цену покупки.

В соответствии с абзацем 17 пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

Согласно пункту 19 статьи 110 Закона о несостоятельности продажа предприятия оформляется договором купли-продажи предприятия, который заключает внешний управляющий с победителем торгов. Обязательными условиями договора купли-продажи предприятия являются:

  • сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия;

  • цена продажи предприятия;

  • порядок и срок передачи предприятия покупателю;

  • условия, в соответствии с которыми предприятие приобретено, и обязательства покупателя по выполнению этих условий (в случае продажи предприятия путем проведения торгов в форме конкурса);

  • сведения о наличии или об отсутствии обременении в отношении предприятия, в том числе публичного сервитута;

  • иные предусмотренные законодательством Российской Федерации условия.

Таким образом, согласно пункту 10 и пункту 19 статьи 110 Закона о несостоятельности содержание договора, заключенного по результатам торгов должно соответствовать содержанию проекта договора, размещенного ранее на официальном сайте ЕФРСБ и на электронной площадке при проведении торгов.

Пунктом 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм, информация, содержащаяся в проекте договора купли – продажи о предмете договора, заключаемого по результатам торгов, является существенным условием данного договора и подлежит обязательному указанию в соответствии с пунктом 19 статьи 110 Закона о несостоятельности.

Как установлено Комиссией и сторонами не оспаривается, сообщение о проведении торгов в форме публичного предложения было опубликовано 05.10.2023.

18.12.2023 Заявителем была подана заявка на участие в торгах на последнем этапе публичного предложения (с 18.12.2023 по 19.12.2023), что подтверждается протоколом №РАД-351728 об определении участников торгов от 22.12.2023.

22.12.2023 Заявитель был признан победителем торгов максимальную цену за имущество в размере 9 536, 00 руб., в то время как начальная цена на данном периоде составляла 524.11 руб.

28.12.2023 в адрес Заявителя поступило письмо от Конкурсного управляющего с предложением заключения договора уступки права требования.

29.12.2023 Заявителем был направлен ответ с подписанным договором.

11.01.2024 Заявителю от Конкурсного управляющего поступило сообщение о том, что задолженность по вышеуказанному лоту была погашена 29.08.2023, то есть за 2 месяца до опубликования сообщения о проведении торгов в форме публичного предложения. В связи с чем, Заявителю был направлен односторонний отказ от заключения договора уступки права требования, что нарушает законные права и интересы Заявителя.

Исходя из изложенного, Организатором торгов при опубликовании сообщения о проведении торгов не была проверена информация относительно состава реализуемого имущества, в связи с чем, были опубликованы недостоверные сведения о составе лота, что повлекло нарушение пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

  2. Признать в дейстивях Организатора торгов — АО «РАД» нарушение пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности.

  3. Предписание не выдавать.

     

Связанные организации

Связанные организации не указаны