Решение №78/20207/21, 78/20208/21 Т02-517/21 по жалобе ООО "Глобал климат" от 12 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-517/21
07 июля 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей АО «Гознак» (далее – Заказчик) и ООО "Глобал климат" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.06.2021 вх. №21262-ЭП/21) ООО "Глобал климат" на действия заказчика АО «Гознак» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования воздуха, систем увлажнения, ЦТП, систем тепло-холодораспределения (извещение №32110313596), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
25 мая 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32110313596 о проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования воздуха, систем увлажнения, ЦТП, систем тепло-холодораспределения (далее – Закупка), включая документацию об открытом конкурсе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО "Гознак" (далее – Положение о закупках), версия 19 от 13.05.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
39 432 676,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
25.05.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
28.06.2021 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
29.06.2021 (МСК) 01.07.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
115162, г. Москва, ул. Павла Андреева, д. 27, стр. 20. |
2. Доводы жалобы.
1) По мнению Заявителя положения п. 16 разд. 3 Информационной карты Документации в части условий обеспечения заявок на участие в Закупке нарушают требования ч. 12 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ и права потенциальных участников Закупки;
2) Заявитель полагает, что требование о предоставлении сметного расчета, установленное в пп. 3 п. 13 разд. 3 Информационной карты Документации по существу является субъективным параметром, позволяющим Заказчику отклонять заявки участников Закупки по субъективным причинам;
3) Заявитель оспаривает отсутствие в Документации конкретизации понятия систематичности необходимой Заказчику уборки, неуказание Заказчиком на конкретные места, в которых требуется уборка, а также объема необходимой Заказчику уборки;
4) По мнению Заявителя условие п. 3.2. Таблицы 1 Приложения к разд. 3 Информационной карта о присвоении баллов по подкритерию «Наличие квалифицированного персонала (KII)» в случае предоставления копий документов о дополнительном образовании либо прохождении курсов повышения квалификации в соответствующей области является необоснованным и способным повлечь дискриминацию участников Закупки, допуская принцип выбора победителя Закупки, не основанный на экономически эффективном расходовании денежных средств;
5) Заявитель полагает, что Заказчик незаконно не включил в Документацию сведения о деталях оплаты аварийно- восстановительных работ, упомянутых в п. 4.3 разд. 5 Техническое задание Документации.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/19044/21 от 30.06.2021 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «Гознак» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В отношении первого довода жалобы:
Согласно ч. 25 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
На основании ч. 10 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими в том числе:
1) требования к проведению такой конкурентной закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) порядок и случаи блокирования денежных средств, внесенных участниками такой конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в такой конкурентной закупке, и прекращения данного блокирования (если требование об обеспечении заявок на участие в такой закупке установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке);
3) требования к обеспечению сохранности денежных средств, внесенных участниками такой конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в такой закупке;
4) порядок использования государственной информационной системы, осуществляющей фиксацию юридически значимых действий, бездействия в единой информационной системе, на электронной площадке при проведении такой закупки;
5) порядок утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки для целей настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 13 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - специальный банковский счет).
При этом в соответствии с ч. 12 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечение заявок на участие в такой конкурентной закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) может предоставляться участниками такой закупки путем внесения денежных средств в соответствии с настоящей статьей или предоставления банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке осуществляется участником такой закупки.
Согласно п. 16 Информационной карты Документации обеспечение заявок на участие в конкурсе составляет 788 653 (семьсот восемьдесят восемь тысяч шестьсот пятьдесят три) рубля 52 копейки.
Также в п. 16 Информационной карты Документации указано, что обеспечение заявок на участие в Закупке может предоставляться только путем внесения денежных средств.
Пунктом 16 Информационной карты Документации закреплено, что при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся Участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - специальный банковский счет).
В течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства оператор ЭТП направляет в банк информацию об Участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете Участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете Участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор ЭТП информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено, оператор ЭТП обязан вернуть указанную заявку подавшему ее Участнику в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении конкурентной закупки.
При этом в п. 16 Информационной карты Документации приведены банковские реквизиты Заказчика:
Московская печатная фабрика – филиал акционерного общества «Гознак» (МПФ – филиал АО «Гознак»)
Юридический адрес:
197046, г. Санкт-Петербург, территория Петропавловская крепость, дом 3, литер Г.
Фактический адрес:
115162, г. Москва, ул. Павла Андреева, д. 27, стр. 20
Р/счет 40502810738250129747 в ПАО Сбербанк, г. Москва
к/с 30101810400000000225 БИК 044525225
ИНН 7813252159 КПП 772543003 ОГРН 1167847225281
Представители Заказчика в возражениях указали, что выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке на основании п. 12.17 Положения о закупках осуществляется участником закупки из числа предусмотренных Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что положения ч. 12 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ наделяют участника закупки правом выбора способа обеспечения заявки на участие в такой закупке в том случае, если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке.
При этом участник закупки вправе осуществить выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке путем внесения денежных средств в соответствии с настоящей статьей или предоставления банковской гарантии вне зависимости от числа способов, предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что Заказчиком в п. 16 Информационной карты Документации при установлении порядка предоставления обеспечения на участие в Закупке, допускающего предоставление обеспечения заявок на участие в Закупке только путем внесения денежных средств, не соблюдены положения ч. 12 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному установлению в п. 16 Информационной карты Документации ненадлежащего порядка предоставления обеспечения на участие в Закупке, допускающего предоставление обеспечения заявок на участие в Закупке только путем внесения денежных средств, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 12 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
В отношении второго довода жалобы:
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
На основании ч. 19 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
Согласно пп. 3 п. 13 разд. 3 Информационная карта Документации ценовое предложение с приложением сметного расчета подается участником с использованием программно-аппаратных средств ЭТП, в соответствие с действующим регламентом ЭТП.
На основании п. 21 разд. 3 Информационная карта Документации при рассмотрении и оценке заявок на участие в конкурсе в электронной форме участник не допускается Комиссией к участию в конкурсе в электронной форме в случае:
1. Содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме сведений об участнике конкурса и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении.
2. Несоответствия заявки на участие в конкурсе
в электронной форме требованиям документации о проведении конкурса, в том числе:
2.1. Непредоставления документов и сведений, указанных в документации.
2.2. Нарушения требований документации о закупке к содержанию, форме и оформлению заявки.
2.3. Несоответствия предлагаемой продукции требованиям, установленным в документации о закупке.
2.4. Несоответствия предложенных участником закупки условий исполнения договора условиям, указанным в документации, в том числе:
2.4.1. Направление предложения, ухудшающего условия выполнения договора, являющегося предметом закупки.
2.4.2. Направление предложения о цене договора, превышающего НМЦ договора, НМЦ единицы товара, услуги, работы.
3. Наличия в предоставленных участником документах недостоверных сведений об участнике закупки или предлагаемой им продукции.
4. Непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств или иного обеспечения заявки на участие в закупке в соответствии с документацией, если условие о таком обеспечении было установлено, в том числе несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки установленным условиям его предоставления.
5. Несоответствия Участника закупки требованиям, предусмотренным документацией о закупке.
При этом, Документацией не определены форма и требования к содержанию сметного расчета, обязательного к представлению на основании пп. 3 п. 13 разд. 3 Информационная карта Документации.
Представители Заказчика пояснили, что указанное требование обусловлено необходимостью получения Заказчиком исчерпывающей и детализированной информации, подтверждающей, что участником Закупки при формировании ценового предложения учтены все позиции оборудования, указанные в п. 5 (Приложение № 2 к Разделу 4 «Проект договора») Документации.
Представители Заказчика отметили, что представляемый участником Закупки в составе заявки сметный расчет позволяет Заказчику оценить прозрачность ценообразования и порядок формирования ценового предложения, которое обосновывается применением действующих сметных расценок, а отсутствие в Документации строгих требований о применении форм и использовании сметно-нормативных баз, действующих на территории субъекта Российской Федерации г. Москва, позволяет применять в расчете любые расценки, будь то ФЕР, ТСН или иные.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что приведенная позиция Заказчика не нашла своего отражения в Документации, в свою очередь положениями Документации не закреплено, что Заказчиком предъявляются требования, следуя которым при формировании ценового предложения должны быть учтены все позиции оборудования, указанные в п. 5 (Приложение № 2 к Разделу 4 «Проект договора») Документации.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, Заказчиком при формировании требования пп. 3 п. 13 разд. 3 Информационная карта Документации о предоставлении сметного расчета в отсутствие требований к его содержанию и форме не соблюдены положения п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному установлению в пп. 3 п. 13 разд. 3 Информационная карта Документации ненадлежащего требования о предоставлении сметного расчета в отсутствие требований к его содержанию и форме нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
В отношении третьего довода жалобы:
В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с п. 4.1 Технического задания Документации услуги мониторинга технического состояния Систем и консультационной поддержки технической службы Заказчика включают:
- сбор информации о техническом состоянии Систем;
- сбор информации по износу и загрузке каждой единицы Систем;
- анализ информации и заблаговременное выявление возможных неисправностей;
- подготовка рекомендаций по замене устаревшего и изношенного оборудования, входящего в состав Систем с представлением информации не реже 1 (одного) раза в 6 (шесть) месяцев в Отдел капитального строительства и ремонта (105) и в Службу технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений (106);
- подготовка рекомендаций по рациональному использованию Систем;
- проведение инструктажа оперативного и дежурного персонала с целью правильного содержания и запуска Систем.
На основании п. 4.2 Технического задания Документации регламентные и профилактические работы выполняются для поддержания нормального функционирования Систем в соответствии с регламентами производителей Систем с периодичностью, определяемой эксплуатационной документацией, условиями эксплуатации, используемыми материалами и другими факторами. Регламентные и профилактические работы включают в себя устранение характерных неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации, определенных эксплуатационной документацией и типовыми технологическими процессами на оборудование.
Согласно п. 4.3 Технического задания Документации необходимость в проведении ремонтных и аварийно-восстановительных работ определяется Подрядчиком совместно с техническими специалистами эксплуатационной службы Заказчика и оформляется Аварийным актом (Приложение №6 к Договору). Совместно с Аварийным актом (Приложение №6 к Договору) оформляется дефектная ведомость, подготавливаемая на основании технического заключения Подрядчика.
Подписанный Аварийный акт (Приложение №6 к Договору) совместно с дефектной ведомостью направляются Заказчику по официальным каналам связи, указанным в договоре в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня с момента фиксации события, приведшего к выходу из строя Системы. Событие, указанное в Аварийном акте (Приложение №6 к Договору) и дефектной ведомости должно быть зафиксировано в Журнале регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту (Приложение №4 к Договору).
В случае выхода из строя Систем, приводящего/приведшего к остановке или нарушению производственных циклов Объектов Заказчика, а также в случаях, требующих проведения безотлагательного ремонта, аварийно-восстановительные работы выполняются без предоплаты.
В рамках выполнения ТО, Подрядчик дает рекомендации Заказчику по планированию и закупке необходимых запасных частей, деталей, узлов и расходных материалов за исключением приобретаемых самим Подрядчиком в рамках проведения регламентных работ.
При этом в соответствии с п. 4.11 Проекта договора Документации в обязанности Подрядчика входит осуществление систематической, а по завершении Работ - окончательной уборки зоны проведения Работ от остатков материалов отходов, образовавшихся в процессе выполнения Работ.
Также, на основании соответствии с п. 6.4 Технического задания Документации все работы должны выполняться в объеме, определенном настоящим Техническим заданием.
ТО, монтажные и пусконаладочные работы должны производиться в соответствии с требованиями, действующими на территории Российской Федерации ГОСТ, СНиП, НПБ и других нормативных документов;
Подрядчик должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения Договора (должен быть зарегистрирован в установленном порядке и иметь соответствующие действующие лицензии и/или иные разрешительные документы на выполнение видов деятельности в рамках Договора);
Подрядчик не должен являться неплатежеспособным или банкротом, находится в процессе ликвидации, на имущество Подрядчика в части, существенной для исполнения Договора, не должен быть наложен арест, экономическая деятельность Подрядчика не должна быть приостановлена;
Работы должны производиться минимально необходимым количеством технических средств и механизмов, для сокращения шума, пыли, загрязнения воздуха и сохранности действующего оборудования и инженерных систем.
Подрядчик обязан ежедневно, после окончания работ, проводить уборку помещений или территории Объектов.
Сбор и вывоз мусора осуществляется Подрядчиком за свой счет.
Представители Заказчика пояснили, что согласно п. 4.11 Проекта договора Документации в обязанности подрядчика в том числе входит осуществление систематической, а по завершении Работ – окончательной уборки зоны проведения Работ от остатков материалов и отходов, образовавшихся в процессе выполнения Работ, п. 6.4 (Приложение № 2 к Разделу 4 «Проект договора») заказчик уточняет, что систематическая уборка помещения от остатков материалов и отходов, образовавшихся в процессе выполнения Работ проводится подрядчиком ежедневно.
Из указанного следует, что Заказчиком в Документации приведены условия, конкретизирующие выполнение систематической, а по завершении работ – окончательной уборки.
На основании изложенного третий довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.
В отношении четвертого довода жалобы:
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с п. 1 Приложения №1 к Информационной карте Документации определены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:
1. Цена договора.
2. Финансовое состояние.
3. Квалификация Участника.
3.1 Опыт выполнения работ по техническому обслуживанию систем вентиляции, кондиционирования воздуха, систем увлажнения, ЦТП, систем тепло- и холодораспределения за последние 3 года;
3.2. Наличие квалифицированного персонала.
3.3. Наличие у Участника конкурса действующих сертификатов, оформленных на физические лица (работников Участника конкурса), подтверждающих право проведения монтажных, сервисных работ, а также работ по ремонту и обслуживанию оборудования, указанного в технической части (раздел №5 закупочной документации).
4. Наличие сертификатов, подтверждающих функционирование на предприятии исполнителя систем: менеджмента качества ISO 9001, менеджмента безопасности труда и охраны здоровья OHSAS 18001 (или менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда ISO 45001).
Согласно п. 3.2 таблицы 1 Приложения № 1 к Информационной карте Документации определен следующий порядок оценки заявок по показателю «Наличие квалифицированного персонала (КП)» с удельным весом 10%:
Для оценки заявок по данному подкритерию предоставляется следующий комплект документов:
- копии трудовых книжек квалифицированных работников организации (первый лист, лист с отметкой с предпоследнего места работы и лист с записью о приеме на работу в данную организацию).
- копии документов об образовании на данных работников в соответствующей области (диплом о средне-специальном или высшем техническом образовании).
- копии документов о дополнительном образовании либо курсы повышения квалификации в соответствующей области.
Комплекты документов должны быть представлены на каждого специалиста в области:
- технического обслуживания систем, предусмотренных Договором (мастер, начальник участка или аналогичная инженерно-техническая должность) – 1 человек;
- технического обслуживания систем промышленной вентиляции и кондиционирования воздуха – не менее 5 человек;
- технического обслуживания оборудования систем тепло- и холодораспределения - не менее 2 человек;
- технического обслуживания систем управления и автоматики (КИПиА) в области вентиляции, кондиционирования воздуха, тепло- и холодораспределения - не менее 2 человек.
Расчет баллов производится по следующей формуле:
КП=ЗНАЧ х К
где:
ЗНАЧ - максимальное значение критерия в соответствии с указанными баллами.
К – значение коэффициента в соответствии с Формой 5.
Форма 5.
Наименование |
Значение коэффициента К |
Наличие квалифицированного персонала 10 и более человек. |
1 |
Наличие квалифицированного персонала меньше 10 человек. |
0 |
Таким образом участнику Закупки по показателю «Наличие квалифицированного персонала (КП)» может быть присвоен положительный рейтинг лишь в случае предоставления копии трудовой книжки, копии документа об образовании на данных работников в соответствующей области (диплом о средне-специальном или высшем техническом образовании) и копий документов о дополнительном образовании либо о прохождении курсов повышения квалификации в соответствующей области одновременно на каждого из работников.
При этом, Документацией не разъясняется понятие «соответствующая область», применяемое в п. 3.2 таблицы 1 Приложения № 1 к Информационной карте Документации.
Согласно позиции Заказчика установленное пп. 3.2 п. 3 Раздела 3 «Информационная карта» (Приложение 1 к Информационной карте, Таблица № 1) Документации условие в части представления документов, подтверждающих наличие дополнительного образования у сотрудников участника либо прохождения ими курсов повышения квалификации, позволяет Заказчику получить исчерпывающую информацию о полноте и наличию необходимых знаний в области обслуживания/ремонта/пуско-наладки технологически сложного и высокотехнологичного оборудования (п. 5 (Приложение № 2 к Разделу 4 «Проект договора» Документации), применяемого Заказчиком, а наличие только лишь высшего образования не может являться подтверждением наличия опыта и специальных знаний по работе с оборудованием, применяемым Заказчиком.
Представители Заказчика отметили, что согласно Документации комиссией Заказчика принимается к рассмотрению и учитывается любой документ напрямую или косвенно подтверждающий наличие квалификации, соответствующей маркам, типу и назначению оборудования, указанного в п. 5 (Приложение № 2 к Разделу 4 «Проект договора» Документации.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что приведенная позиция Заказчика не нашла своего отражения в Документации, в свою очередь положениями Документации не закреплено, что комиссией Заказчика для оценки квалификации будут учитываться лишь документы о квалификации, соответствующей маркам, типу и назначению оборудования, указанного в п. 5 (Приложение № 2 к Разделу 4 «Проект договора» Документации.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, Заказчиком при установлении в п. 3.2 таблицы 1 Приложения № 1 к Информационной карте Документации порядка оценки заявок по показателю «Наличие квалифицированного персонала (КП)» допускаются чрезмерные, ненадлежащие и субъективные условия оценки по показателю.
На основании изложенного по четвертому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному установлению в п. 3.2 таблицы 1 Приложения № 1 к Информационной карте Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по показателю «Наличие квалифицированного персонала (КП)», содержащего чрезмерные, ненадлежащие и субъективные условия оценки по показателю, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
В отношении пятого довода жалобы:
Согласно п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Как было указано, на основании п. 4.3 Технического задания Документации необходимость в проведении ремонтных и аварийно-восстановительных работ определяется Подрядчиком совместно с техническими специалистами эксплуатационной службы Заказчика и оформляется Аварийным актом (Приложение №6 к Договору). Совместно с Аварийным актом (Приложение №6 к Договору) оформляется дефектная ведомость, подготавливаемая на основании технического заключения Подрядчика.
Подписанный Аварийный акт (Приложение №6 к Договору) совместно с дефектной ведомостью направляются Заказчику по официальным каналам связи, указанным в договоре в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня с момента фиксации события, приведшего к выходу из строя Системы. Событие, указанное в Аварийном акте (Приложение №6 к Договору) и дефектной ведомости должно быть зафиксировано в Журнале регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту (Приложение №4 к Договору).
В случае выхода из строя Систем, приводящего/приведшего к остановке или нарушению производственных циклов Объектов Заказчика, а также в случаях, требующих проведения безотлагательного ремонта, аварийно-восстановительные работы выполняются без предоплаты.
В рамках выполнения ТО, Подрядчик дает рекомендации Заказчику по планированию и закупке необходимых запасных частей, деталей, узлов и расходных материалов за исключением приобретаемых самим Подрядчиком в рамках проведения регламентных работ.
Согласно позиции Заявителя Документация не содержит механизма оплаты аварийно-восстановительных работ, а из положений Документации невозможно определить, входит ли стоимость аварийно-восстановительных работ в цену договора, заключаемого по результатам Закупки, или в таком случае с подрядчиком будут заключаться дополнительные соглашения в предусмотренном действующим законодательством порядке.
Представители Заказчика отметили, что в соответствии с п.п. 11.12 – 11.13 Проект договора Документации заказчик вправе вносить изменения в объемы Работ, которые, по его мнению, необходимы, но не изменяют проект (Техническое задание), по которому ведутся Работы. Если указанные изменения (в том числе связанные с выполнением определенных дополнительных работ, не предусмотренных Договором и Техническим заданием) повлияют на стоимость или срок завершения Работ, подрядчик приступает к их выполнению только после подписания Сторонами соответствующего дополнительного соглашения, которое, с момента его подписания, становится неотъемлемой частью Договора.
Таким образом в положениях п.п. 11.12 – 11.13 Проект договора Документации учтена возможность оплаты ремонтных и аварийно-восстановительных работ, определенных в п. 4.3 Технического задания Документации.
На основании изложенного пятый довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.
4. Рассмотрев жалобу (от 29.06.2021 вх. №21262-ЭП/21) ООО "Глобал климат" на действия заказчика АО «Гознак» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования воздуха, систем увлажнения, ЦТП, систем тепло-холодораспределения (извещение №32110313596), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях АО «Гознак» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 12 ст. 3.4, п.п. 2, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 29.06.2021 вх. №21262-ЭП/21) ООО "Глобал климат" на действия заказчика АО «Гознак» (ИНН 7813252159, ОГРН 1167847225281) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования воздуха, систем увлажнения, ЦТП, систем тепло-холодораспределения (извещение №32110313596) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика АО «Гознак» (ИНН 7813252159, ОГРН 1167847225281) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования воздуха, систем увлажнения, ЦТП, систем тепло-холодораспределения (извещение №32110313596) нарушения:
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 12 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное вследствие незаконного установления в п. 16 Информационной карты Документации ненадлежащего порядка предоставления обеспечения на участие в Закупке, допускающего предоставление обеспечения заявок на участие в Закупке только путем внесения денежных средств;
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное вследствие незаконного установления в пп. 3 п. 13 разд. 3 Информационная карта Документации ненадлежащего требования о предоставлении сметного расчета в отсутствие требований к его содержанию и форме;
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем незаконного установления в п. 3.2 таблицы 1 Приложения № 1 к Информационной карте Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по показателю «Наличие квалифицированного персонала (КП)», содержащего чрезмерные, ненадлежащие и субъективные условия оценки по показателю.
3. Выдать заказчику АО «Гознак» (ИНН 7813252159, ОГРН 1167847225281) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования воздуха, систем увлажнения, ЦТП, систем тепло-холодораспределения (извещение №32110313596) путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования воздуха, систем увлажнения, ЦТП, систем тепло-холодораспределения (извещение №32110313596) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
07 июля 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 07.07.2021 №Т02-517/21 по жалобе на действия заказчика АО «Гознак» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования воздуха, систем увлажнения, ЦТП, систем тепло-холодораспределения (извещение №32110313596, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику АО «Гознак» (ИНН 7813252159, ОГРН 1167847225281) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования воздуха, систем увлажнения, ЦТП, систем тепло-холодораспределения (извещение №32110313596), путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на техническое обслуживание систем вентиляции, кондиционирования воздуха, систем увлажнения, ЦТП, систем тепло-холодораспределения (извещение №32110313596) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 06 августа 2021 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.