Решение №78/28106/20 Т02-646/20 по жалобе ООО «ЭРА» от 15 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-646/20

10 сентября 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ФГБОУ ВО «СПБГЭУ» (далее – Организатор торгов) и ООО «ЭРА» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 01.09.2020 вх. №32313-ЭП/20) ООО «ЭРА» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПБГЭУ» (далее — Закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной профессиональной уборке помещений, прилегающей территории и обслуживанию гардероба учебных корпусов «Санкт-Петербургского государственного экономического университета» (извещение №32009367335), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

30 июля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009367335 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной профессиональной уборке помещений, прилегающей территории и обслуживанию гардероба учебных корпусов «Санкт-Петербургского государственного экономического университета» (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «СПБГЭУ» (далее – Положение о закупках) в редакции от 10.02.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

35 746 886,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

30.07.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

24.08.2020 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

25.08.2020, 26.08.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Канал Грибоедова, 30-32

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «ЭРА» от участия в процедуре Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ФГБОУ ВО «СПБГЭУ» относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ЭРА» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/26981/20 от 03.09.2020, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/26981/20 от 03.09.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с протоколом № ОКЭФ-223-03(20) рассмотрения вторых частей заявок участников Закупки от 26.08.2020 заявка ООО «ЭРА» была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: «В соответствии с требованиями документации Участник закупки должен соответствовать, в том числе, следующему требованию: отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, оказанию услуг, выполнению работ по договорам, заключенным с Заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе. В отношении Участника ООО «ЭРА» ИНН 7816280122 Заказчиком предъявлена претензия исх.№ 10-14-31 от 07.10.2019 г., которая размещена в ЕИС. Таким образом, Участник закупки не соответствует требованиям документации».

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

В соответствии с разделом «Требования к участникам Закупки» информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлены требования к участникам Закупки, в том числе следующее требование: отсутствие фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, оказанию услуг, выполнению работ по договорам, заключенным с заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе.

Согласно разделу «Порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» Информационной карты рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, а также проверку участников закупки, подавших такие заявки, на соответствие требованиям, установленным документацией о закупке, проводит единая комиссия, исполняющая функции по осуществлению закупок для нужд СПбГЭУ (далее – комиссия). На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника закупки и о признании участника закупки, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника закупки к участию в конкурсе.

Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям документации о закупке, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки, указанным в документации о закупке.

Комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник закупки, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику закупки, указанным в документации о закупке, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в документации о закупке, или в случае установления недостоверности информации, представленной участником закупки.

Заявитель в жалобе указывает на то, что основание, указанное в протоколе ОКЭФ-223-03(20) рассмотрения вторых частей заявок участников Закупки от 26.08.2020, по которому заявка ООО «ЭРА» признана несоответствующей требованиям Документации, не соответствует действительности: отсутствуют факты и доказательства, подтверждающие неисполнение/ненадлежащее исполнения участником закупки ООО «ЭРА» обязательств по поставке товаров, оказанию услуг, выполнению работ по договорам, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе. Таким образом, члены комиссии разместили в открытом доступе ложные сведения о неисполнении/ненадлежащем исполнении ООО «ЭРА» контракта №329/19 от 26.08.2019г. Утверждение комиссии о недобросовестности ООО «ЭРА» как поставщика услуг необоснованно, не подкреплено фактами и не доказано.

Представители Организатора торгов отметили, что между ООО «ЭРА» и ФГБОУ ВО «СПбГЭУ» был заключен договор оказания услуг по профессиональной уборке помещений, прилегающей территории и обслуживанию гардероба учебных корпусов № 329/19 от 26.08.2019 (далее — Договор). Согласно условиям Договора, ООО «ЭРА» приняло на себя обязательства оказывать услуги с надлежащим качеством в соответствии с условиями Договора и требованиями нормативных правовых актов. Условиями Договора определено, что приемка оказываемых услуг осуществляется СПбГЭУ ежедневно посредством проведения первичного контроля и в случае выявления недостатков услуг — окончательного контроля. Результаты первичного и окончательного контроля отражаются в актах проверки качества услуг и актах контрольных проверок, подписываемых представителями сторон Договора. В соответствии с пунктами 2.1.11., 4.1., 4.2. Договора в случае выявления при осуществлении первичного контроля качества недостатков оказанных услуг, исполнителем такие недостатки должны устраняться в течение 30 минут после проведения первичного контроля, а при наличии повторных замечаний по итогам окончательного контроля, СПбГЭУ вправе применить предусмотренные Договором штрафные санкции в отношении исполнителя. Пунктом 6.2. Договора определено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, СПбГЭУ вправе потребовать от общества уплаты штрафа в размере 2,5% от цены Договора за каждый выявленный факт нарушения исполнения обязательств. Также абзацем вторым пункта 6.2. Договора определено право СПбГЭУ на удержание начисленных обществу неустоек из платежей по Договору.

Представители Организатора торгов пояснили, что в сентябре 2019 года в ходе оказания услуг по Договору ООО «ЭРА» допускалось неисполнение обязательства по устранению нарушений, выявляемых при осуществлении первичного контроля качества оказанных услуг в установленный Договором срок (пункт 4.2. Договора), что подтверждено подписанными представителями СПбГЭУ и ООО «ЭРА» актами проверки качества услуг и актами контрольных проверок, а также отражено в акте об оказанных услугах от 30.09.2019 № 28 при его подписании. В связи с допущенным неисполнением обязательства на основании пунктов 4.2. и 6.2. Договора, СПбГЭУ в адрес ООО «ЭРА» направлена претензия (исх. № 10-14-31 от 07.10.2019) о начислении неустойки в виде штрафа в сумме 877 500 руб. 00 коп. и удержании начисленной неустойки из платежа по Договору за услуги, оказанные в сентябре 2019 года. Не согласившись с доводами претензии, ООО «ЭРА» обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с СПбГЭУ задолженности по договору в размере 877 500 руб. 00 коп., и неустойки в размере 2537 руб. 01 коп. В своей жалобе Заявитель утверждает, что при рассмотрении дела № А56-3590/2020 Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области не установлены факты неисполнения/ненадлежащего исполнения ООО «ЭРА» обязательств по Договору и, напротив, установлено ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, допущенное со стороны СПбГЭУ, в связи с чем решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в пользу Заявителя с заказчика взыскана задолженность по Договору в сумме 500 000 руб. 00 коп. Вместе с тем данное утверждение не соответствует действительным обстоятельствам дела ввиду следующего:

При вынесении решения от 19.05.2020 по делу № А56-3590/2020, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 333 ГК РФ, пункта 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера договорной неустойки, примененной СПбГЭУ в отношении Заявителя. Таким образом, взыскав с СПбГЭУ в пользу Заявителя разницу между примененной СПбГЭУ договорной неустойкой и неустойкой уменьшенной судом в порядке статьи 333 ГК РФ, суд признал допущенное ООО «ЭРА» недобросовестное исполнение обязательств по Договору и право СПбГЭУ на применение неустойки. В удовлетворении остальной части исковых требований заявителя (взыскание полной суммы и процентов за пользование чужими денежными средствами) судом отказано.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы жалобы Заявителя, а также позицию Организатора торгов, приходит к выводу о том, что при вынесении решения от 19.05.2020 по делу № А56-3590/2020, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области уменьшил сумму неустойки в виде штрафа в размере 877 500, 00 руб, примененной в отношении ООО «ЭРА», на 500 000, 00 руб. в порядке статьи 333 ГК РФ. Вместе с тем применение неустойки в виде штрафа в размере 377 500, 00 руб. в отношении ООО «ЭРА» было признано судом правомерным, что свидетельствует о наличии факта неисполнения/ненадлежащего исполнения ООО «ЭРА» обязательств по договору оказания услуг по профессиональной уборке помещений, прилегающей территории и обслуживанию гардероба учебных корпусов № 329/19 от 26.08.2019, заключенному между ООО «ЭРА» и ФГБОУ ВО «СПбГЭУ».

Комиссия СПб УФАС России полагает, что Заявитель ООО «ЭРА» не соответствовал обязательному требованию Документации об отсутствии фактов неисполнения/ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по поставке товаров, оказанию услуг, выполнению работ по договорам, заключенным с заказчиком, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «ЭРА» от участия в процедуре Закупки согласно порядку рассмотрения заявок участников Закупки, установленному Информационной картой.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «ЭРА» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО «ЭРА» от участия в процедуре Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 01.09.2020 вх. №32313-ЭП/20) ООО «ЭРА» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПБГЭУ» (ИНН: 7840483155, ОГРН: 1129847034570) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по комплексной профессиональной уборке помещений, прилегающей территории и обслуживанию гардероба учебных корпусов «Санкт-Петербургского государственного экономического университета» (извещение №32009367335) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны