Предупреждение б/н Предупреждение в отношении Главного управления МВД России по... от 4 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В деле о нарушении антимонопольного законодательства №К03-81/14 рассматриваются признаки нарушения:

части 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, Главным управлением (ГУ) МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в применении распоряжения мэра СПб от 10.02.1993 № 97-р «О создании службы транспортировки умерших в морги города»;

ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (КРППР), Главным управлением (ГУ) МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУП «Ритуальные услуги» (ГУП «РУ»), ООО «Специализированное предприятие «Автобаза «Ритуальные услуги» (ООО «СПАРУ) при организации и оказании услуг по вывозу умерших в Санкт-Петербурге, в том числе без проведения торгов,

что приводит (может привести) к ограничению конкуренции на рынке транспортных услуг по перевозке тел умерших (погибших).

 

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области  решением от 29.09.2014 по делу №А56-36517/2014 отказал в удовлетворении требований ООО «Специализированная похоронно-ритуальная служба» о признании недействующим пункта 1.1 Положения «О порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации», утвержденного Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 10.02.1993 г. № 97-р «О создании службы транспортировки умерших в морги города».

При этом в судебных актах указано, что п.1.1 Положения, утвержденного распоряжением мэра СПб от 10.02.1993 № 97-р «О создании службы транспортировки умерших в морги города», по своему содержанию не может рассматриваться как ограничивающий конкуренцию, т.к. не свидетельствует о наделении ГУП «РУ» исключительными полномочиями по оказанию услуг по осуществлению транспортировки тел умерших (погибших) в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы, поскольку применяется в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам в регулируемой сфере правоотношений.

Как указал суд, из анализа развития нормативных актов в рассматриваемой сфере правоотношений усматривается, что законодательство Российской Федерации в сфере похоронного дела с течением времени и изменением социальной ситуации видоизменялось и усовершенствовалось, в том числе и в Санкт-Петербурге – городе федерального значения).

В настоящий период вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон №8-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.22 ч.1 ст.14, п.17 ч.1 ст.15 и п.23 ч.1 ст.16 Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация ритуальных услуг. Законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга – указанные полномочия могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (ст.2 и 25 Закона №8-ФЗ).

Согласно ст.3 Закона Санкт-Петербурга от 04.10.2006 №408-64 «О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге» организация похоронного дела в Санкт-Петербурге осуществляется Правительством Санкт-Петербурга. Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Санкт-Петербурга постановлением от 07.03.2006 №210 «Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге» утвердило «Положение об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге», а также «Положение о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге». Указанными нормативными актами определены основные принципы организации и система похоронного дела в Санкт-Петербурге, а также полномочия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и иных лиц, занятых в области похоронных и связанных с ними услуг.

В соответствии с п.8 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 N 210, перевозку тел умерших (погибших) в морги, из моргов на кладбище для захоронения или в крематорий специально оборудованным транспортом при наличии медицинского свидетельства (справки) о смерти или гербового свидетельства о смерти, выданного органами записи актов гражданского состояния, осуществляют лица, оказывающие транспортные услуги, связанные с погребением умерших (погибших).

Специализированные службы (Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Ритуальные услуги»), в силу п.5 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 N 210, не наделены полномочиями на перевозку тел умерших (погибших) в морги, из моргов на кладбище для захоронения или в крематорий.

Исходя из приведенных норм, а также учитывая позицию судов по арбитражному делу № А56-50237/2015, транспортировка тел умерших (погибших) из внебольничных мест в морг составляют муниципальную нужду и соотносятся с полномочиями муниципальных органов.

Как сочли суды, транспортировка тел умерших (погибших) из внебольничных мест в морг относится к конкурентным видам работ (услуг) и образует товарный рынок. По смыслу положений Законов № 8-ФЗ, № 131-ФЗ, № 135-ФЗ при наличии конкурентного рынка и хозяйствующих субъектов в равной мере способных предлагать товары, выполнять работы, оказывать услуги, в которых заинтересовано публично-правовое образование, надлежит развивать конкурентные механизмы (путем, в частности, осуществления соответствующих закупок при наличии муниципальной нужды), позволяющие как эффективно расходовать бюджетные средства, так и обеспечивать соответствующее качество услуг.

По запросу Санкт-Петербургского УФАС России КРППР письмом от 05.06.2014 вх.№ 12173 сообщил, что в 2014 году Комитету в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.11.2013 № 654-102 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» по целевой статье 3510554 «Расходы на погребение умерших (погибших) по гарантированному перечню, умерших (погибших), не имеющих родственников или законного представителя» предусмотрены бюджетные средства в размере 23185,3 тыс.руб., которые включают, в том числе, оплату услуг по перевозке тел умерших (погибших).

Полномочия ГУП «РУ» по перевозке тел умерших (погибших) установлены распоряжением № 97-р, которым в структуре Специализированного производственно-бытового объединения (далее - СПБО) создана единая городская служба по вывозу умерших в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы.

Таким образом, согласно позиции КРППР, ГУП «РУ» осуществляет вывоз умерших как на безвозмездной основе, т.е. согласно перечню услуг по погребению, поименованных в ст.12 Закона №8-ФЗ, так и по заказам и за счет лиц, которые осуществляют организацию погребения умершего.

Согласно Протокола совещания в КРППР от 01.06.2016г. «О соблюдении установленного порядка вывоза умерших (погибших) с мест наступления смерти в морги больниц, судебно-медицинской экспертизы и крематория и о необходимости принятия исчерпывающих мер по соблюдению установленного порядка вывоза умерших (погибших) с мест наступления смерти в морги больниц, судебно-медицинской экспертизы и крематория», проведенного с участием представителей (Приложение №1 к протоколу) Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, государственного унитарного предприятия Санкт-Петербурга «Ритуальные услуги», Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, общества с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Автобаза «Ритуальные услуги», Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы», Комитета по здравоохранению, Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, принято решение о направлении КРППР обращения в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также направлении КРППР информации о единой городской диспетчерской службе по приему заявок на вывоз умерших (погибших) в Комитет по здравоохранению (п.1.3, п.1.4 Протокола совещания в КРППР от 01.06.2016г.).

При этом Комитету по здравоохранению поручено принять исчерпывающие меры, обеспечивающие вывоз умерших (погибших) на территории города в морги больниц, судебно-медицинской экспертизы и крематория в соответствии с действующим законодательством, а также довести информацию о единой городской диспетчерской службе по приему заявок на вывоз умерших (погибших) до учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению и установить эффективный контроль за ее использованием.

Таким образом, под соблюдением установленного порядка вывоза умерших (погибших) с мест наступления смерти в морги больниц, судебно-медицинской экспертизы и крематория понимается соблюдения порядка, установленного в Положении «О порядке транспортировки и доставки в морги больниц, судебно-медицинской экспертизы и крематория умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации», утвержденного распоряжением мэра СПб от 10.02.1993 № 97-р «О создании службы транспортировки умерших в морги города».

Вместе с тем под сторонними организациями (п.1.1 Повестки дня Протокола и др.) подразумеваются хозяйствующие субъекты – участники рынка транспортных услуг по перевозке тел умерших (погибших), за исключением ГУП «РУ».

 

Положение о порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации, утвержденное распоряжением № 97-р в части п.п.1.1, 1.2, 1.3. согласно которым перевозка умерших осуществляется только спецавтотранспортом автобазы СПБО (в настоящее время ГУП «РУ») противоречит Закону № 8-ФЗ, п.8 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210, согласно которому перевозку тел умерших (погибших) в морги, из моргов на кладбище для захоронения или в крематорий осуществляют лица, оказывающие транспортные услуги, связанные с погребением умерших (погибших).

В соответствии со ст.76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 

Применение в настоящее время распоряжения № 97-р не допускает конкуренции на рынке транспортных услуг по перевозке тел умерших (погибших), что запрещено ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

Арбитражными судами установлено, что имеющаяся в деле №А56-36517/2014 переписка Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга и Главного управления (ГУ) МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области за декабрь 2013 – январь 2014 годов направлена на организацию взаимодействия профильного Комитета, а также сотрудников полиции и учреждений здравоохранения, осуществляющих медицинскую экспертизу.

По сообщению КРППР (вх.№22351/16 от 29.09.2016) у Комитета отсутствуют полномочия по даче указаний ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о выборе хозяйствующего субъекта, определенного в качестве единственной организации, осуществляющей транспортировку тел умерших (погибших) с места наступления смерти до морга.

Исходя из сведений, содержащихся в письме ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 29.07.2016 №58/1476, исчерпывающий перечень обязанностей полиции содержится в ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции». Полиция не руководствуется нормативно-правовыми актами иных федеральных органов исполнительной власти, если они не приняты совместно с МВД России. Следовательно, действие нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъекта РФ, в том числе распоряжения мэра СПб от 10.02.1993 № 97-р «О создании службы транспортировки умерших в морги города»,  также не распространяется на сферу деятельности органов полиции.

Таким образом, решения об определении ГУП «РУ» как единственной организации, уполномоченной осуществлять транспортировку тел умерших (погибших) в г.Санкт-Петербурге с места наступления смерти до морга, оформленные письмами от 28.04.2014 №13/2-506, от 04.03.2014 №13/2-257, от 10.01.2014 №13/2-15, принимались ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области самостоятельно.

Согласно п.5, п.20 ст.4 Закона о защите конкуренции, организации, имеющие организационно-правовую форму ГУП, являются хозяйствующими субъектами и, в силу запрета, установленного ст.15 Закона о защите конкуренции, им не должны создаваться преимущественные (более выгодные) условия деятельности на товарном рынке по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка).

В ходе рассмотрения дела № К03-81/14 установлено, что действия  Главного управления (ГУ) МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в применении распоряжения мэра СПб от 10.02.1993 № 97-р «О создании службы транспортировки умерших в морги города» при организации и оказании услуг по вывозу умерших в Санкт-Петербурге привели к созданию преимущественных условий деятельности Государственному унитарному предприятию «Ритуальные услуги», что привело к недопущению, ограничению конкуренции на рынке транспортных услуг по перевозке тел умерших (погибших) с места наступления смерти до морга.

Таким образом, в действиях Главного управления (ГУ) МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области усматриваются признаки нарушения ст.15, ст.16 Закона о защите конкуренции применительно к обстоятельствам дела №К03-81/14.

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России на основании ч.1, ч.3 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Главное управление (ГУ) МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о необходимости в срок до «14» декабря 2016 года прекращения действий, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, рассматриваемого в деле №К03-81/14, путем отмены (отзыва) Решений, оформленных письмами от 28.04.2014 №13/2-506, от 04.03.2014 №13/2-257, от 10.01.2014 №13/2-15.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением .

 

В соответствии с частью 8, статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В деле о нарушении антимонопольного законодательства №К03-81/14 рассматриваются признаки нарушения:

части 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, Главным управлением (ГУ) МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в применении распоряжения мэра СПб от 10.02.1993 № 97-р «О создании службы транспортировки умерших в морги города»;

ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (КРППР), Главным управлением (ГУ) МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУП «Ритуальные услуги» (ГУП «РУ»), ООО «Специализированное предприятие «Автобаза «Ритуальные услуги» (ООО «СПАРУ) при организации и оказании услуг по вывозу умерших в Санкт-Петербурге, в том числе без проведения торгов,

что приводит (может привести) к ограничению конкуренции на рынке транспортных услуг по перевозке тел умерших (погибших).

 

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области  решением от 29.09.2014 по делу №А56-36517/2014 отказал в удовлетворении требований ООО «Специализированная похоронно-ритуальная служба» о признании недействующим пункта 1.1 Положения «О порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации», утвержденного Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 10.02.1993 г. № 97-р «О создании службы транспортировки умерших в морги города».

При этом в судебных актах указано, что п.1.1 Положения, утвержденного распоряжением мэра СПб от 10.02.1993 № 97-р «О создании службы транспортировки умерших в морги города», по своему содержанию не может рассматриваться как ограничивающий конкуренцию, т.к. не свидетельствует о наделении ГУП «РУ» исключительными полномочиями по оказанию услуг по осуществлению транспортировки тел умерших (погибших) в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы, поскольку применяется в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам в регулируемой сфере правоотношений.

Как указал суд, из анализа развития нормативных актов в рассматриваемой сфере правоотношений усматривается, что законодательство Российской Федерации в сфере похоронного дела с течением времени и изменением социальной ситуации видоизменялось и усовершенствовалось, в том числе и в Санкт-Петербурге – городе федерального значения).

В настоящий период вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон №8-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.22 ч.1 ст.14, п.17 ч.1 ст.15 и п.23 ч.1 ст.16 Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация ритуальных услуг. Законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга – указанные полномочия могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (ст.2 и 25 Закона №8-ФЗ).

Согласно ст.3 Закона Санкт-Петербурга от 04.10.2006 №408-64 «О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге» организация похоронного дела в Санкт-Петербурге осуществляется Правительством Санкт-Петербурга. Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Санкт-Петербурга постановлением от 07.03.2006 №210 «Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге» утвердило «Положение об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге», а также «Положение о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге». Указанными нормативными актами определены основные принципы организации и система похоронного дела в Санкт-Петербурге, а также полномочия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и иных лиц, занятых в области похоронных и связанных с ними услуг.

В соответствии с п.8 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 N 210, перевозку тел умерших (погибших) в морги, из моргов на кладбище для захоронения или в крематорий специально оборудованным транспортом при наличии медицинского свидетельства (справки) о смерти или гербового свидетельства о смерти, выданного органами записи актов гражданского состояния, осуществляют лица, оказывающие транспортные услуги, связанные с погребением умерших (погибших).

Специализированные службы (Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Ритуальные услуги»), в силу п.5 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 N 210, не наделены полномочиями на перевозку тел умерших (погибших) в морги, из моргов на кладбище для захоронения или в крематорий.

Исходя из приведенных норм, а также учитывая позицию судов по арбитражному делу № А56-50237/2015, транспортировка тел умерших (погибших) из внебольничных мест в морг составляют муниципальную нужду и соотносятся с полномочиями муниципальных органов.

Как сочли суды, транспортировка тел умерших (погибших) из внебольничных мест в морг относится к конкурентным видам работ (услуг) и образует товарный рынок. По смыслу положений Законов № 8-ФЗ, № 131-ФЗ, № 135-ФЗ при наличии конкурентного рынка и хозяйствующих субъектов в равной мере способных предлагать товары, выполнять работы, оказывать услуги, в которых заинтересовано публично-правовое образование, надлежит развивать конкурентные механизмы (путем, в частности, осуществления соответствующих закупок при наличии муниципальной нужды), позволяющие как эффективно расходовать бюджетные средства, так и обеспечивать соответствующее качество услуг.

По запросу Санкт-Петербургского УФАС России КРППР письмом от 05.06.2014 вх.№ 12173 сообщил, что в 2014 году Комитету в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.11.2013 № 654-102 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» по целевой статье 3510554 «Расходы на погребение умерших (погибших) по гарантированному перечню, умерших (погибших), не имеющих родственников или законного представителя» предусмотрены бюджетные средства в размере 23185,3 тыс.руб., которые включают, в том числе, оплату услуг по перевозке тел умерших (погибших).

Полномочия ГУП «РУ» по перевозке тел умерших (погибших) установлены распоряжением № 97-р, которым в структуре Специализированного производственно-бытового объединения (далее - СПБО) создана единая городская служба по вывозу умерших в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы.

Таким образом, согласно позиции КРППР, ГУП «РУ» осуществляет вывоз умерших как на безвозмездной основе, т.е. согласно перечню услуг по погребению, поименованных в ст.12 Закона №8-ФЗ, так и по заказам и за счет лиц, которые осуществляют организацию погребения умершего.

Согласно Протокола совещания в КРППР от 01.06.2016г. «О соблюдении установленного порядка вывоза умерших (погибших) с мест наступления смерти в морги больниц, судебно-медицинской экспертизы и крематория и о необходимости принятия исчерпывающих мер по соблюдению установленного порядка вывоза умерших (погибших) с мест наступления смерти в морги больниц, судебно-медицинской экспертизы и крематория», проведенного с участием представителей (Приложение №1 к протоколу) Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, государственного унитарного предприятия Санкт-Петербурга «Ритуальные услуги», Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, общества с ограниченной ответственностью «Специализированное предприятие «Автобаза «Ритуальные услуги», Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы», Комитета по здравоохранению, Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, принято решение о направлении КРППР обращения в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также направлении КРППР информации о единой городской диспетчерской службе по приему заявок на вывоз умерших (погибших) в Комитет по здравоохранению (п.1.3, п.1.4 Протокола совещания в КРППР от 01.06.2016г.).

При этом Комитету по здравоохранению поручено принять исчерпывающие меры, обеспечивающие вывоз умерших (погибших) на территории города в морги больниц, судебно-медицинской экспертизы и крематория в соответствии с действующим законодательством, а также довести информацию о единой городской диспетчерской службе по приему заявок на вывоз умерших (погибших) до учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению и установить эффективный контроль за ее использованием.

Таким образом, под соблюдением установленного порядка вывоза умерших (погибших) с мест наступления смерти в морги больниц, судебно-медицинской экспертизы и крематория понимается соблюдения порядка, установленного в Положении «О порядке транспортировки и доставки в морги больниц, судебно-медицинской экспертизы и крематория умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации», утвержденного распоряжением мэра СПб от 10.02.1993 № 97-р «О создании службы транспортировки умерших в морги города».

Вместе с тем под сторонними организациями (п.1.1 Повестки дня Протокола и др.) подразумеваются хозяйствующие субъекты – участники рынка транспортных услуг по перевозке тел умерших (погибших), за исключением ГУП «РУ».

 

Положение о порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации, утвержденное распоряжением № 97-р в части п.п.1.1, 1.2, 1.3. согласно которым перевозка умерших осуществляется только спецавтотранспортом автобазы СПБО (в настоящее время ГУП «РУ») противоречит Закону № 8-ФЗ, п.8 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210, согласно которому перевозку тел умерших (погибших) в морги, из моргов на кладбище для захоронения или в крематорий осуществляют лица, оказывающие транспортные услуги, связанные с погребением умерших (погибших).

В соответствии со ст.76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 

Применение в настоящее время распоряжения № 97-р не допускает конкуренции на рынке транспортных услуг по перевозке тел умерших (погибших), что запрещено ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

 

Арбитражными судами установлено, что имеющаяся в деле №А56-36517/2014 переписка Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга и Главного управления (ГУ) МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области за декабрь 2013 – январь 2014 годов направлена на организацию взаимодействия профильного Комитета, а также сотрудников полиции и учреждений здравоохранения, осуществляющих медицинскую экспертизу.

По сообщению КРППР (вх.№22351/16 от 29.09.2016) у Комитета отсутствуют полномочия по даче указаний ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о выборе хозяйствующего субъекта, определенного в качестве единственной организации, осуществляющей транспортировку тел умерших (погибших) с места наступления смерти до морга.

Исходя из сведений, содержащихся в письме ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 29.07.2016 №58/1476, исчерпывающий перечень обязанностей полиции содержится в ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции». Полиция не руководствуется нормативно-правовыми актами иных федеральных органов исполнительной власти, если они не приняты совместно с МВД России. Следовательно, действие нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъекта РФ, в том числе распоряжения мэра СПб от 10.02.1993 № 97-р «О создании службы транспортировки умерших в морги города»,  также не распространяется на сферу деятельности органов полиции.

Таким образом, решения об определении ГУП «РУ» как единственной организации, уполномоченной осуществлять транспортировку тел умерших (погибших) в г.Санкт-Петербурге с места наступления смерти до морга, оформленные письмами от 28.04.2014 №13/2-506, от 04.03.2014 №13/2-257, от 10.01.2014 №13/2-15, принимались ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области самостоятельно.

Согласно п.5, п.20 ст.4 Закона о защите конкуренции, организации, имеющие организационно-правовую форму ГУП, являются хозяйствующими субъектами и, в силу запрета, установленного ст.15 Закона о защите конкуренции, им не должны создаваться преимущественные (более выгодные) условия деятельности на товарном рынке по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка).

В ходе рассмотрения дела № К03-81/14 установлено, что действия  Главного управления (ГУ) МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в применении распоряжения мэра СПб от 10.02.1993 № 97-р «О создании службы транспортировки умерших в морги города» при организации и оказании услуг по вывозу умерших в Санкт-Петербурге привели к созданию преимущественных условий деятельности Государственному унитарному предприятию «Ритуальные услуги», что привело к недопущению, ограничению конкуренции на рынке транспортных услуг по перевозке тел умерших (погибших) с места наступления смерти до морга.

Таким образом, в действиях Главного управления (ГУ) МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области усматриваются признаки нарушения ст.15, ст.16 Закона о защите конкуренции применительно к обстоятельствам дела №К03-81/14.

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России на основании ч.1, ч.3 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Главное управление (ГУ) МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о необходимости в срок до «14» декабря 2016 года прекращения действий, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, рассматриваемого в деле №К03-81/14, путем отмены (отзыва) Решений, оформленных письмами от 28.04.2014 №13/2-506, от 04.03.2014 №13/2-257, от 10.01.2014 №13/2-15.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением .

 

В соответствии с частью 8, статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны