Решение №78/8288/23 Т02-177/23 и Предписание №78/8289/23 по жалобе ООО «Трасса» от 11 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-177/23
06 апреля 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей ПАО «Ростелеком» (далее — Заказчик) и ООО «Трасса» (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.03.2023 вх. №7630-ЭП/23, от 06.04.2023 вх. №8369/23) ООО «Трасса» на действия комиссии заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении ценового тендера на оказание услуг по поверке и ремонту газоанализаторов (газосигнализаторов) для ПАО Ростелеком по лоту №1 (извещение №RT27022300015 на сайте https://www.roseltorg.ru/, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
27 февраля 2023 года на сайте электронной торговой площадки https://www.roseltorg.ru/ в сети Интернет (далее – ЭТП) было опубликовано извещение №RT27022300015 о проведении ценового тендера на оказание услуг по поверке и ремонту газоанализаторов (газосигнализаторов) для ПАО «Ростелеком» (далее - Извещение), включая документацию о Закупке (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком», версия 56 от 15.02.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки, опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
977 830,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
27.02.23 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
13.03.2023 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
20.03.23 |
5. |
Место рассмотрения заявок |
191167, город Санкт-Петербург, Синопская набережная, дом 14, литера А |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки №RT27022300015 по лоту №1 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Трасса» (заявка №82022) от участия в процедуре Закупки согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов от 20.03.2023 в порядке, не предусмотренном Документацией.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/7053/23 от 30 марта 2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО «Ростелеком» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ для заказчиков определен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке от 20.03.2023 решением закупочной комиссии Заказчика заявка ООО «Трасса» (заявка №82022) была от участия в процедуре Закупки по лоту №1 со следующим пояснением:
«Заявка участника не соответствует требованиям, установленным в документации о проведении ценового тендера, на основании пункта:
- 7.1.9 п.п. 2 документации – несоответствие участника закупки требованиям документации. В результате анализа документации, предоставленной по регистрационному номеру заявки 82022, было выявлено отсутствие приложенной области аккредитации. В соответствии с требованиями законодательства, подтвержденные области аккредитации отражаются в Реестре аккредитованных лиц (https://pub.fsa.gov.ru/ral). Подтвержденная область аккредитации, указанная в документации по регистрационному номеру заявки 82022 не позволяет в полном объёме производить поверку средств измерений, перечисленных в п.п. 9-12 Технического задания (в Перечне работ по договору. Поверка, включая подготовку к поверке) в соответствии с п.1 п.п.1.2 Технического задания Документации о проведении ценового тендера в электронной форме на оказание услуг по поверке и ремонту газоанализаторов (газосигнализаторов) для эксплуатационных подразделений ПАО «Ростелеком».
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.
Согласно разделу 1 Документации ценовой тендер – способ неконкурентной закупки, проведение которой регламентируется Положением о закупках, при которой победителем признается участник, заявка которого соответствует требованиям документации и содержит наиболее низкую цену договора (цену за единицу продукции).
В соответствии с п. 2.1.2 Документации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги указаны в разделах IV. «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» и V. «ПРОЕКТ ДОГОВОРА» документации.
В п. 3.2.1 Документации указано, что участник закупки должен соответствовать общим и дополнительным (при наличии) требованиям, установленным п. 10 раздела II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА», и предоставить в составе заявки подтверждающие следующие документы в соответствии с п. 10 раздела II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА».
В разделе 10 Информационной карты Документации указаны требования к участнику, а также к документам, которые должны быть приложены в составе заявки, подтверждающим данные требования, в частности, по лоту №1 согласно п.1:
1. Предоставить приказ об аккредитации в области обеспечения единства измерения или выписку из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) на право поверки средств измерений (в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).
В Приложении 1 к Документации содержится Техническое задание по лоту №1, где в пп. 1.1 п. 1 указано, что услуги по поверке средств измерений (далее по тексту СИ) должны проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке».
Согласно п. 5.4.2 Документации в случае неполного представления информации и документов, указанных в п. 5.4.1 настоящего раздела документации, участник не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке.
В п. 7.1.2 Документации указано, что в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке Закупочная комиссия вправе проверять соответствие предоставленных участником закупки сведений действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в заявке.
В соответствии с пп. «а» п. 7.1.3.3 Документации в случаях, влияющих на допуск участника к закупке или оценку его заявки на участие в закупке, представленных документах в составе заявки на участие в закупке отсутствуют сведения, необходимые для определения соответствия.
Согласно пп. пп. 1,2 п. 7.1.9 Документации основаниями для отказа в допуске являются:
1) несоответствие заявки на участие в закупке по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения;
2) несоответствие участника закупки требованиям документации.
По результатам изучения представленных документов и сведений Комиссией СПб УФАС России установлено, что при составлении заявки по лоту №1 заявителем ООО «Трасса» были в полной мере соблюдены требования Документации к составу заявки согласно разделу 10 Информационной карты Документации, в свою очередь заявка ООО «Трасса» содержала требуемые Заказчиком документы в отношении оказываемых услуг, а именно аттестат об аккредитации №RA.RU.312369 на право поверки средств измерений (в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), подтверждающий соответствие необходимым сведениям об оказываемых услугах в рамках Закупки согласно Техническому заданию и Проекту договора Документации.
Таким образом Комиссия СПб УФАС России установила, что у закупочной комиссии Заказчика не имелось законных оснований для недопуска заявки ООО «Трасса» к участию в процедуре Закупки, вследствие чего решение об отклонении закупочной комиссией Заказчика заявки ООО «Трасса» согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов от 20.03.2023 является неправомерным, как принятое в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по неправомерному отклонению заявки ООО «Трасса» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки, закупаемым товарам требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 29.03.2023 вх. №7630-ЭП/23, от 06.04.2023 вх. №8369/23) ООО «Трасса» на действия комиссии заказчика ПАО «Ростелеком» (ИНН: 7707049388, ОГРН:1027700198767) при проведении ценового тендера на оказание услуг по поверке и ремонту газоанализаторов (газосигнализаторов) для ПАО Ростелеком по лоту №1 (извещение №RT27022300015 на сайте https://www.roseltorg.ru/), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии заказчика ПАО «Ростелеком» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 29.03.2023 вх. №7630-ЭП/23, от 06.04.2023 вх. №8369/23) ООО «Трасса» на действия комиссии заказчика ПАО «Ростелеком» (ИНН: 7707049388, ОГРН:1027700198767) при проведении ценового тендера на оказание услуг по поверке и ремонту газоанализаторов (газосигнализаторов) для ПАО Ростелеком по лоту №1 (извещение №RT27022300015 на сайте https://www.roseltorg.ru/) обоснованной.
2) Признать в действиях закупочной комиссии заказчика ПАО «Ростелеком» (ИНН: 7707049388, ОГРН:1027700198767) при проведении ценового тендера на оказание услуг по поверке и ремонту газоанализаторов (газосигнализаторов) для ПАО Ростелеком по лоту №1 (извещение №RT27022300015 на сайте https://www.roseltorg.ru/) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «Трасса» от участия в Закупке в порядке, не соответствующем Документации.
3) Выдать заказчику ПАО «Ростелеком» (ИНН: 7707049388, ОГРН:1027700198767) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений при проведении ценового тендера на оказание услуг по поверке и ремонту газоанализаторов (газосигнализаторов) для ПАО Ростелеком по лоту №1 (извещение №RT27022300015 на сайте https://www.roseltorg.ru/) путем отмены составленных протоколов по лоту №1, повторного рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке по лоту №1 и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику ПАО «Ростелеком» (ИНН: 7707049388, ОГРН:1027700198767) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении ценового тендера на оказание услуг по поверке и ремонту газоанализаторов (газосигнализаторов) для ПАО Ростелеком по лоту №1 (извещение №RT27022300015 на сайте https://www.roseltorg.ru/), путем отмены составленных протоколов по лоту №1, повторного рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке по лоту №1 и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 02 мая 2023 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.