Решение №78/16647/23 по жалобе ИП Кириллова Н.В. от 7 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

ИП Кириллова Н.В.

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» июля 2023

В полном объеме решение изготовлено «06» июля 2023 Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

заместителя руководителя Санкт-Петербургского УФАС, председателя Комиссии;

начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии.

В присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя АО «Российский аукционный дом» (далее – Организатор торгов);

В отсутствие ИП Кириллова Н.В. (далее – Заявитель) надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания комиссии.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ИП Кириллова Н.В., поступившей из Федеральной антимонопольной службы России, (исх. №04/49100/23 от 22.06.2023) (вх. №15722-ЭП/23 от 22.06.2023) на действия Организатора торгов – АО «РАД» при организации и проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника (извещение размещено на сайте https://lot-online.ru №№РАД-323812 (лот №2), РАД-323813 (лот №3), документы и сведения по торгам, представленные сторонами,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Извещения №РАД-323812, РАД-323813 на сайте https://catalog.lot-online.ru/ (далее – сайт торгов).

Предметом публичного предложения является:

Лот №2 - Права требования к 2 297 физическим лицам, г. Москва, наличие исполнительных листов с истекшим сроком предъявления к исполнению (440 532 987,32 руб.) - 440 532 987,32 руб.;

Начальная цена - 396 479 688,59 руб.

Лот 3 - Права требования к 1 462 физическим лицам, г. Москва, наличие исполнительных листов с истекшим сроком предъявления к исполнению (449 930 315,32 руб.) - 449 930 315,32 руб.

Начальная цена - 404 937 283,79 руб.

Дата начала первого интервала: 02.02.2023 00:00

Дата окончания последнего интервала: 30.06.2023 14:00

В жалобе Заявитель указывает, что Организатор торгов неправомерно отменил торги в форме публичного предложения.

Организатор торгов представил письменные пояснения по доводам жалобы, согласно которым против удовлетворения жалобы возражает виду того, что проводил торги в соответствии с действующим законодательством.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 N 48960-ЭП/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта "а" пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 15.07.2022 N ГМ/67432/22, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Законом о банкоротстве, а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Порядок).

АО «РАД» выступает организатором торгов на основании Договора об организации и проведении торгов в электронной форме №2018-6387/37 от 15 октября 2018 года, заключенного с акционерным коммерческим банком «ПРОБИЗНЕСБАНК» (ОАО АКБ «Пробизнесбанк») в лице конкурсного управляющего - государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (ГК «АСВ») (далее - конкурсный управляющий), а таюке Поручения на проведение торгов №2018-6387/37-П25 от 13 октября 2022 г.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

В соответствии с пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 указанного Закона.

Согласно пункту 8 статьи 110 Закона о банкротстве срок предоставления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

В соответствии с размещенным сообщением, сроки предоставления заявок посредством публичного предложения: с 02.02.2023 00:00 по 30.06.2023 14:00.

Согласно пункту 1.1 Договора, на условиях Договора Заказчик поручает и обязуется оплачивать, а Организатор торгов обязуется оказывать Заказчику услуги по проведению торгов, в том числе, но не ограничиваясь - подготовку, размещение и опубликование сообщений о проведении торгов в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, а также снятие лотов с торгов.

В силу п. 1.4 Договора, параметры каждых конкретных торгов, установленные соответствующим решением собрания (комитета) кредиторов Заказчика или судебным актом, определяются в Поручении на проведение торгов и включают в себя следующее: форму проведения торгов; срок организации торгов; количество периодов торгов посредством публичного предложения; величину снижения начальной цены продажи активов, начиная со второго периода торгов посредством публичного предложения.

Таким образом, порядок проведения торгов определяется конкурсным управляющим при согласовании с комитетом кредиторов должника.

29 сентября 2022 года было проведено заочное заседание комитета кредиторов ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (Протокол №135), в соответствии с которым было принято решение утвердить Предложения конкурсного управляющего о порядке, сроках и условиях проведения электронных торгов в форме аукциона и посредством публичного предложения имуществом ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (далее - Предложения КУ).

В утвержденных Предложениях КУ были сформированы Лоты и порядок их реализации на торгах посредством открытого аукциона и публичного предложения, в том числе, установлены периоды продажи имущества посредством публичного предложения. Аналогичный порядок проведения торгов был отражен в Поручении.

26 мая 2023 года конкурсным управляющим было вынесено Распоряжение №2 О снятии лотов с торгов к поручению от 13 октября 2022 г. №2018-6387/37-П25 об организации и проведении торгов в электронной форме (далее — Распоряжение).

Согласно Распоряжению, в случае нереализации лотов №№2,3 на торгах посредством публичного предложения по окончании 19 периода понижения цены продажи лотов №№2,3, проводимого с 10 июня 2023 г. по 16 июня 2023 г., 16 июня 2023 г. лоты №№2,3 подлежат снятию с торгов.

Таким образом, решение о снятии с торгов лотов №№2,3 было принято конкурсным управляющим 26 мая 2023 г.

Комиссией установление, что 16.06.2023 после завершения 19 этапа публичного предложения (с 10 июня 2023 г. по 16 июня 2023 г.) по лотам №2 и №3 был сформирован и опубликован протокол об отмене торгов на основании Распоряжения №2 от 26.05.2023.

Сообщение об отмене торгов было опубликовано на сайте ЕФРСБ №11735130 от 16.06.2023.

Более того, Комиссия отмечает, что заявок на участие в публичных торгах не поступало.

В соответствии с положениями пунктом 4 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В силу пункта 5.2 Порядка, при проведении торгов в форме публичного предложения Оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для определенного периода проведения торгов, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки не позднее тридцати минут после наступления одного из следующих случаев: завершения торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 настоящего Порядка; окончания периода проведения торгов.

Отсюда, подведение итогов соответствующего периода торгов посредством публичного предложения приходится на последний день соответствующего периода.

Период снижения начальной цены торгов посредством публичного предложения установлен с 17 июня 2023 года по 23 июня 2023 года. Таким образом, период времени с 17 июня 2023 года по 23 июня 2023 года является сроком подачи заявок на участие в торгах, при этом, подведение итогов данного периода приходится на 23 июня 2023 года.

Организатором торгов 16.06.2023 г. было исполнено Распоряжение конкурсного управляющего об отмене торгов.

Закон о банкротстве не содержит запрета на отказ конкурсного управляющего от продажи имущества должника посредством публичного предложения, не устанавливает иных сроков для реализации указанного права, а также последствий их несоблюдения.

Возложение на конкурсного управляющего помимо его воли обязанности провести продажу имущества должника не соответствует законодательству о банкротстве. Иной подход привел бы к тому, что имущество должника в любом случае подлежит продаже даже при отсутствии такой необходимости.

Данный вывод в том числе подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2022 года по делу № А05-5015/2021.

Закон о банкротстве, регулирующий порядок проведения торгов в процедурах банкротства, не содержит специальных норм о порядке отмены торгов.

Решение об отмене торгов принято до завершения процедуры публичного предложения и до поступления заявок, основано на объективных причинах и на информации, поступившей от кредитора.

Организатором торгов требования статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации не нарушены, а действия Организатора торгов по отмене спорных торгов не противоречат нормам действующего законодательства.

Исходя из вышеизложенного, в виду отсутствия достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении прав Заявителя в действиях (бездействии) Организатора торгов, Комиссией нарушений не выявлено.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона №135ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Кириллова Н.В. необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны