Решение №02/21950/22 Т02-463/22 по жалобе ООО «Энергосетьстрой» от 22 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-463/22
19 сентября 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
с участием представителей ПАО «Россети Северо-Запада» (далее – Организатор торгов) и ООО «Энергосетьстрой» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.09.2022 вх. №23626-ЭП/22) ООО «Энергосетьстрой» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ПАО «Россети Северо-Запад» (далее — Закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение полного комплекса работ по объектам «Строительство ВЛ-0,4 кВ от вновь установленной КТП-10/0,4 кВ ПС 110/10 кВ Лувеньга (ПС 94) с установкой опор, монтажом щитов учёта электроэнергии и присоединением фидеров на границе участков заявителей: Мурманская область, МО г.п. Кандалакша Кандалакшского района, бывшее СТ «Березки» (договоры №СПБ80-2720742/21 от 26.10.21, № СПБ80-2754142/21 от 08.11.21, № СПБ80-2746642/21 от 09.11.21, № СПБ80-2987742/21 от 26.11.21, № СПБ80-2989142/21 от 29.11.21, № СПБ80-3005042/21 от 30.11.21, № СПБ80-3133942/21 от 09.12.21, № СПБ80-3139442/21 от 10.12.21, № СПБ80-3136342/21 от 14.12.21, № СПБ80-3242942/21 от 29.12.21, № СПБ80-3023442/21 от 31.12.21, № СПБ80-3274142/21 от 30.12.21, № КОЛ-00065-Э-Ц/22 от 08.02.22, № КОЛ-00160-Э-Ц/22 от 10.03.22, № КОЛ-00192-Э-Ц/22 от 25.03.22)» для нужд Мурманского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение №32211582732, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
28 июля 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211582732 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение полного комплекса работ по объектам «Строительство ВЛ-0,4 кВ от вновь установленной КТП-10/0,4 кВ ПС 110/10 кВ Лувеньга (ПС 94) с установкой опор, монтажом щитов учёта электроэнергии и присоединением фидеров на границе участков заявителей: Мурманская область, МО г.п. Кандалакша Кандалакшского района, бывшее СТ «Березки» (договоры №СПБ80-2720742/21 от 26.10.21, № СПБ80-2754142/21 от 08.11.21, № СПБ80-2746642/21 от 09.11.21, № СПБ80-2987742/21 от 26.11.21, № СПБ80-2989142/21 от 29.11.21, № СПБ80-3005042/21 от 30.11.21, № СПБ80-3133942/21 от 09.12.21, № СПБ80-3139442/21 от 10.12.21, № СПБ80-3136342/21 от 14.12.21, № СПБ80-3242942/21 от 29.12.21, № СПБ80-3023442/21 от 31.12.21, № СПБ80-3274142/21 от 30.12.21, № КОЛ-00065-Э-Ц/22 от 08.02.22, № КОЛ-00160-Э-Ц/22 от 10.03.22, № КОЛ-00192-Э-Ц/22 от 25.03.22)» для нужд Мурманского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (далее — Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО «Россети», версия 41 от 14.04.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
26 984 492,94 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
28.07.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
11.08.2022 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
16.08.2022, 08.09.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
https://lot-online.ru |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия Закупочной комиссии Организатора торгов по отклонению от участия в Закупке коллективной заявки, поданной ООО «Энергосетьстрой».
Заявитель указывает, что согласно протоколу № 5 заочного заседания постоянно действующей закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок участников от 08.09.2022 Закупочной комиссией принято решение отклонить от участия в Закупке поданную ООО «Энергосетьстрой» коллективную заявку на основании пп. а) п. 5.5.2 части I Документации, вместе с тем Заявитель полагает принятое решение неправомерным.
Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/21248/22 от 14.09.2022 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО «Россети Северо-Запад» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с протоколом № 5 заочного заседания постоянно действующей закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок участников от 08.09.2022 коллективная заявка ООО «Энергосетьстрой» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «Причина отклонения: в соответствии с пп. 4) п. 18 части II документации о закупке участник закупки должен включить в состав второй части заявки копию документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника закупки. В составе второй части заявки участника отсутствуют документы, подтверждающие полномочия лица действовать от имени коллективного участника закупки.
Предлагается отклонить заявку участника на основании пп. а) п. 5.5.2 части I документации о закупке».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
На основании ч. 19.6 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.
Согласно п. 5 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления:
-
-
копии документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:
-
а) индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;
б) лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо;
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно п. 3.4.4. части I Документации в случае, если в закупочной процедуре принимает участие объединение (группа лиц), выступающих на стороне одного участника закупки (далее - коллективный участник), документы, входящие в состав заявки должны быть предоставлены на каждого члена коллективного участника.
В силу п. 1.4.2. части I Документации участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупок, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пп. 4 п. 18 части II «Информационная карта закупки» Документации в составе второй части заявки на участие в Закупке участник закупки должен включить копию документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника закупки (за исключением случая подписания заявки лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, если участником закупки является юридическое лицо).
Согласно пп. а) п. 5.5.2 части I Документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника на этапе рассмотрения вторых частей заявок в случае отсутствия в составе второй части заявки документов и сведений, предусмотренных для предоставления во второй части заявки, указанных в п. 17 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».
Представители Организатора торгов пояснили, что на участие в Закупке в числе прочих была подана коллективная заявка с лидером ООО «Энергосетьстрой», членом коллективного участника являлось ООО «АрхиГрад». Коллективная заявка с лидером ООО «Энергосетьстрой» была подана на ЭТП и подписана электронной подписью <...>, директора ООО «Энергосетьстрой», вместе с тем в нарушение пп. 4 п. 18 части II «Информационная карта закупки» Документации коллективным участником с лидером ООО «Энергосетьстрой» в составе второй части заявки на участие в Закупке не предоставлены документы, подтверждающие полномочия лица действовать от имени коллективного участника закупки. Предоставленное в составе второй части заявки коллективного участника (далее - КУ) соглашение от 04.08.2022 г., заключенное между ООО «Энергосетьстрой» и ООО «АрхиГрад», содержит сведения о том, что лидером КУ является ООО «Энергосетьстрой». При этом указанное соглашение не содержит сведений о наделении <...> полномочиями, позволяющими представлять интересы КУ (в т.ч. подавать заявку от имени КУ, подписывать документы заявки) при участии в Закупке.
Представители Организатора торгов также отметили, что в рассматриваемой ситуации участником закупки является не юридическое лицо в смысле ст. 48 ГК РФ, а группа юридических лиц (несколько юридических лиц выступающих на стороне одного участника закупки и не являющихся самостоятельным субъектом права, обладающим собственной правоспособностью в соответствии со ст. 49 ГК РФ). Поэтому указанное в пп. 4 п. 18 части II «Информационная карта закупки» Документации исключение о непредставление копий документов, подтверждающих полномочия лица действовать от имени участника закупки, не может распространяться на КУ, который не является юридическим лицом. В этой связи участник закупки должен был предоставить документы, предусмотренные в пп. 4 п. 18 части II «Информационная карта закупки» Документации и предоставляющие <...> право на подписание заявки в отношении каждого из юридических лиц, входящих в состав КУ. При этом предоставленное в составе заявки соглашение от 04.08.2022 года содержит лишь общие полномочия на представление интересов сторон данного соглашения лидером КУ и не является надлежащим подтверждением полномочий <...> на подписание заявки от имени ООО «АрхиГрад». В силу п. 1.4.2 части I Документации установлено, что полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства. Соглашение от 04.08.2022 не является доверенностью в смысле п. 1 ст. 185 ГК РФ, поскольку представляет собой гражданско-правовой договор, а не отдельное письменное уполномочие (документ) (п. 6 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утв. решением Правления ФНП от 18.07.2016 и направленных Письмом ФНП от 22.07.2016 № 2668/03-16-3). Необходимость оформления полномочий членов КУ путем выдачи во исполнение соглашения о коллективном участии доверенности (как отдельного документа) полностью коррелирует с положениями гражданского законодательства, а именно с п. 1 ст. 975 ГК РФ, устанавливающим обязанность доверителя выдать доверенность для исполнения поручения. Пункт 3.4 соглашения от 04.08.2022 устанавливает лишь внутреннее распределением прав и обязанностей между сторонами указанного соглашения, участником которого заказчик не является. Соглашение от 04.08.2022 не содержит юридически значимого для третьих лиц (в том числе заказчика) уполномочивания <...> правом на подписание заявки от имени ООО «АрхиГрад». Поэтому <...> для подачи заявки на участие в Закупке от имени ООО «АрхиГрад» (т.е. для совершения <...> юридически значимого действия, порождающего права и обязанности у другого лица - ООО «АрхиГрад») требовалось наличие отдельного письменного уполномочия (доверенности) на совершение указанных действий.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав коллективную заявку с лидером ООО «Энергосетьстрой», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что участником не были надлежащим образом соблюдены требования пп. 4 п. 18 части II «Информационная карта закупки» Документации, что влекло отклонение такой заявки на основании пп. а) п. 5.5.2 части I Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении от участия в процедуре Закупки коллективной заявки с лидером ООО «Энергосетьстрой» принято в порядке, соответствующем Документации.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит довод жалобы неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 13.09.2022 вх. №23626-ЭП/22) ООО «Энергосетьстрой» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ПАО «Россети Северо-Запад» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение полного комплекса работ по объектам «Строительство ВЛ-0,4 кВ от вновь установленной КТП-10/0,4 кВ ПС 110/10 кВ Лувеньга (ПС 94) с установкой опор, монтажом щитов учёта электроэнергии и присоединением фидеров на границе участков заявителей: Мурманская область, МО г.п. Кандалакша Кандалакшского района, бывшее СТ «Березки» (договоры №СПБ80-2720742/21 от 26.10.21, № СПБ80-2754142/21 от 08.11.21, № СПБ80-2746642/21 от 09.11.21, № СПБ80-2987742/21 от 26.11.21, № СПБ80-2989142/21 от 29.11.21, № СПБ80-3005042/21 от 30.11.21, № СПБ80-3133942/21 от 09.12.21, № СПБ80-3139442/21 от 10.12.21, № СПБ80-3136342/21 от 14.12.21, № СПБ80-3242942/21 от 29.12.21, № СПБ80-3023442/21 от 31.12.21, № СПБ80-3274142/21 от 30.12.21, № КОЛ-00065-Э-Ц/22 от 08.02.22, № КОЛ-00160-Э-Ц/22 от 10.03.22, № КОЛ-00192-Э-Ц/22 от 25.03.22)» для нужд Мурманского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение №32211582732), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях Закупочной комиссии ПАО «Россети Северо-Запад» нарушений при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 13.09.2022 вх. №23626-ЭП/22) ООО «Энергосетьстрой» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение полного комплекса работ по объектам «Строительство ВЛ-0,4 кВ от вновь установленной КТП-10/0,4 кВ ПС 110/10 кВ Лувеньга (ПС 94) с установкой опор, монтажом щитов учёта электроэнергии и присоединением фидеров на границе участков заявителей: Мурманская область, МО г.п. Кандалакша Кандалакшского района, бывшее СТ «Березки» (договоры №СПБ80-2720742/21 от 26.10.21, № СПБ80-2754142/21 от 08.11.21, № СПБ80-2746642/21 от 09.11.21, № СПБ80-2987742/21 от 26.11.21, № СПБ80-2989142/21 от 29.11.21, № СПБ80-3005042/21 от 30.11.21, № СПБ80-3133942/21 от 09.12.21, № СПБ80-3139442/21 от 10.12.21, № СПБ80-3136342/21 от 14.12.21, № СПБ80-3242942/21 от 29.12.21, № СПБ80-3023442/21 от 31.12.21, № СПБ80-3274142/21 от 30.12.21, № КОЛ-00065-Э-Ц/22 от 08.02.22, № КОЛ-00160-Э-Ц/22 от 10.03.22, № КОЛ-00192-Э-Ц/22 от 25.03.22)» для нужд Мурманского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение №32211582732) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.