Решение №78/4171/24 Т02-71/24 по жалобе АО "Техноторг" от 19 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-71/24
14 февраля 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>;
с участием представителей ПАО «Россети Северо-Запад» (далее – Заказчик) и АО "Техноторг" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.02.2024 вх. №3023-ЭП/24, от 08.02.2024 вх. №3265-ИП/24) АО "Техноторг" на действия закупочной комиссии заказчика ПАО «Россети Северо-Запад» при проведении конкурса в электронной форме 23Т7320010.0014 на поставку шин автомобильных для нужд филиалов ПАО "Россети Северо-Запад" (извещение №32313084924, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
13 декабря 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32313084924 о проведении конкурса в электронной форме 23Т7320010.0014 на поставку шин автомобильных для нужд филиалов ПАО "Россети Северо-Запад" (далее — Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети», версия 40 от 23.11.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
114 769 400,33 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
13.12.23 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
09.01.2024 в 14:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
30.01.2024 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Электронная площадка АО «РАД» |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Заказчика по незаконному, по мнению Заявителя, отклонению от участия в Закупке заявки АО "Техноторг".
Заявитель указывает, что согласно протоколу заочного заседания постоянно действующей закупочной комиссии по рассмотрению заявок участников и проведению переторжки от 25.01.2024 № 2/32313084924 закупочной комиссией Заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку АО "Техноторг" на основании п.5.4.2 д) Документации по причине несоответствия заявки участника требованиям, установленным в Документации, в том числе требованиям к содержанию и оформлению заявки, вместе с тем, Заявитель полагает указанное решение неправомерным.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением № 78/3245/24 от 07 февраля 2024 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО «Россети Северо-Запада» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя протоколу заочного заседания постоянно действующей закупочной комиссии по рассмотрению заявок участников и проведению переторжки от 25.01.2024 № 2/32313084924, закупочной комиссией Заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку АО "Техноторг" со следующим обоснованием:
«В соответствии с п. 3.5.8. документации о закупке, при описании продукции участником закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели.
В п. 5.1 Технического задания (часть V документации о закупке) установлено следующее требование о величине гарантийного срока на продукцию: «На поставляемую продукцию устанавливается гарантийный срок согласно гарантийному сроку завода-изготовителя, но не менее одного года. Гарантийные обязательства начинают действовать с момента подписания Сторонами товарных накладных». В Техническом задании установлено требование о соответствии шин автомобильных ГОСТ 4754-97. Указанный ГОСТ предусматривает гарантийный срок службы шины не менее 5 лет.
При этом в техническом предложении участника закупки содержится следующее предложение о величине предлагаемых гарантийных обязательств в отношении всей предлагаемой продукции: «На поставляемую продукцию устанавливается гарантийный срок согласно гарантийному сроку завода-изготовителя, но не менее одного года. Гарантийные обязательства начинают действовать с момента подписания Сторонами товарных накладных». В техническом предложении участника отсутствует подтверждение соответствия предлагаемых участником закупки автомобильных шин требованиям ГОСТ 4754-97.
Таким образом в составе заявки участника закупки отсутствует указание на точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели гарантийного срока предлагаемых автомобильных шин.
Предлагается отклонить заявку участника на основании п.5.4.2 д) документации о закупке.
Закупочная комиссия отклоняет заявку участника на этапе рассмотрения общих частей заявок по следующим основаниям:
д) несоответствие заявки участника требованиям, установленным в Закупочной документации, в том числе требования к содержанию и оформлению заявки».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 16 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с п.п. 3.5.7 и 3.5.8 части I Документации при описании предлагаемой продукции участник обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены, при этом участником закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели.
Номенклатура поставляемого товара включает в себя не только шины автомобильные, но камеры для колес и колесные диски, являющиеся по отношению к автомобильным шинам функционально и технологически связанными товарами.
В п. 5.1. части V (техническое задание) Документации установлено общее требование к гарантийному сроку поставляемой продукции по всей номенклатуре: «На поставляемую продукцию устанавливается гарантийный срок согласно гарантийному сроку завода-изготовителя, но не менее одного года».
Согласно п. 4.2. части V (техническое задание) Документации установлено требование к соответствию предлагаемых шин автомобильных требованиям ГОСТ 13298- 90, ГОСТ 4754-97 (ГОСТ Р 52899-2007), ГОСТ 5513-97, ГОСТ 7463-2003, ГОСТ Р 52900- 2007, ГОСТ Р 52899-2007. В пунктах 10 ГОСТ Р 52900-2007 «Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним» и ГОСТ Р 52899-2007 «Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов» установлены требования к гарантийному сроку службы шин, а именно - 5 лет с даты изготовления.
Таким образом, в Документации установлена совокупность требований, однозначно указывающая на требование Заказчика относительно величины гарантийного срока службы предлагаемых к поставке шин автомобильных.
Из положений п.п. 3.5.7 и 3.5.8 части I Документации следует, что участник закупки должен подтвердить соответствие предлагаемых автомобильных шин требованию ГОСТ 13298-90, ГОСТ 4754-97 (ГОСТ Р 52899-2007), ГОСТ 5513-97, ГОСТ 7463-2003, ГОСТ Р 52900-2007, ГОСТ Р 52899-2007 и указать точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели величины гарантийного срока на предлагаемый товар.
На основании пп. д) п. 5.4.2 Документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника на этапе рассмотрения общих частей заявок в случае несоответствия заявки участника требованиям, установленным в закупочной документации, в том числе требованиям к содержанию и оформлению заявки.
Представители Заказчика пояснили, что в составе заявки АО "Техноторг" отсутствовало подтверждение соответствия предлагаемых автомобильных шин требованиям ГОСТ 13298-90, ГОСТ 4754-97 (ГОСТ Р 52899-2007), ГОСТ 5513-97, ГОСТ 7463-2003, ГОСТ Р 52900-2007, ГОСТ Р 52899-2007. А в отношении предлагаемого гарантийного срока АО "Техноторг" был указан диапазон значений с величиной: «не менее 1 года».
Представители Заказчика отметили, что составе АО "Техноторг" отсутствовало подтверждение соответствия поставляемой продукции требованиям документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены и содержится предложение о поставке товара имеющее не точные, не конкретные, не однозначно трактуемые и допускающие двусмысленное толкование показатели.
Согласно позиции Заказчика таким образом, исходя из сведений, содержащихся в заявке АО "Техноторг", у закупочной комиссии Заказчика отсутствовала возможность однозначного и объективного определения соответствия, предлагаемого Заявителем гарантийного срока службы автомобильных шин требованиям документации о закупке. Из указанного следует, что закупочная комиссия Заказчика не имела правовых оснований для допуска заявки АО "Техноторг" к участию в Закупке и действовала в строгом соответствии с требованиями, установленными в Документации.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, проанализировав представленные сведения, установила, что решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки АО "Техноторг" от участия в Закупке согласно протоколу заочного заседания постоянно действующей закупочной комиссии по рассмотрению заявок участников и проведению переторжки от 25.01.2024 № 2/32313084924 было принято в порядке, соответствующем Документации.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и по доводам жалобы не усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушений при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 06.02.2024 вх. №3023-ЭП/24, от 08.02.2024 вх. №3265-ИП/24) АО "Техноторг" на действия закупочной комиссии заказчика ПАО «Россети Северо-Запад» при проведении конкурса в электронной форме 23Т7320010.0014 на поставку шин автомобильных для нужд филиалов ПАО "Россети Северо-Запад" (извещение №32313084924), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях закупочной комиссии заказчика ПАО "Россети Северо-Запад" нарушений порядка проведения процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 06.02.2024 вх. №3023-ЭП/24, от 08.02.2024 вх. №3265-ИП/24) АО "Техноторг" на действия закупочной комиссии заказчика ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) при проведении конкурса в электронной форме 23Т7320010.0014 на поставку шин автомобильных для нужд филиалов ПАО "Россети Северо-Запад" (извещение №32313084924) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.