Решение №78/19793/20, 78/19794/20 Т02-467/20 по жалобе ООО «СКАЛА» от 29 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-467/20
23 июня 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ЗАО «КТСП» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «СКАЛА» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 16.06.2020 вх. № 21926-ЭП/20) ООО «СКАЛА» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ЗАО «КТСП» (далее – Закупочная комиссия) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту причалов №№ 101А (РО-РО), 101, 101В, 103 (извещение № 32009154954), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
15 мая 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009154954 о проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту причалов №№ 101А (РО-РО), 101, 101В, 103 (далее – Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ЗАО «КТСП» (далее – Положение о закупках) в редакции от 28.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
5 552 720,15 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
15.05.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
27.05.2020 в 13:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
30.06.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Угольная гавань, Элеваторная площадка 22, лит. Щ |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «СКАЛА» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ЗАО «КТСП» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «СКАЛА» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/18663/20 от 19.06.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/18663/20 от 19.06.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом № 2 рассмотрения и подведения итогов Закупки от 09.06.2020 заявка ООО «СКАЛА» была отклонена от участия в процедуре Закупки по причине отсутствия в составе заявки расчета и (или) обоснования заявленной цены, которая снижена на 25 или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Как следует из п. 3.3.1 раздела 1 Документации, документы, входящие в состав заявки на участие в запросе предложений, должны быть подготовлены по образцам (формам), приведённым в разделе III настоящей Документации, и содержать сведения и документы, указанные в разделе II настоящей Документации.
Разделом 2 Документации предусмотрена информационная карта Документации (далее — Информационная карта).
Пунктом 10 Информационной карты установлен перечень документов, которые необходимо представить в составе заявки на участие в Закупке, в том числе предложение участника запроса предложений, заверенное печатью участника запроса предложений (в случаях, когда наличие печати предусмотрено действующим законодательством) и подписанное руководителем участника запроса предложений (согласно форме раздела III. Образцы документов, представляемых участником запроса предложений).
Согласно п. 5.1.3 раздела 1 Документации по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе предложений, комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в следующих случаях:
-
отсутствие в заявке на участие в запросе предложений документов, определенных Документацией о запросе предложений, и/или их несоответствия требованиям, установленным в Документации о запросе предложений, и/или наличия в них недостоверных сведений;
-
отсутствие необходимого обеспечения заявки на участие в запросе предложений, отвечающего требованиям Документации о запросе предложений;
-
несоответствия участника запроса требованиям, установленным в Документации о запросе предложений;
-
несоответствия предложения участника запроса требованиям, установленным в Документации о запросе предложений.
Представители Организатора торгов отметили, что на основании п. 18.3 Положения о закупках комиссия также вправе отклонить заявку, если она установит, что предложенная в ней цена занижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора и в составе заявки отсутствуют расчет и (или) обоснование заявленной цены, либо если по итогам анализа обоснования и/или расчета предложенной цены договора, комиссия приходит к выводу о невозможности участника исполнить договор по указанной цене.
Представители Организатора торгов пояснили, что в соответствии с п. 1.6 раздела 1 Документации начальная (максимальная) цена договора составляет 5 552 720,15 рублей (с учетом НДС 20%), включая поставку материалов и оборудования, транспортные расходы, все иные работы, предусмотренные договором, а также налоги, сборы и иные обязательные платежи. При этом согласно предложению Заявителя ООО «СКАЛА» цена по договору составляла 3 837 817,25 рублей с учетом НДС, что более чем на 30% ниже начальной (максимальной) цены договора. Таким образом, при таком ценовом предложении Заявитель ООО «СКАЛА» в составе заявки должен был представить расчет и (или) обоснование заявленной цены, однако данные документы в составе заявки отсутствовали, вследствие чего заявка ООО «СКАЛА» была отклонена от участия в процедуре Закупки.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что Документацией не предусмотрено требование о предоставлении в составе заявки расчета и (или) обоснования заявленной цены в случае, если цена, предложенная в заявке участника, занижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора. Кроме того, Документацией не предусмотрено соответствующее основание для отклонения заявки участника Закупки, согласно которому заявка может быть отклонена от участия в процедуре Закупки в случае, если предложенная в ней цена занижена на 25 и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора и в составе заявки отсутствуют расчет и (или) обоснование заявленной цены.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ООО «СКАЛА» соответствовала условиям, изложенным в Документации, а решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «СКАЛА» от участия в процедуре Закупки по основаниям, указанным в протоколе № 2 рассмотрения и подведения итогов Закупки от 09.06.2020, принято в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО «СКАЛА» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 16.06.2020 вх. № 21926-ЭП/20) ООО «СКАЛА» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ЗАО «КТСП» (ИНН: 7805124273, ОГРН: 1027802712354) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту причалов №№ 101А (РО-РО), 101, 101В, 103 (извещение № 32009154954) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ЗАО «КТСП» (ИНН: 7805124273, ОГРН: 1027802712354) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «СКАЛА» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
3) Выдать Организатору торгов ЗАО «КТСП» (ИНН: 7805124273, ОГРН: 1027802712354) и его Закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту причалов №№ 101А (РО-РО), 101, 101В, 103 (извещение № 32009154954), путем отмены протокола № 2 рассмотрения и подведения итогов Закупки от 09.06.2020, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
23 июня 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 23.06.2020 № Т02-467/20 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ЗАО «КТСП» при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту причалов №№ 101А (РО-РО), 101, 101В, 103 (извещение № 32009154954, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ЗАО «КТСП» (ИНН: 7805124273, ОГРН: 1027802712354) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту причалов №№ 101А (РО-РО), 101, 101В, 103 (извещение № 32009154954), путем отмены протокола № 2 рассмотрения и подведения итогов Закупки от 09.06.2020, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 27 июля 2020 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.