Уведомление №78/20889/21 Т02-539/21 по жалобе ООО "Кратер" от 19 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ 

по жалобе № Т02-539/21

 

14 июля 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>;

с участием представителей ОАО «Коломяжское» (далее – Заказчик) и ООО "Кратер" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. №21787-ЭП/21 от 05.07.2021) ООО "Кратер" на действия заказчика ОАО «Коломяжское» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку масел, смазок, охлаждающей жидкости для специализированной техники и легкового автотранспорта (извещение №32110401237), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

21 июня 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
32110401237 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку масел, смазок, охлаждающей жидкости для специализированной техники и легкового автотранспорта (далее - Закупка), включая аукционную документацию (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ОАО «Коломяжское» (далее – Положение о закупках), версия 16 от 01.04.2021, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

15 000 000,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

21.06.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

05.07.2021 в 00:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика)

07.07.2021 (МСК)

09.07.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

197374, г. Санкт-Петербург, Липовая аллея, д.10, корп.1, лит. «А»

 

2. Доводы жалобы.

1) Заявитель оспаривает установление в Техническом задании Документации требований к конкретным показателям товаров по позициям 6, 7, 30 не в соответствии с нормативно-технической документацией и действующими ГОСТ;

2) Заявитель находит ограничивающим конкуренцию предусмотренное Документацией требование к товару «масло гидравлическое тип 3» в позиции 9, сформулированное как «должно быть с флуоресцентным индикатором утечек масла», так как по мнению Заявителя наличие красителей не влияет

на работу гидравлической системы, в свою очередь такая характеристика относится только к товару, выпускаемому под брендом Роснефть.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/19771/21 от 07.07.2021 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ОАО «Коломяжское» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

 

В отношении первого довода жалобы:

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Также, на основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

На основании п. 19 Информационной карты Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать описание поставляемых товаров в соответствии с требованиями к значениям показателей (характеристик) товаров или их эквивалентности предполагаемого к поставке товара и позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, установленными в Разделе 6 аукционной документации, выполненное в соответствии с инструкцией по представлению сведений о характеристике товара в составе заявки, приведенной в Приложении №1 к Техническому заданию (Раздел 6 аукционной документации).

Приложением № 1 к Техническому заданию Документации установлены ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СВОЙСТВАМ), ТЕХНИЧЕСКИМ, КАЧЕСТВЕННЫМ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТОВАРА.

Инструкция по представлению сведений о характеристике товара в составе заявки, приведенная в Приложении №1 к Техническому заданию Документации, в числе прочего содержит следующее положение:

- при установлении требований по показателю, по которому установлены в неизменном виде все сведения, используется словосочетание «должен (-на; -но;-ны) быть», при этом наименование показателя, его значение и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями без использования словосочетания «должен (-на; -но;-ны) быть» без изменений. При предоставлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей. Положения об установке требований в неизменном виде имеют приоритет перед любыми иными положениями инструкции. Изменение названия показателя товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателях.

Представители Заказчика пояснили, что в соответствии с вышеуказанным положением инструкции ни один из показателей не указывается в виде конкретного значения, а только устанавливается интервальное значение, которое впоследствии конкретизируется при поставке, исходя из данных, предоставляемых в документах на товар (паспорта качества, сертификаты и т.п.).

Представители Заказчика отметили, что требования Заказчика полностью соответствуют приведенным Заявителем данным по фактическим значениям показателей, но при этом в составе заявки на участие в Закупке не требует указаний конкретных значений характеристик товара, которые будут известны только по результатам проведения испытаний.

Таким образом в Документации Заказчиком установлены требования к товарам, которые позволяют ему получить товар с заданными характеристиками, при этом Заявителю или иным потенциальным участникам Закупки в указанных случаях требовалось только подтвердить соответствие поставляемого товара минимальным требованиям, обеспечивающим нужное Заказчику качество, функциональные и эксплуатационные характеристики.

На основании изложенного по первый довод жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу усматривает в действиях Заказчика нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении второго довода жалобы:

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Позиции Приложения № 1 к Техническому заданию Документации «ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СВОЙСТВАМ), ТЕХНИЧЕСКИМ, КАЧЕСТВЕННЫМ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТОВАРА» соответствует товар «Масло гидравлическое тип 3», в требованиях к характеристикам которого указано «Класс вязкости по ISO VG (International Organisation for Standardization-Viscosity Grade) должен быть 46. Должно соответствовать требованиям ISO 11158: HV, DIN 51524-3: HVLP, ASTM D6158 HV. Должно быть предназначено для всесезонного применения в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах. Должно быть с флуоресцентным индикатором утечек масла. Базовое масло должно быть минеральное. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, должна быть выше 185 °С. Температура застывания должна быть не выше -40 °С».

При этом в описании товара «Масло гидравлическое тип 3» отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара.

Представители Заказчика отметили, что наличие флуоресцентного индикатора утечек масла, выступающее функциональной характеристикой товара, позволяет оперативно выявить неисправность в работе гидравлической системы машин и механизмов и устранить ее до причинения финансовых потерь Заказчику (повышенный расход, плата за загрязнение окружающей среды) и нанесения экологического ущерба окружающей среде, в т.ч. порчи внешнего вида обслуживаемой Заказчиком территории.

Представители Заказчика указали, что на участие в Закупке было подано 4 заявки от участников, которые также в соответствии с условиями Документации заявили о готовности поставить данный товар.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что описание товара «Масло гидравлическое тип 3» и требования к его характеристикам составлены с соблюдением ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

На основании изложенного по второму доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит указанный довод неподтвержденным и по данному доводу жалобы не усматривает в действиях Заказчика нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (вх. №21787-ЭП/21 от 05.07.2021) ООО "Кратер" на действия заказчика ОАО «Коломяжское» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку масел, смазок, охлаждающей жидкости для специализированной техники и легкового автотранспорта (извещение №32110401237), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ОАО «Коломяжское» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (вх. №21787-ЭП/21 от 05.07.2021) ООО "Кратер" на действия заказчика ОАО «Коломяжское» (ИНН 7814448098, ОГРН 1097847272500) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку масел, смазок, охлаждающей жидкости для специализированной техники и легкового автотранспорта (извещение №32110401237) необоснованной.

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.   

Связанные организации

Связанные организации не указаны