Решение №78/20544/21, 78/20545/21 Т02-525/21 по жалобе ООО "Орион" от 15 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-525/21
12 июля 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ГУП «ТЭК СПб» (далее – Заказчик) и ООО "Орион" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№21913-ЭП/21 от 05.07.2021) ООО "Орион" на действия заказчика ГУП «ТЭК СПб» при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку элементов питания (извещение №32110419633, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
25 июня 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32110419633 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку элементов питания (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «ТЭК СПб» (далее – Положение о закупках), версия 29 от 11.05.2021, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 281 580,32 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
25.05.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
05.07.2021 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
12.07.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
190000, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Малая Морская, 12, ОКАТО: 40000000000 |
2. Заявитель полагает, что Заказчиком в Извещении в нарушение ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ приводится ненадлежащее описание предмета поставки, включающее марки и модели конкретного производителя в отсутствие объективных оснований для предъявления таких требований;
Также по мнению Заявителя Заказчиком в требованиях к товару в позиции № 9 Извещения указываются не соответствующие друг другу периоды срока службы оборудования.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документов, истребованные уведомлением №78/19772/21 от 07.07.2021 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
ГУП «ТЭК СПб» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Частью 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ закреплено, что извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
В соответствии с ч. 20 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В отношении первого довода жалобы:
В п. 1.4 Извещения указано, что предметом договора является право заключения договора на поставку элементов питания.
Более подробная информация о количестве поставляемого товара, объеме выполняемых работ, оказываемых услуг, указана в Проекте договора и Требованиях к значениям показателей, являющихся неотъемлемой частью извещения о закупке (прилагается отдельной папкой: Лот 1 Приложение 1 к Извещению.zip).
Приложение 1 к Извещению включает требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
Позиции 16 Приложения 1 к Извещению соответствует товар «батарея аккумуляторная (12V/5Ah)», в отношении которого в числе прочего предъявляется требование к типу «HR 12-21W», являющее неизменным.
Также, позиции 17 Приложения 1 к Извещению соответствует товар «батарея аккумуляторная (12V/9Ah) тип2», в отношении которого в числе прочего предъявляется выступающее неизменным требование к типу «HR 12-34W».
Таким образом по условиям Извещения поставка эквивалентного товара, не относящегося к типам «HR 12-21W» и «HR 12-34W» по позициям 16, 17 Приложения 1 к Извещению не допускается.
В соответствии с представленной Заявителем информацией приведенные в Извещении типы «HR 12-21W» и «HR 12-34W» фактически являются индивидуальными наименованиями моделей аккумуляторных батарей Delta HR 12-21W и Delta HR 12-34W, выпускающимися под товарным знаком Delta, принадлежащим компании «Спектр РС».
В свою очередь типы «HR 12-21W» и «HR 12-34W» не относятся к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Заказчиком в позициях 16, 17 Приложения 1 к Извещению необоснованно предъявлены требования к типам товаров «HR 12-21W» и «HR 12-34W», представляющих из себя фирменные наименования моделей конкретного производителя без возможности поставки эквивалентного товара.
На основании изложенного по первому доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по необоснованному установлению в позициях 16, 17 Приложения 1 к Извещению дискриминационных требований о поставке товаров с фирменными наименованиями моделей конкретного производителя без возможности поставки эквивалентного товара нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6.1 ст. 3, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
В отношении второго довода жалобы:
Позиции 9 Приложения 1 к Извещению соответствует товар «аккумулятор 6 В 9 А/ч», в отношении которого в числе прочего предъявляются следующие требования:
аккумулятор 6 В 9 А/ч |
|
1 |
ёмкость |
х |
2 |
номинальное напряжение |
х |
||
3 |
срок службы |
не менее 5 лет |
||
4 |
тип |
х |
||
5 |
тип клемм |
х |
||
6 |
внутренне сопротивление |
х |
||
7 |
корпус аккумулятора |
х |
||
8 |
срок службы |
не менее 8 лет |
||
9 |
вес |
не менее 1,37кг |
||
10 |
Высота с учетом клемм |
х |
||
11 |
габаритные размеры (ДхШхВ) |
х |
Из указанного в п.п. 3, 8 поз. 9 Приложения 1 к Извещению следует, что товар должен одновременно иметь срок службы «не менее 5 лет» и «не менее 8 лет».
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Заказчиком в позиции 9 Приложения 1 к Извещению предъявляются неоднозначные ненадлежащие требования к сроку службы товара «аккумулятор 6 В 9 А/ч».
На основании изложенного по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному предъявлению в п.п. 3, 8 поз. 9 Приложения 1 к Извещению неоднозначных ненадлежащих требований к сроку службы товара «аккумулятор 6 В 9 А/ч» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6.1 ст. 3, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх.№21913-ЭП/21 от 05.07.2021) ООО "Орион" на действия заказчика ГУП «ТЭК СПб» при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку элементов питания (извещение №32110419633), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях заказчика ГУП «ТЭК СПб» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6.1 ст. 3, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх.№21913-ЭП/21 от 05.07.2021) ООО "Орион" на действия заказчика ГУП «ТЭК СПб» (ИНН 7830001028, ОГРН 1027810310274) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку элементов питания (извещение №32110419633) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ГУП «ТЭК СПб» (ИНН 7830001028, ОГРН 1027810310274) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку элементов питания (извещение №32110419633) нарушения:
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6.1 ст. 3, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем необоснованного установления в позициях 16, 17 Приложения 1 к Извещению дискриминационных требований о поставке товаров с фирменными наименованиями моделей конкретного производителя без возможности поставки эквивалентного товара;
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6.1 ст. 3, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное вследствие незаконного предъявления в п.п. 3, 8 поз. 9 Приложения 1 к Извещению неоднозначных ненадлежащих требований к сроку службы товара «аккумулятор 6 В 9 А/ч».
3. Выдать заказчику ГУП «ТЭК СПб» (ИНН 7830001028, ОГРН 1027810310274) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку элементов питания (извещение №32110419633) путем аннулирования открытого запроса котировок в электронной форме на поставку элементов питания (извещение №32110419633) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
12 июля 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 12.07.2021 № Т02-525/21 по жалобе на действия заказчика ГУП «ТЭК СПб» при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку элементов питания (извещение №32110419633, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику ГУП «ТЭК СПб» (ИНН 7830001028, ОГРН 1027810310274) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку элементов питания (извещение №32110419633), путем аннулирования открытого запроса котировок в электронной форме на поставку элементов питания (извещение №32110419633) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 12 августа 2021 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.