Решение №78/2506/21, 78/2507/21 Т02-67/21 по жалобе ООО «Компакт-плюс» от 29 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-67/21

26 января 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ФГБОУ ВО «СПбГУ» (далее – Организатор торгов) и ООО «Компакт-плюс» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 18.01.2021 вх. № 1471-ЭП/21) ООО «Компакт-плюс» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» (далее – Закупочная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на фасадные работы в 2021 году (Клиника ВМТ) (извещение № 32009858280), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

28 декабря 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009858280 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на фасадные работы в 2021 году (Клиника ВМТ) (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «СПбГУ» (далее – Положение о закупках) в редакции от 11.02.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

12 395 942,06 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.12.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

13.01.2021 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

14.01.2021, 15.01.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, наб. Университетская, д. 7/9

 

2. Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Компакт-плюс» от участия в процедуре Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ФГБОУ ВО «СПбГУ» относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Компакт-плюс» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/1497/21 от 21.01.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/1497/21 от 21.01.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе (заявка в двух частях) № 1954908 от 14.01.2021 заявка ООО «Компакт-плюс» (порядковый номер заявки: 2) была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «В отношении товара 15. Раствор готовый кладочный цементный марки 100 в приложении № 1 к Техническому заданию изложено требование: Марка по морозостойкости не менее F50 не более F150. В случае если Заказчиком установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара со словами, символами: «не менее», то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть больше или равно значению, установленному Заказчиком. В случае если Заказчиком установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара со словом, символами: «не более...», то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, не превышающее или равное значению, установленному Заказчиком. Требование инструкции: Участник закупки указывает конкретное значение показателя товара, исходя из требуемых значений. Предложено значение показателя: Марка по морозостойкости не менее F50 не более F150».

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно разделу 1 части 3 Документации заявки на участие в конкурсе в электронной форме представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации о закупке.

Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать описание выполняемой работы, которая является предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.

Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, который является предметом закупки или используется для выполнения работ (оказания услуг), являющихся предметом закупки, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора или о суммарной цене единиц товаров, работ, услуг; ФЗ №223.

На основании п. 3.1 раздела 2 части 3 Документации предложение о качественных и функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара должно содержать конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией (часть V настоящей Документации, Техническое задание, Приложение № 1), указание на товарный знак (при наличии).

В соответствии с п. 3.6.2 раздела 2 ч. 3 Документации участник закупки в первой части заявки представляет информацию о конкретных показателях товара (материала), поставляемого заказчику или используемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об открытом конкурсе в электронной форме, позволяющие определить соответствие закупаемого товара потребностям заказчика, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Сведения о показателях материалов заполняется участником закупки в соответствии с требованиями настоящей инструкции.

Требования к техническим характеристикам товаров (материалам и конструкциям), а также максимальные и/или минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, определяющие качество товара (материала и конструкции), его технические, функциональные и иные характеристики установлены Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Документации об открытом конкурсе, а также в части, им не противоречащей: нормативно-техническими документами в составе настоящей документации об открытом конкурсе в электронной форме, требования на соответствие товаров которым определены в Документации об открытом конкурсе; технической документацией (технические условия, технические свидетельства, ГОСТ, СНиП, стандарт организации и пр.), в соответствии с которой производится выпуск товаров, в случае наличия ссылки на такую документацию (все справочные и рекомендуемые приложения к технической документации являются обязательными для участников закупки). Требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться.

Если значения показателей (характеристик) товара, поставляемого заказчику или используемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, являющихся предметом контракта, сопровождаются словами «может», «может быть» и иными формами данных слов участник закупки указывает конкретные значения показателей (характеристик) без использования слов «может», «может быть», «быть» и иных форм данных слов, не позволяющих определить конкретное значение показателей (характеристик) товаров.

В случае если заказчиком установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара со словами, символами: «не менее…» (аналоги «≥ …», «не < …»), «не ниже…», то участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть больше или равно значению, установленному заказчиком.

В случае если заказчиком установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара со словом, символами: «не более…» (аналоги «≤ …», «не > …»), «не выше…», «не превышает…», то участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, не превышающее или равное значению, установленному заказчиком.

В случае если заказчиком установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием словосочетаний, символов: «не меньше…не больше…» («≥… ≤…»), то участнику необходимо указать конкретное интервальное значение показателя (характеристики) товара с указанием нижней и верхней границы интервала. При этом, такое требование, включает крайнее верхнее значение и крайнее нижнее значение, установленные настоящей документацией.

Все слова, словосочетания, знаки, формулирующие требования перечислены в инструкции по убыванию их степени значимости.

Позиции № 15 приложения № 1 к Техническому заданию соответствует товар «Раствор готовый кладочный цементный марки 100», к которому установлено следующее требование: «Марка по морозостойкости может быть не менее F50 не более F150».

Согласно п. 14.2 раздела 1 Документации комиссия заказчика рассматривает поступившие первые части заявок на предмет соответствия требованиям документации о закупке.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в соответствии с требованиями Документации необходимо указать значение для показателя «Марка», которое установлено в виде словосочетаний минимального и максимального значения «не менее... не более...». В свою очередь, в инструкции отсутствует описание словосочетаний для минимального и максимального значения «не менее... не более...». При этом инструкцией описаны словосочетания, как например, «не меньше...не больше», однако применять данные правила в отношении конструкции «не менее...не более...» не представляется возможным, поскольку инструкцией установлено следующее: «Требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться». Таким образом, ввиду отсутствия в инструкции описания словосочетаний минимального и максимального значения «не менее...не более...», в заявке ООО «Компакт-плюс» в отношении товара № 15 «Раствор готовый кладочный цементный марки 100» было указано значение, установленное заказчиком: «Марка по морозостойкости не менее F50 не более F150».

Заявитель отметил, что в протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе (заявка в двух частях) № 1954908 от 14.01.2021 заказчик ссылается на положения инструкции, устанавливающие требования к минимальным (или) максимальным значениям, в то время как в спорном показателе требования установлены к минимальным и максимальным значениям.

Представители Организатора торгов пояснили, что предлагаемое Заявителем значение не соответствовало требованиям Документации, поскольку, исходя из инструкции, требовалось указать конкретное значение показателя марки по морозостойкости раствора. Более того, требование к показателю товара сопровождалось словосочетанием «может быть». В соответствии с инструкцией: «Если значения показателей (характеристик) товара, поставляемого заказчику или используемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, являющихся предметом контракта, сопровождаются словами «может», «может быть» и иными формами данных слов Участник закупки указывает конкретные значения показателей (характеристик) без использования слов «может», «может быть», «быть» и иных форм данных слов, не позволяющих определить конкретное значение показателей (характеристик) товаров». Таким образом, Организатор торгов полагает, что участник закупки должен был указать конкретное значение показателя. У остальных участников не возникло иного толкования инструкции в этой части.

Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что Документацией не предусмотрен порядок заполнения участниками Закупки в составе заявки значений показателей, требования к которым установлены с использованием словосочетания «не менее...не более...». Также согласно п. 3.6.2 раздела 2 ч. 3 Документации требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться. При этом Заявитель ООО «Компакт-плюс» в составе первой части заявки на участие в Закупке в отношении товара № 15 «Раствор готовый кладочный цементный марки 100» указал значение, установленное заказчиком: «Марка по морозостойкости не менее F50 не более F150», без использования слов «может быть», что соответствовало требованиям, изложенным в Документации.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ООО «Компакт-плюс» соответствовала требованиям Документации, вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Компакт-плюс» от участия в процедуре Закупки по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе (заявка в двух частях) № 1954908 от 14.01.2021, принято в порядке, не соответствующем Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО «Компакт-плюс» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 18.01.2021 вх. № 1471-ЭП/21) ООО «Компакт-плюс» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» (ИНН: 7801002274, ОГРН: 1037800006089) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на фасадные работы в 2021 году (Клиника ВМТ) (извещение № 32009858280) обоснованной.

2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» (ИНН: 7801002274, ОГРН: 1037800006089) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «Компакт-плюс» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.

3) Организатору торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» (ИНН: 7801002274, ОГРН: 1037800006089) и его Закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на фасадные работы в 2021 году (Клиника ВМТ) (извещение № 32009858280), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

26 января 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 26.01.2021 № Т02-67/21 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на фасадные работы в 2021 году (Клиника ВМТ) (извещение № 32009858280, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» (ИНН: 7801002274, ОГРН: 1037800006089) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на фасадные работы в 2021 году (Клиника ВМТ) (извещение № 32009858280), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 26 февраля 2021 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны