Решение №78/11073/24 Решение по делу № 078/05/21-42/2024 от 2 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 078/05/21-42/2024
Резолютивная часть оглашена «18» апреля 2024 года |
Санкт-Петербург |
В полном объеме решение изготовлено «10» мая 2024 года |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель:
М.Ф. Н<...> |
– заместитель руководителя, |
члены: |
|
П.С. В<...> |
– заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, |
О.А. Б<...> |
– заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы, |
рассмотрев дело № 078/05/21-42/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (пункта 8 части 2 статьи 21 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе») по факту распространения рекламы пива в сообществе «Афиша Санкт-Петербурга | Питер» социальной сети «В Контакте» (https://vk.com/kuda.piter?w=wall-49679911_150294),
УСТАНОВИЛА:
Санкт-Петербургское УФАС России выявило признаки нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 и части 3 статьи 21 Закона о рекламе1 при размещении рекламы пива в сообществе «Афиша Санкт-Петербурга | Питер» социальной сети «В Контакте».
В настоящее время нет оснований для отложения рассмотрения дела. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Материалов дела достаточно для того, чтобы принять решение по существу рассматриваемого вопроса.
-
Квалификация рассматриваемой информации
Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Следовательно, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования. Такая информация может быть размещена в общедоступных местах (например, на рекламных конструкциях), где она в силу способа своего размещения адресуется любым лицам.
Рассматриваемая информация не является персональным предложением кому-либо и направлена на привлечение внимания к товарам (объекту рекламирования) неопределённого круга лиц. Любой человек может ознакомиться с информацией на странице https://vk.com/kuda.piter?w=wall-49679911_150294.
Данная информация также не является исключительно справочной информацией или социальной рекламой (статья 10 Закона о рекламе).
Заявленная информация никак не соотносится с общей тематикой сообщества «Афиша Санкт-Петербурга | Питер».
Таким образом, спорная информация является рекламой. Объект рекламирования: пиво «Соль питерская».
-
Выводы о противотечении рекламы требованиям закона
Требования к рекламе алкогольной продукции установлены статьёй 21 Закона о рекламе. Закон предъявляет специальные требования как к содержанию рекламы, так и к особенностям её распространения.
Реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе).
Рассматриваемая реклама размещена в сообществе «Афиша Санкт-Петербурга | Питер» социальной сети «В Контакте», то есть в сети Интернет.
Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В указанной рекламе отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.
С учётом изложенного, комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает нарушение пункта 8 части 2 статьи 21 и части 3 статьи 21 Закона о рекламе при размещении рекламы пива в сообществе «Афиша Санкт-Петербурга | Питер» социальной сети «В Контакте».
-
Анализ доводов лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе
Е. К<...>2 не сообщил комиссии свою позицию по существу рассматриваемого дела.
Общество с ограниченной ответственностью «В Контакте» пояснило, что не несёт ответственности в факту размещения указанной рекламы.
-
Выводы о наличии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе
На основании пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом предписание о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей (часть 3 статьи 33 Закона о рекламе).
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.
На основании пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей (часть 3 статьи 33 Закона о рекламе).
Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, антимонопольный орган вправе выдать предписание не только лицу, в действиях которого установит нарушение законодательства о рекламе, но и иным лицам, которые могут прекратить выявленное нарушение.
Выдавая лицу обязательное к исполнению предписание, антимонопольный орган не констатирует в его действиях нарушение законодательства о рекламе. Предписание само по себе не является мерой публичной ответственности, а лишь свидетельствует о том, что у лица есть средства для прекращения выявленного нарушения.
Реклама пива «Соль питерская» на момент оглашения резолютивной части решения по делу не снята с размещения из сообщества «Афиша Санкт-Петербурга | Питер» социальной сети «В Контакте».
С учётом изложенного, комиссия считает необходимым выдать ООО «В Контакте» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
КОМИССИЯ РЕШИЛА:
-
Признать ненадлежащей рекламу пива, размещённую в сообществе «Афиша Санкт-Петербурга | Питер» социальной сети «В Контакте», поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 2 статьи 21 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
-
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «В Контакте» (ОГРН 1079847035179, ИНН 7842349892, адрес: 191024, Санкт-Петербург, Херсонская улица, дом 12-14, литер А, помещение 1-Н) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
-
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «10» мая 2024 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель |
|
М.Ф. Н<...> |
Члены |
|
П.С. В<...> |
|
|
О.А. Б<...> |
1 Здесь и далее по тексту Закон о рекламе — Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
2 Пользователь, с использованием учётной записи которого размещена рассматриваемая реклама.