Решение №02/9557/23 Т02-200/23 и Предписание №02/9558/23 по жалобе ООО "Констант... от 24 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-200/23
19 апреля 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от СПб ГАУ «Центр трудовых ресурсов» (далее — Заказчик), от ООО "Константа" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.04.2023 вх. №8581-ЭП/23) ООО "Константа" на действия заказчика СПб ГАУ "Центр трудовых ресурсов" при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на организацию работы Консультационного пункта по вопросам внутренней трудовой миграции в других субъектах Российской Федерации, направленных на ограничение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы в экономику Санкт-Петербурга (в формате online) для граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации (извещение №32312247407, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
31 марта 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32312247407 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на организацию работы консультационного пункта по вопросам внутренней трудовой миграции в других субъектах Российской Федерации, направленных на ограничение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы в экономику Санкт-Петербурга (в формате online) для граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации (далее – Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГАУ "Центр трудовых ресурсов" (далее – Положение о закупках), версия 12 от 28.12.2022, на момент размещения закупки, опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 057 100,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
31.03.2023 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
17.04.2023 в 09:59 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
17.04.2023 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198207, г. Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д. 12, корп. 2 лит. А |
2. Заявитель сообщает, что 25.04.2022 Заказчиком была опубликована процедура №32312165894 с идентичным предметом по организации работы консультационного пункта по вопросам внутренней трудовой миграции в других субъектах Российской Федерации, направленных на ограничение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы в экономику Санкт-Петербурга (в формате online) для граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, завершившаяся решением закупочной комиссии Заказчика о заключении договора с ООО «Константа» согласно протоколу рассмотрения заявок №32312165894-2 от 16.03.2023, вследствие чего повторное проведение закупки аналогичных услуг нарушает принцип эффективного расходования денежных средств.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/8334/23 от 12.04.2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
СПб ГАУ «Центр трудовых ресурсов» относится к автономным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
03 марта 2023 года на Официальном сайте Заказчиком было опубликовано извещение №32312165894 о проведении запроса предложений на право заключения договора на организацию работы консультационного пункта по вопросам внутренней трудовой миграции в других субъектах Российской Федерации, направленных на ограничение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы в экономику Санкт-Петербурга (в формате online) для граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации с начальной (максимальной) ценой 2 057 100,00 руб.
Согласно сведениям Официального сайта по результатам запроса предложений №32312165894 закупочной комиссией Заказчика было принято решение заключить договор с ООО «Константа» согласно протоколу рассмотрения заявок №32312165894-2 от 16.03.2023.
При этом согласно документации запроса предложений №32312165894 предмет договора идентичен предмету оспариваемой процедуры Закупки.
Представители Заказчика пояснили, что после принятия решения о заключении договора с ООО «Константа» закупочной комиссией Заказчика был сделан вывод о несоответствии заявки ООО «Константа» требованиям документации по процедуре №32312165894 и принято решение об отказе от заключения договора с ООО «Константа», что и послужило основанием для размещения СПб ГАУ "Центр трудовых ресурсов" 31.03.2023 на Официальном сайте извещения о проведении процедуры Закупки с идентичным предметом.
Вместе с тем, Комиссией СПб УФАС России установлено, что позиция Заказчика об отказе от заключения договора с ООО «Константа» не подтверждается сведениями, размещенными на Официальном сайте.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Заказчиком была неправомерно инициирована процедура открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на организацию работы консультационного пункта по вопросам внутренней трудовой миграции в других субъектах Российской Федерации, направленных на ограничение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы в экономику Санкт-Петербурга (в формате online) для граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации (извещение №32312247407) с предметом, идентичным предмету завершенного запроса предложений №32312165894 с решением о заключении договора с ООО «Константа».
Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерной организации процедуры Закупки с предметом, идентичным предмету завершенного запроса предложений №32312165894, нарушение п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, допущенное при организации процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 10.04.2023 вх. №8581-ЭП/23) ООО "Константа" на действия заказчика СПб ГАУ "Центр трудовых ресурсов" (ИНН 7838489103, ОГРН 1137847150220) при организации открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на организацию работы Консультационного пункта по вопросам внутренней трудовой миграции в других субъектах Российской Федерации, направленных на ограничение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы в экономику Санкт-Петербурга (в формате online) для граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации (извещение №32312247407), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях СПб ГАУ «Центр трудовых ресурсов» нарушение п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 10.04.2023 вх. №8581-ЭП/23) ООО "Константа" на действия СПб ГАУ «Центр трудовых ресурсов» (ИНН 7838489103, ОГРН 1137847150220) при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на организацию работы консультационного пункта по вопросам внутренней трудовой миграции в других субъектах Российской Федерации, направленных на ограничение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы в экономику Санкт-Петербурга (в формате online) для граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации (извещение №32312247407) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика СПб ГАУ «Центр трудовых ресурсов» (ИНН 7838489103, ОГРН 1137847150220) при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на организацию работы консультационного пункта по вопросам внутренней трудовой миграции в других субъектах Российской Федерации, направленных на ограничение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы в экономику Санкт-Петербурга (в формате online) для граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации (извещение №32312247407) нарушение п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, допущенное путем неправомерной организации и проведения процедуры Закупки с предметом, идентичным предмету завершенного запроса предложений №32312165894 с решением о заключении договора с ООО «Константа».
3. Заказчику СПб ГАУ «Центр трудовых ресурсов» (ИНН 7838489103, ОГРН 1137847150220) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на организацию работы консультационного пункта по вопросам внутренней трудовой миграции в других субъектах Российской Федерации, направленных на ограничение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы в экономику Санкт-Петербурга (в формате online) для граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации (извещение №32312247407) путем аннулирования Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия..
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику СПб ГАУ «Центр трудовых ресурсов» (ИНН 7838489103, ОГРН 1137847150220) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на организацию работы консультационного пункта по вопросам внутренней трудовой миграции в других субъектах Российской Федерации, направленных на ограничение притока неквалифицированной иностранной рабочей силы в экономику Санкт-Петербурга (в формате online) для граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации (извещение №32312247407) путем аннулирования Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 23 мая 2023 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.