Решение №78/32483/21, 78/32482/21 Т02-763/21 по жалобе ООО «МЕСАП» от 18 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-763/21

15 ноября 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от АО «Адмиралтейские верфи» (далее – Организатор торгов) и ООО «МЕСАП» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 25.10.2021 вх. № 33406/21) ООО «МЕСАП» на действия Организатора торгов АО «Адмиралтейские верфи» при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку камбузного оборудования, 4 компл., минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам/услугам): в соответствии с ИТТ. (п2393, ч1, п4, доп38) (извещение №32110686796), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

30 сентября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110686796 о проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку камбузного оборудования, 4 компл., минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам/услугам): в соответствии с ИТТ. (п2393, ч1, п4, доп38) (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Адмиралтейские верфи» (далее – Положение о закупках) в редакции от 29.06.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

843 794,50 Евро

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

30.09.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

26.10.2021 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

24.11.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, наб. реки Фонтанки д. 203

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • несоблюдении требований к порядку размещения разъяснений положений Документации в единой информационной системе (далее — ЕИС);

  • указании в Документации ненадлежащего обоснования начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по результатам Закупки;

  • установлении в Документации описания предмета Закупки, не позволяющего потенциальным участникам Закупки предложить к поставке эквивалентную продукцию;

  • размещении на сайте электронной площадки (далее — ЭТП) разъяснений положений Документации, противоречащих условиям, изложенным в Документации.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

В рамках заседания Комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «МЕСАП» объявлялся перерыв до 15.11.2021 14:30 (МСК).

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «Адмиралтейские верфи» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

На основании ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «МЕСАП» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/30267/21 от 26.10.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/30267/21 от 26.10.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  • информационная открытость закупки;

  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По доводу жалобы Заявителя о несоблюдении Организатором торгов требований к порядку размещения разъяснений положений Документации в единой информационной системе (далее — ЕИС):

Согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Как следует из п. 3.2.1 Документации, любой участник закупки вправе направить заказчику/организатору с использованием ЭП запрос о даче разъяснений положений извещения и (или) документации о закупке. В течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления указанного запроса организатор закупки направляет в форме электронного документа с использованием ЭП разъяснения положений документации о закупке, если указанный запрос поступил заказчику (организатору закупки) не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений.

На основании п. 3.2.2 Документации в течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик размещает разъяснения положений закупочной документации в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил указанный запрос.

Заявитель в жалобе указывает на то, что через функционал ЭТП ГОЗ ACT в период с 04.10.21 по 20.10.21 по запросам участников закупки Организатором торгов было направлено не менее 5 разъяснений по запросам, однако разъяснения не были опубликованы в ЕИС, что является грубым нарушением сроков и порядка опубликования разъяснений, предусмотренных п. 3.2.2 Документации, а также ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Представители Организатора торгов пояснили, что процедура Закупки проводилась с использованием электронной торговой площадки ACT ГОЗ. Все запросы по закупочной документации и разъяснения по ним были размешены на указанной электронной торговой площадке. Так, из поданной жалобы однозначно следует, что ее податель - ООО «МЕСАП» знал не только количество поданных запросов, но и период времени, когда они подавались, следовательно, имел доступ к информационному ресурсу ACT ГОЗ, с применением которой осуществлялась подача запросов и на которой размещались разъяснения закупочной документации. Таким образом, Заявитель ООО «МЕСАП» знал о поданных запросах и имел доступ к разъяснениям положений закупочной документации, в связи с чем его права и законные интересы в данном случае не нарушены.

Вместе с тем на основании п. 3.2.2 Документации, ч. 3 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлена обязанность для заказчиков по размещению в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса разъяснений положений Документации в ЕИС.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Организатором торгов в нарушение п. 3.2.2 Документации, ч. 3 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ не были опубликованы разъяснения положений Документации в ЕИС.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному неразмещению разъяснений положений Документации в ЕИС нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также требований к порядку размещения разъяснений положений Документации в ЕИС, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об указании Организатором торгов в Документации ненадлежащего обоснования начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по результатам Закупки:

Согласно п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

На основании п.п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с п. 4.1.9 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) начальная (максимальная) цена договора: 843 794 (восемьсот сорок три тысячи семьсот девяносто четыре) евро 50 евроцентов, в том числе НДС 20% 703 162 (семьсот три тысячи сто шестьдесят два) евро 08 евроцентов, без учета НДС 20%. Таблица расчета НМЦ представлена отдельным файлом «Приложение № 4 к ЗД (Таблица расчета НМЦ)».

Начальная (максимальная) цена единицы каждого товара, работ, услуг: представлены отдельным файлом в приложении № 3 к документации о закупке «Приложение № 3 к ЗД (НМЦ за ед.)».

Как следует из п. 4.1.10 Информационной карты, цена договора включает в себя сумму всех расходов, связанные с поставкой товаров, выполнения работ, оказания услуг и исполнением обязательств по договору, в том числе оплату труда работников, все налоги, пошлины и прочие сборы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также иные расходы, связанные с исполнением условий договора.

Приложением № 4 к Документации установлена таблица расчета начальной (максимальной) цены договора на поставку комплекта камбузного оборудования, для заказов № 02482-02485 в соответствии с ведомостью СТ-192.360208.003 поз. 0054А.

 

Наименование услуги

 

Основ.

хар-ки

 

Ед. изм.

Единичные цены (тарифы), евро.

Кол-во

Стоимость поставки в евро

Источники информации

 

Среднее

значение

Предложение 1

Предложение 2

без НДС

с НДС

Камбузное оборудование, для заказов № 02482-02485 в соответствии с ведомостью СТ-192.360208.003 поз. 0054А

 

комплект

219 224,00

202 673,25

210 948,63

4,00

703 162,08

843 794,50

Итого начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), евро, с уч. НДС

 

 

843 794,50

4,00

703 162,08

843 794,50

В соответствии с приложением № 4 к Документации расчет НМЦК произведен методом в соответствии с пунктом Б.2.1. подпунктом 2. с учетом пункта Б.2.1.1.2 «Положения о закупке МП50-084-2018».

Как следует из пп. 2 п. Б.2.1 Положения о закупках, определение начальной (максимальной) цены договоров на поставку товаров производится с использованием метода анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой.

Пунктом Б.2.1.2 Положения о закупках установлен порядок определения начальной (максимальной) цены договоров на поставку товаров с использованием метода анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой:

Б.2.1.2.1 Начальная (максимальная) цена договоров на поставку товаров определяется на основе цен на товары, выбранные в качестве аналогов (далее – товары-аналоги) с учетом комплектации, определяемой технической спецификацией.

Для получения более точных результатов используются сведения о трех и более товарах-аналогах, полученные от разных производителей или поставщиков.

Характеристики товаров-аналогов подробно раскрываются в закупочной документации.

Б.2.1.2.2 Для расчета начальной (максимальной) цены договоров используется форма 6 Альбома форм.

Как следует из п. Е1 приложения «Е» (Альбом форм) Положения о закупках, формы представленных документов носят рекомендательный характер, заказчик вправе дополнять имеющиеся формы, разрабатывать и использовать иные формы документов, ориентируясь на сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения, а также требованиями внутренних нормативных документов заказчика.

Пунктом Б.2.1.1.2 Положения о закупках установлено, что для определения начальной (максимальной) цены договоров используются цены не менее трех моделей (видов) товара с одинаковыми характеристиками разных производителей, входящих в ценовую группу, отвечающую потребностям и финансовым возможностям заказчика.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в Документации отсутствует экономическое обоснование НМЦД. в Документации присутствует приложение № 4 к Документации (Таблица расчета НМЦД на поставку камбузного оборудования, для заказов 02482-02485 в соответствии с ведомостью СТ- 192.360208.003). Данный документ не является обоснованием НМЦД по следующим основаниям:

  • в Документации отсутствует документ под названием «ведомость СТ- 192.360208.003». В качестве Технического задания во всех документах присутствует ссылка на приложение №2 (техническое задание/требования к предмету закупки) за № СТ-192-551-001ИТТ_Рев_Ж_Камбузное оборудование. В связи с невозможностью идентификации предметов закупки, указанных в приложении 2 (требования ТЗ) и указанных в приложении № 4, не может быть признана обоснованием НМЦД таблица расчета НМЦД на поставку камбузного оборудования, для заказов 02482-02485 в соответствии с ведомостью СТ-192.360208.003;

  • в соответствии с приложением 4 к Документации расчет НМЦД производится методом анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой (Б.2.1.П.2) Положения о закупках:

«Б.2.1.2.1 Начальная (максимальная) цена договоров на поставку товаров определяется на основе цен на товары, выбранные в качестве аналогов (далее - товары- аналоги) с учетом комплектации, определяемой технической спецификацией.

Для получения более точных результатов используются сведения о трех и более товарах-аналогах, полученные от разных производителей или поставщиков.

Характеристики товаров-аналогов подробно раскрываются в закупочной документации.

Б.2.1.2.2 Для расчета начальной (максимальной) цены договоров используется форма 6 Альбома форм».

Так, форма 6 «Таблица расчета начальной (максимальной) цены договора на поставку товаров с использованием метода анализа стоимости товаров - аналогов с последующей корректировкой» альбома форм Положения о закупках предусматривает наличие в том числе следующей информации:

1. Наименование товара, тех. Характеристики;

2. Количество единиц товара;

3. Модель, производитель;

4. Стоимость товара — аналога;

5. Элементы, исключаемые из комплектации товара — аналога;

6. Стоимость товара - аналога в требуемой комплектации.

Таким образом, в нарушение п.п. Б.2.1.2.1., Б.2.1.2.2 Положения о закупках характеристики товаров-аналогов полностью отсутствуют в Документации. Информация, предусмотренная п. Б.2.1.2.2. Положения о закупках (с учетом рекомендаций Приказа Минэкономразвития России № 567) не предоставлена;

  • приложение № 4 к Документации содержит следующую информацию: «Примечание* - НМЦ подлежит экономическому обоснованию». По мнению Заявителя, это также является подтверждением отсутствия обоснования НМЦД;

  • приложение №3 «к ЗД НМЦ за единицу товара» не заполнена соответствующим образом. В таблице в графе единица товара указана как комплект. Список закупаемых неоднородных товаров разных брендов и производителей, состоящий из 34 позиций, не связанных между собой, не может считаться комплектом;

  • в нарушение п.п. Б.2.1.1.4., Б.2.1.2.1., Б.2.1.2.2. Положения о закупках, а также пункта 3.19 Приказа Минэкономразвития России № 567 в целях определения НМЦД необходимо использовать цены предлагаемые тремя или более поставщиками, использовать не менее трех цен товара предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). В приложении № 4 к Документации (Таблица расчета НМЦД) указаны только два предложения.

Представители Организатора торгов пояснили, что во исполнение требований п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в состав Документации Организатором торгов включен расчет НМЦД на поставку камбузного оборудования. Указанным документом обоснована указанная в Документации начальная (максимальная) цена договора на закупку камбузного оборудования. Закупаемое камбузное оборудование является специфическим, в связи с чем расчет начальной (максимальной) цены договора выполнен организатором закупки исходя из имеющихся в наличии коммерческих предложений. При этом ссылка подателя жалобы на пункт 3.19 Приказа Минэкономразвития России № 567 от 02.10.2013 не обоснована, так как в пункте 3.19 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России № 567 от 02.10.2013 указано, что для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Таким образом, указанное положение носит рекомендательный характер и не свидетельствует о существенном нарушении закупочной процедуры. ООО «МЕСАП» в своей жалобе также полагает, что закупаемое оборудование не может считаться комплектом. Данный довод, как и все иные доводы жалобы, не обоснованы и направлены исключительно на злоупотребление правом по обжалованию, что подтверждается следующим. Закупаемое заказчиком камбузное оборудование предназначено для комплектования камбузов строящихся на АО «Адмиралтейские верфи» судов (рыболовных траулеров) и призвано выполнять технологически и функционально взаимосвязанные между собой функции по приготовлению пищи для экипажей рыболовных траулеров. В данном случае, организатор закупки имеет намерение закупить четыре комплекта камбузного оборудования для рыболовного траулера. Таким образом, закупка камбузного оборудования комплектом, а равно возможность участия в процедуре закупки организаций, обладающей достаточным материальным и экономическим потенциалом в целях надлежащего выполнения обязательств по обеспечению поставки в отношении всего камбузного оборудования, целям и задачам действующего законодательства соответствует и ограничением конкуренции не является.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что расчет начальной (максимальной) цены договора, представленный в приложении №4 к Документации (Таблица расчета НМЦД на поставку камбузного оборудования, для заказов 02482-02485 в соответствии с ведомостью СТ-192.360208.003), не соответствует порядку определения начальной (максимальной) цены договора, установленному в п.п. Б.2.1.1.2, Б.2.1.2.1 Положения о закупках.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному определению в приложении № 4 к Документации (Таблица расчета НМЦД на поставку камбузного оборудования, для заказов 02482-02485 в соответствии с ведомостью СТ-192.360208.003) начальной (максимальной) цены договора в порядке, не соответствующем п.п. Б.2.1.1.2, Б.2.1.2.1 Положения о закупках, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также порядка определения начальной (максимальной) цены договора, изложенного в Положении о закупках, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации описания предмета Закупки, не позволяющего потенциальным участникам Закупки предложить к поставке эквивалентную продукцию:

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как следует из п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с п. 2.4 Документации требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разделе 6 «Проект договора» и разделе 7 «Техническое задание».

Согласно п. 7.1 Документации требования к продукции (предмету закупки) представлены отдельным файлом в приложении №2 к документации о закупке «Приложение № 2 СТ-192-551-001ИТТ_Рев_И_Камбузное оборудование» являющимся неотъемлемой частью настоящей документации.

Приложением № 2 к Документации установлены исходные технические требования на поставку оборудования для большого морозильного траулера проекта СТ-192 № СТ-192-551-001 - ИТТ Ревизия И.

Разделом 2 приложения № 2 к Документации определены общие технические требования к оборудованию камбуза.

Заявитель в жалобе указывает на то, что позиция 28 (стр. 47 Приложение 3) содержит указание на бренд PORKKA, Российский производитель Skycold (https://porkka.ru/sfera-deyatelnosti/) без добавления оговорки «или эквивалент». В позиции 26, 27, 28 (стр. 47 Приложение 3) включены уникальные габариты принадлежащие одному бренду PORKKA, Российский производитель Skycold (https://porkka.ru/sfera-deyatelnosti). Данная компания реализует на верфи свою продукцию через ООО «ПРОЕКИНТЕРТЕХНИКА». Запрос Заявителя на закупку и отгрузку данного оборудования со стороны компании Skycold остался без ответа и рассмотрения. Поскольку ООО «ПРОЕКТИНТЕРТЕХНИКА» является участником данной закупки Заявитель полагает, что для них фактически создали преимущественные условия участия в торгах и данным требованием заказчик ограничил конкуренцию и нарушил часть 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

Представители Организатора торгов пояснили, что позиция подателя жалобы ООО «МЕСАП» об ограничении конкуренции посредством указания в Документации товаров бренда PORRKA, Российский производитель Skycold не находит своего подтверждения. Так, в составе Документации Организатором торгов размещено приложение № 2 - Исходные технические требования на поставку камбузного оборудования для большого морозильного траулера проекта № СТ-192-551-001 - ИТТ Ревизия И. В указанном документе никаких ссылок на модели, бренды и производителей оборудования не содержится. Кроме того, положения Документации допускают изменение размеров камбузного оборудования при условии возможности его размещения в камбузном блоке, что прямо указано на странице 4 Исходных технических требований оборудования. Таким образом, довод подателя жалобы ООО «МЕСАП» об указании в Документации на необходимость поставки оборудования марки бренда PORKKA, Российский производитель Skycold обстоятельствам дела не соответствует.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав положения Документации в части установленного описания предмета Закупки, приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки не содержит указание на необходимость поставки оборудования конкретного производителя.

Исходя из изложенного, третий довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения, вследствие чего Комиссия СПб УФАС России по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя о размещении Организатором торгов на сайте ЭТП разъяснений положений Документации, противоречащих условиям, изложенным в Документации:

Согласно ч. 4 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Как было указано ранее, приложением № 2 к Документации установлены исходные технические требования на поставку оборудования для большого морозильного траулера проекта СТ-192 № СТ-192-551-001 - ИТТ Ревизия И.

Разделом 2 приложения № 2 к Документации определены общие технические требования к оборудованию камбуза.

Также разделом 2 приложения № 2 к Документации предусмотрено, что поставка перечисленного оборудования осуществляется с сертификатом РМРС.

Приложением № 1 к Документации установлен проект договора (далее — Проект договора).

В соответствии с п. 17.2 Проекта договора приложение № 2 к Документации - Исходные технические требования ИТТ СТ-192-551-001ИТТ_Рев_И_Камбузное оборудование является неотъемлемой частью Проекта договора.

Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно требованиям приложения № 2 к Документации вся продукция должна быть освидетельствована и подтверждена сертификацией РМРС. При направлении запроса участниками через ЭТП от Организатора торгов был получен ответ, противоречащий приложению № 2 к Документации и не позволяющий однозначно трактовать требования к сертификации, изложенные в Документации.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что 26.10.2021 в 08:13 (МСК) Организатором торгов в ЕИС размещены разъяснения положений Документации, согласно которым: «В соответствии с п. 1.3.2.5 ч. XI Правил классификации и постройки морских судов (далее Правил РС/К), 2020г. электрическое оборудование хозяйственного и бытового назначения подлежит освидетельствованию на судне в отношении электромагнитной совместимости (ЭМС), выборе и прокладке кабелей, а также сопротивления изоляции и устройств защиты. Таким образом требования по степени защиты к камбузному оборудованию, указанные в таблице 2.4.4.2 ч. XI Правил РС/К, могут не применяться к представленному перечню оборудования. Однако обращаем Ваше внимание, что Правилами РС предусмотрено техническое наблюдение за изготовлением отдельной группы камбузного оборудования, а именно «стационарное нагревательное камбузное оборудование (код Номенклатуры 11150006, см. Приложение 1 ч. I Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (далее Правил РС/ТН), 2020г.), к которому может быть применено испытание обливанием водой (см. таб. 10.7.17.1 ч. IV Правил РС/ТН). Таким образом, стационарные камбузные плиты, пищеварочные котлы и агрегаты, кипятильники и подогреватели воды должны удовлетворять требованиям таблицы 2.4.4.2 ч. XI Правил РС/К по части степени защиты (IP22/44)».

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что разъяснения положений Документации, размещенные Организатором торгов в ЕИС 26.10.2021 в 08:13 (МСК), в нарушение требований ч. 4 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ не соответствуют условиям раздела 2 приложения № 2 к Документации.

Исходя из изложенного, по четвертому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному размещению в ЕИС разъяснений положений Документации, которые не соответствуют условиям раздела 2 приложения № 2 к Документации, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также размещении разъяснений положений документации, которые изменяют предмет Закупки и существенные условия Проекта договора, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 25.10.2021 вх. № 33406/21) ООО «МЕСАП» на действия Организатора торгов АО «Адмиралтейские верфи» (ИНН: 7839395419, ОГРН: 1089848054339) при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку камбузного оборудования, 4 компл., минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам/услугам): в соответствии с ИТТ. (п2393, ч1, п4, доп38) (извещение №32110686796) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов АО «Адмиралтейские верфи» (ИНН: 7839395419, ОГРН: 1089848054339) при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку камбузного оборудования, 4 компл., минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам/услугам): в соответствии с ИТТ. (п2393, ч1, п4, доп38) (извещение №32110686796) следующие нарушения:

  • п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также требований к порядку размещения разъяснений положений Документации в ЕИС, допущенное путем неправомерного неразмещения разъяснений положений Документации в ЕИС;

  • п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также порядка определения начальной (максимальной) цены договора, изложенного в Положении о закупках, допущенное путем неправомерного определения в приложении № 4 к Документации (Таблица расчета НМЦД на поставку камбузного оборудования, для заказов 02482-02485 в соответствии с ведомостью СТ-192.360208.003) начальной (максимальной) цены договора в порядке, не соответствующем п.п. Б.2.1.1.2, Б.2.1.2.1 Положения о закупках;

  • п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также размещении разъяснений положений документации, которые изменяют предмет Закупки и существенные условия Проекта договора, допущенное путем неправомерного размещения в ЕИС разъяснений положений Документации, которые не соответствуют условиям раздела 2 приложения № 2 к Документации.

3) Организатору торгов АО «Адмиралтейские верфи» (ИНН: 7839395419, ОГРН: 1089848054339) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку камбузного оборудования, 4 компл., минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам/услугам): в соответствии с ИТТ. (п2393, ч1, п4, доп38) (извещение №32110686796), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

15 ноября 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 15.11.2021 № Т02-763/21 по жалобе на действия организатора торгов АО «Адмиралтейские верфи» при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку камбузного оборудования, 4 компл., минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам/услугам): в соответствии с ИТТ. (п2393, ч1, п4, доп38) (извещение №32110686796, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов АО «Адмиралтейские верфи» (ИНН: 7839395419, ОГРН: 1089848054339) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку камбузного оборудования, 4 компл., минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам/услугам): в соответствии с ИТТ. (п2393, ч1, п4, доп38) (извещение №32110686796), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 13 декабря 2021 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны