Решение №78/6033/19, 78/6034/19 Т02-100/19 по жалобе ООО «ПромЭнерго» от 21 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-100/19
18 февраля 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» (далее – Организатор торгов) <...>;
ООО «ПромЭнерго» (далее – Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№3584-ЭП/19 от 07.02.2019) ООО «ПромЭнерго» на действия организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» при организации и проведении открытого запроса котировок в неэлектронной форме на право заключения договора на поставку общестроительных материалов (извещение №31907470522), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
30 января 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№31907470522 о проведении открытого запроса котировок в неэлектронной форме на право заключения договора на поставку общестроительных материалов (далее - Закупка), включая документацию об открытом запросе котировок (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» (далее – Положение о закупках), версия 12 от 10.01.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
3 584 260,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
30.01.19 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
07.02.2019 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
08.02.2019 в 12:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт-Петербург, Луначарского пр., д. 5 |
2. Доводы жалобы:
Заявитель оспаривает неуказание Организатором торгов в извещении о Закупке предусмотренных п. 4 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ сведений о месте поставки товара, выполнении работ, оказании услуг по договору в рамках Закупки.
Заявитель полагает незаконным неустановление Организатором торгов в Документации формы, порядка, даты и времени окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.
По мнению Заявителя установленные в Техническом задании Документации требования к характеристикам поставляемых товаров являются противоречивыми и ненадлежащими.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением № 78/4673/19 от 11.02.2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
По первому доводу жалобы:
Согласно п. 4 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
В соответствии с п. 7 извещения о Закупке Организатором торгов указаны следующие сведения о месте, условия и сроки поставки товара (оказания услуг):
«Условия: в соответствии с проектом Договора (Приложение №4).
Место поставки: г. Санкт-Петербург, в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1).
Сроки поставки товара: с даты подписания Договора в течении 6 (шести) месяцев».
Техническим заданием Документации определено место поставки товара с указанием конкретных адресов объектов Организатора торгов.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что в извещении о Закупках Организатором торгов надлежащим образом указаны предусмотренные п. 4 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ сведения о месте поставки товара в рамках Закупки.
На основании изложенного первый довод жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
По второму доводу жалобы:
Следуя п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно п. 21 извещения о Закупке любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. Участник имеет право подать всего три запроса на разъяснение положений документации.
В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
При этом, иных условий предоставления разъяснений положений документации Организатором торгов в извещении о Закупке и Документации не установлено.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что в извещении о Закупках и Документации Организатором торгов указан лишь предельный срок предоставления участникам закупки разъяснений положений Документации, вместе с тем, формы и порядок предоставления участникам Закупки разъяснений положений документации о закупке Организатором торгов не установлены.
На основании по второму доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному неустановлению в документации о Закупке формы и порядка предоставления участникам Закупки разъяснений положений документации о закупке нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
По третьему доводу жалобы:
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Следуя п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 6 извещения о Закупке предметом Закупки является поставка общестроительных материалов, в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1).
Пунктом 1.5 Технического задания Документации установлено, что требования к поставляемым товарам: в соответствии с Приложением №1 к Техническому заданию (ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРАМ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ПОСТАВЛЯЕМЫХ ТОВАРОВ).
Позиция 11 Спецификации Технического задания Документации соответствует товару «Литой бетон Петролит 25кг (или эквивалент)».
При этом, Приложением №1 к Техническому заданию в отношении позиции 11 установлено: «значение прочности сцепления с основанием через 28 суток не должно быть менее 0,45 (одной целой нуля сотых) Мпа».
Позиция 17 Спецификации Технического задания Документации соответствует товару «ДВП 1,7х2,745-3,2мм».
Вместе с тем, Приложением №1 к Техническому заданию в отношении позиции 17 установлено: «Значение толщины должно не быть менее 10,9 (десяти целых девяти десятых) мм».
Позиции 3, 21 Спецификации Технического задания Документации соответствуют товарам «Мел МТД -2 30кг (или эквивалент)» и «Гипрок влагостойкий 3000х1200х12,5 (или эквивалент)».
При этом, Техническим заданием и Приложением к нему в отношении позиций 3 и 11 не установлены товарные знаки товаров, что не дает возможности определения характеристик эквивалентности товаров.
Позиция 7 Спецификации Технического задания Документации соответствует товару «Песок морской 50кг».
Приложением №1 к Техническому заданию в отношении позиции 7 установлено, что материал должен соответствовать ГОСТ 8736-2014.
Вместе с тем, действующим ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» не стандартизированы характеристики песка морского, в содержании стандарта песок морской не упоминается.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что Организатором торгов установлены ненадлежащие и противоречивые требования к поставляемым товарам и материалам, не позволяющие определить потребность Организатора торгов.
На основании по третьему доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в Документации ненадлежащих и противоречивых требований к характеристикам поставляемых товаров и материалов нарушение п. 1 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении и ненадлежащем соблюдении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх.№3584-ЭП/19 от 07.02.2019) ООО «ПромЭнерго» на действия организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» при организации и проведении открытого запроса котировок в неэлектронной форме на право заключения договора на поставку общестроительных материалов (извещение №31907470522), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» нарушения п. 1 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, п.п. 1, 11 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх.№3584-ЭП/19 от 07.02.2019) ООО «ПромЭнерго» на действия организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» (ИНН 7802423282, ОГРН 1089847063525) при организации и проведении открытого запроса котировок в неэлектронной форме на право заключения договора на поставку общестроительных материалов (извещение №31907470522) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» (ИНН 7802423282, ОГРН 1089847063525) при организации и проведении открытого запроса котировок в неэлектронной форме на право заключения договора на поставку общестроительных материалов (извещение №31907470522) нарушения:
- п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное путем неправомерного неустановления в документации о Закупке формы и порядка предоставления участникам Закупки разъяснений положений документации о закупке;
- п. 1 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении и ненадлежащем соблюдении требований норм статей, допущенное путем установления в Документации ненадлежащих и противоречивых требований к характеристикам поставляемых товаров и материалов.
3. Организатору торгов ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» (ИНН 7802423282, ОГРН 1089847063525) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении открытого запроса котировок в неэлектронной форме на право заключения договора на поставку общестроительных материалов (извещение №31907470522) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
18 февраля 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 18.02.2019 № Т02-100/19 по жалобе на действия организатора торгов ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» при организации и проведении открытого запроса котировок в неэлектронной форме на право заключения договора на поставку общестроительных материалов (извещение №31907470522, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ООО «ЖКС № 1 Выборгского района» (ИНН 7802423282, ОГРН 1089847063525) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса котировок в неэлектронной форме на право заключения договора на поставку общестроительных материалов (извещение №31907470522), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 12 марта 2019 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.