Решение №04/11736/24 принятое по жалобе физического лица от 13 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ,
принятое по результатам рассмотрения жалобы
физического лица
Резолютивная часть решения оглашена «06» мая 2024
В полном объеме решение изготовлено «13» мая 2024 Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:
<...> – начальника отдела контроля торгов органов власти, председателя Комиссии;
<...> – заместителя начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;
В присутствии представителей Санкт-Петербургского Государственного Унитарного Предприятия «Петербургский Метрополитен» (далее – Организатор торгов, конкурсная комиссия);
В отсутствие представителя физического лица (далее – Заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания комиссии.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу физического лица (вх. №11230-ЭП/24, вх. №11227-ЭП/24, вх. №11228-ЭП/24, вх. №11229-ЭП/24 от 26.04.2024) на действия Организатора торгов – ГУП «Петербургский Метрополитен» при организации и проведении торгов в форме электронного аукциона на право заключения договора аренды объекта федерального недвижимого имущества (извещение размещено на сайте оператора электронной площадки https://www.roseltorg.ru/ №22000117580000000008 и на сайте https://torgi.gov.ru/ №22000117580000000008, лот №1-3), документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения,
УСТАНОВИЛА:
Извещение №22000117580000000008, опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru (далее – сайт торгов).
Дата и время начала подачи заявок 04.04.2024 00:00;
Дата и время окончания подачи заявок 24.04.2024 10:00;
Дата проведения торгов 02.05. 2024 10:00.
Предмет аукциона – аренда объектов недвижимости (частей объектов недвижимости), находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга и закрепленных на праве хозяйственного ведения за Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Петербургский метрополитен».
Лот № 1
|
Начальный (минимальный) размер арендной платы в месяц по лоту №1 - 473 707 (четыреста семьдесят три тысячи семьсот семь) руб. 50 коп. (без учета НДС и коммунальных услуг)
Срок договора аренды - 3 года
Сумма задатка - 1 421 122 (один миллион четыреста двадцать одна тысяча сто двадцать два) руб. 50 коп.
Справочно размер арендной платы в год - 5 684 490 (пять миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи четыреста девяносто) руб. 00 коп.(без учета НДС и коммунальных услуг)
Лот № 2
п/п |
Объект, предоставляемый в аренду |
Площадь арендуемого Объекта, кв.м. |
Этаж арендуемого Объекта |
Наименование объекта недвижимости |
Район |
Адрес объекта недвижимости |
Кадастровый номер объекта недвижимости |
1 |
9-Н (ч.п. 1) |
48,7 |
1 подземный этаж |
Вестибюль ст.м. "Садовая" с подземным пешеходным переходом |
Адмиралтейский |
г. Санкт-Петербург, Сенная пл., д.7, соор.3, лит. А |
78:32:0106003:1008 |
2 |
1-Н (часть ч.п. 65) |
6 |
1 этаж |
Вестибюль ст. м. "Выборгская" |
Выборгский |
г.Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д.21, лит.А |
78:36:0501101:2005 |
3 |
1-Н (ч.п. 1) |
39,9 |
1 этаж |
Вестибюль ст. м. "Звездная" |
Московский |
г.Санкт-Петербург, Звездная ул., д.3, к.1, лит.А |
78:14:0769204:1033 |
4 |
1-Н (ч.п. 14) |
8,7 |
1 этаж |
Вестибюль ст.м. "Спасская" |
Адмиралтейский |
г.Санкт-Петербург, Сенная пл., д. 2, лит. Б |
78:32:0001058:4029 |
Начальный (минимальный) размер арендной платы в месяц - 584 631 (пятьсот восемьдесят четыре тысячи шестьсот тридцать один) руб. 25 коп. (без учета НДС и коммунальных услуг)
Срок договора аренды - 3 года
Сумма задатка - 1 753 893 (один миллион семьсот пятьдесят три тысячи восемьсот девяносто три) руб. 75 коп.
Справочно размер арендной платы в год - 7 015 575 (семь миллионов пятнадцать тысяч пятьсот семьдесят пять) руб. 00 коп.(без учета НДС и коммунальных услуг)
Лот № 3
п/п |
Объект, предоставляемый в аренду |
Площадь арендуемого Объекта, кв.м. |
Этаж арендуемого Объекта |
Наименование объекта недвижимости |
Район |
Адрес объекта недвижимости |
Кадастровый номер объекта недвижимости |
1 |
7-Н (ч.п. 1-2) |
45,5 |
1 подземный этаж |
Вестибюль ст.м. "Садовая" с подземным пешеходным переходом |
Адмиралтейский |
г.Санкт-Петербург, Сенная пл., д.7, соор.3, лит. А |
78:32:0106003:1008 |
2 |
1-Н (ч.п. 46) |
3,6 |
1 подземный этаж |
Вестибюль 1 ст.м. "Невский проспект" с подземным пешеходным переходом |
Центральный |
г.Санкт-Петербург, Невский пр., соор. 2, лит. Г |
78:31:0001228:3004 |
3 |
1-Н (часть ч.п. 1) |
7,5 |
1 подземный этаж |
Вестибюль 1 ст.м. "Ленинский проспект" с подземным пешеходным переходом |
Кировский |
г.Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, соор.1, лит. Б |
78:15:0000000:1006 |
4 |
1-Н (часть ч.п. 2) |
7,5 |
1 этаж |
Вестибюль ст. м. "Пролетарская" |
Невский |
г.Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д.114, к.1, лит.А |
78:12:0716901:1038 |
5 |
2-Н (ч.п. 1) |
22,5 |
1 этаж |
Вестибюль ст.м. "Лесная" |
Выборгский |
г.Санкт-Петербург, Кантемировская ул., д.25, лит.А |
78:36:0511802:3002 |
Начальный (минимальный) размер арендной платы в месяц - 406 980 (четыреста шесть тысяч девятьсот восемьдесят) руб. 00 коп. (без учета НДС и коммунальных услуг).
Срок договора аренды - 3 года
Сумма задатка - 1 220 940 (один миллион двести двадцать тысяч девятьсот сорок) руб. 00 коп.
Справочно размер арендной платы в год - 4 883 760 (четыре миллиона восемьсот восемьдесят три тысячи семьсот шестьдесят) руб. 00 коп.(без учета НДС и коммунальных услуг)
Целевое назначение: для использования в соответствии с распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2007 № 556-р «Об утверждении перечней рекомендуемых товаров и услуг, продажа и оказание которых разрешена на территории Петербургского метрополитена и на 50-метровой территории, прилегающей к станциям Петербургского метрополитена».
Заявитель в жалобе указывает, что составленная Организатором торгов аукционная документация содержит нарушения действующего законодательства, а именно: включены в состав одного лота технологически и функционально не связанные объекты, расположенные в разных частях города Санкт-Петербурга.
Организатор торгов против доводов жалобы возражал, указав на то, что проводил торги в соответствии с нормами действующего законодательства.
В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данного аукциона, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
Аукцион в электронной форме на право заключения договора аренды проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21.03.2023 № 147/23 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее — Правила).
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Для квалификации действий в качестве нарушения приведенной нормы достаточно угрозы наступления последствий в виде ограничения конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 извещения о проведении аукциона до подачи заявки на участие в аукционе заявители вносят задаток в трехкратном размере начальной (минимальной) арендной платы в месяц за лот, указанном в Приложении 1 к настоящему извещению. Задаток вносится путем перечисления денежных средств на расчетный счет электронной площадки в порядке, предусмотренном аукционной документацией и Регламентом электронной площадки.
Сумма задатка по лоту №1 составляет - 1 421 122 руб. 50 коп, лоту №2 - 1 753 893 руб. 75 коп, по лоту №3 1 220 940 руб. 00 коп.
Таким образом, размер задатка находится в прямой зависимости от начальной (минимальной) цены договора - чем выше цена, тем больше и размер задатка. При этом цена договора определяется общей площадью помещений, являющихся предметом договора аренды.
Соответственно, укрупнение лота за счет включения в него большего количества помещений влечет увеличение размера задатка на участие в аукционе.
В силу пункта 95 Правил при разработке документации об аукционе запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что Организатор торгов при проведении аукциона рамках одного лота объединил несколько объектов недвижимости.
Комиссия отмечает, что включенные в состав лота помещения, хотя и имеют одинаковое функциональное назначение, но сами по себе технологически и функционально друг с другом не связаны, не являются частью одного имущественного комплекса, расположены по разным адресам, в разных районах города Санкт-Петербурга, на разных ветках метро и могут использоваться для осуществления торговой деятельности независимо друг от друга разными субъектами, таким образом право аренды каждого из них могло быть предметом отдельных торгов.
Организатор торгов на заседании пояснил, что в один лот сгруппированы объекты с различной степенью ценности с учетом их местоположения, пассажиропотока, размера минимальной арендной платы и типа объекта (встроенное помещение или часть вестибюля). Доказательств объективной необходимости объединения помещений в рамках одного лота Организатором торгов не представлено, Комиссией не установлено.
Таким образом, действия Организатора торгов нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункт 95 Правил, поскольку приводят к ограничению соперничества на аукционе - участники, не заинтересованные в получении в аренду всех помещений, откажутся от участия в нем. Кроме того, существенный размер задатка, установленный в аукционной документации в связи с укрупнением им лота, также приводит к ограничению количества участников.
Протоколом №2 от 26.04.2024 по лоту №2 аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутвием заявок, Протоколами №2 от от 26.04.2024 по лотам №1, №3 аукцион признан несостоявшимся в связи с признанием только одного заявителя участником аукциона (ООО «НИКА»).
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу физического лица обоснованной.
-
Признать в действиях Организатора торгов нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пункта 95 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 21.03.2023 № 147/23 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».
-
Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.