Решение №78/1781/22 Т02-42/22 по жалобе ООО «Фавор-Гарант» от 25 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-42/22
20 января 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Фавор-Гарант» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 14.01.2022 вх. № 972-ЭП/22) ООО «Фавор-Гарант» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по модернизации подвесной системы контактной сети трамвая и троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») с применением синтетических материалов в соответствии с адресными программами (извещение №32110981653), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
23 декабря 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32110981653 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по модернизации подвесной системы контактной сети трамвая и троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») с применением синтетических материалов в соответствии с адресными программами (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 07.10.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
226 224 000,21 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
23.12.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
18.01.2022 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
18.01.2022, 21.01.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
https://lot-online.ru |
2. Заявитель оспаривает включение Организатором торгов в состав Документации описания предмета Закупки, которое, по мнению Заявителя, ограничивает круг потенциальных участников Закупки, поскольку не позволяет предложить эквивалентное оборудование в рамках Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/912/22 от 17.01.2022, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Как следует из п. 2 информационной карты Документации (далее — Информационная карта), предметом Закупки является выполнение работ по модернизации подвесной системы контактной сети трамвая и троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») с применением синтетических материалов в соответствии с адресными программами.
Согласно п. 9 Информационной карты количество и характеристики выполняемых работ, определяются в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.
Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на выполнение работ по модернизации подвесной системы контактной сети трамвая и троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») с применением синтетических материалов в соответствии с адресными программами (далее — Техническое задание).
Приложением № 23 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товаров, используемых при выполнении работ.
Заявитель в жалобе указывает на то, что требования приложения № 23 к Техническому заданию в отношении товаров «Зажим анкерный тип 1», «Зажим анкерный тип 2», «Зажим клиновой для троса», «Хомут тип 2 (комплектация консоли)», «Зажим концевой клиновой», «Зажим подвесной тип 1», «Шарнир тип 2 комплектация консоли» установлены таким образом, что потребности заказчика соответствует продукция только одного производителя: ООО «ПКФ «СНАРК».
Представители Организатора торгов отметили, что при формировании и определении начальной максимальной цены договора по данной закупке заказчиком были получены три коммерческих предложения, из которых следует, что исполнители, их предоставившие (более одного), готовы выполнить работы, установленные в Техническом задании, в том числе для выполнения работ применить комплектующие материалы, требования к которым установлены заказчиком в приложении № 23 к Техническому заданию. В приведенной Заявителем в качестве обоснования доводов своей жалобы сравнительной таблице параметров товара некорректно указаны параметры требований заказчика, а именно, некоторые параметры указаны в твердом значении, что не соответствует приложению № 23 к Техническому заданию, так как заказчиком не ограничена возможность изменения такого параметра:
-
по детали «Зажим анкерный тип 1» значение параметра «Номинальная нагрузка» в аукционной документации заказчиком установлено «не менее 20 кН», по параметру «Разрывная нагрузка» - «не менее 70 кН», что не ограничивает конкуренцию, а в жалобе Заявитель указывает «20 кН» и «70 кН», соответственно, таким образом вводит в заблуждение Комиссию Управления Федеральной Антимонопольной Службы России по Санкт-Петербургу;
-
по детали «Зажим анкерный тип 2» значение параметра «Номинальная нагрузка» в аукционной документации заказчиком установлено «не менее 5 кН», по параметру «Разрывная нагрузка» - «не менее 16 кН», что не ограничивает конкуренцию, а в жалобе Заявитель указывает «5 кН» и «16 кН», соответственно, таким образом вводит в заблуждение Комиссию Управления Федеральной Антимонопольной Службы России по Санкт-Петербургу.
Представители Организатора торгов также отметили, что доводы Заявителя об установлении Организатором торгов в приложении № 23 к Техническому заданию требований к товарам, под которые подходят товары только одного производителя, являются неподтвержденными и недостоверными, поскольку в период с 2016 года по 2021 год заказчик по результатам проведения конкурентных процедур (открытые конкурсы в электронной форме, электронные аукционы) закупал аналогичные товары с такими параметрами, которые заявлены по данному предмету Закупки, у разных подрядчиков и производителей, а именно: ООО «Автоклуб», ООО «ИВИС», АО «Невинномысский электромеханический завод». Также в указанный период для заказчика выполнялись строительно-монтажные работы с применением аналогичных товаров и комплектующих следующими компаниями: ООО «Полимер Синтез», АО «НиК», ООО «ГЕОЦЕНТР».
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требования к техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ по договору, изложенные в приложении № 23 к Техническому заданию в отношении товаров «Зажим анкерный тип 1», «Зажим анкерный тип 2», «Зажим клиновой для троса», «Хомут тип 2 (комплектация консоли)», «Зажим концевой клиновой», «Зажим подвесной тип 1», «Шарнир тип 2 комплектация консоли», обусловлены потребностью заказчика, а также позволяют предложить к использованию в рамках исполнения обязательств по договору товары различных производителей.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что описание предмета Закупки, изложенное в Документации, установлено в соответствии с условиями ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
4. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 14.01.2022 вх. № 972-ЭП/22) ООО «Фавор-Гарант» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по модернизации подвесной системы контактной сети трамвая и троллейбуса СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») с применением синтетических материалов в соответствии с Адресными программами (извещение №32110981653) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.