Решение №78/29713/22 Т02-622/22 по жалобе ООО ПО «ТУЛИТ» от 13 декабря 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-622/22
08 декабря 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Организатор торгов) и ООО ПО «ТУЛИТ» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.11.2022 вх. №30621-ЭП/22) ООО ПО «ТУЛИТ» на действия закупочной комиссии Организатора торгов АО «Метрострой Северной Столицы» (далее — Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку шпильки в комплекте с гайкой и асбобитумной шайбой для соединения элементов в чугунных тюбинговых обделках (извещение №32211837263), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
10 ноября 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211837263 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку шпильки в комплекте с гайкой и асбобитумной шайбой для соединения элементов в чугунных тюбинговых обделках (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Положение о закупках) в редакции от 27.09.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
28 959 947,64 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
10.11.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
18.11.2022 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
21.11.2022, 24.11.2022 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://roseltorg.ru |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО ПО «ТУЛИТ» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «Метрострой Северной Столицы» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО ПО «ТУЛИТ» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/28488/22 от 01.12.2022, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/28488/22 от 01.12.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с протоколом №32211837263-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке от 21.11.2022 заявка ООО ПО «ТУЛИТ» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «Заявка Участника не соответствует требованиям аукционной документации на основании п.п. 4.4.1. п.п. 4.4. р. 4. Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «Метрострой Северной Столицы»; п.п. 16.3. п. 16 раздела 1. Общие условия проведения аукциона – несоответствие заявки требованиям к оформлению, а именно: неуказание обязательных элементов в форме 1.
Требованиями Формы 1 части III документации установлено требование указания участником производителя предлагаемого к поставке товара.
В Форме 1 Техническое предложение участником закупки не указана информация о производителе, товарном знаке или иная информация, позволяющая идентифицировать поставляемый товар, что не соответствует требованиям, установленным в Инструкции по заполнению Формы 1 – Техническое предложение».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Частью 19.6 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ определено, что заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 21. ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.
Как следует из п. 7.1 Документации, участник процедуры закупки подает заявку на участие в аукционе с использованием функционала и в соответствии с регламентом работы ЭТП в электронной форме в сроки, по форме и в соответствии с условиями, которые установлены в информационной карте аукциона с учетом перечня технических требований и положений проекта договора, предполагаемого к заключению (ЧАСТЬ I и ЧАСТЬ II настоящей документации).
В соответствии с п. 7.2 Документации заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей, предусмотренных в пункте 21 информационной карты аукциона и регламентом работы ЭТП.
Пунктом 7.3 Документации установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации процедуры закупки. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в процедуре закупки сведений об участнике процедуры закупки и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации процедуры закупки.
На основании п. 11.1 Документации описание участником процедуры закупки поставляемого товара, который является предметом договора, заключаемого по результатам аукциона, его функциональных характеристик (потребительских свойствах), количественных и качественных характеристиках товара, описание участником процедуры закупки выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом аукциона, их количественных и качественных характеристик, а также иные предложения об условиях исполнения договора должны быть оформлены в соответствии с требованиями документации аукциона технического задания и проекта договора (ЧАСТЬ I. и ЧАСТЬ II. Закупочной документации) и по прилагаемым формам (Форма 1 – Техническое предложение; Форма 2 - Заявка на участие в аукционе).
Пунктом 18 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлено, что заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей:
Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе:
1) предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки (предоставляется по Форме № 1 «Техническое предложение» Раздела «Образцы и формы документов для заполнения участником»).
В первой части заявки не допускается указание сведений об участнике аукциона, подавшем заявку на участие в таком аукционе, а также сведений о ценовом предложении.
Частью 3 Документации установлены образцы форм документов для заполнения участниками Закупки, в том числе форма № 1 «Техническое предложение» (далее — Форма № 1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).
Формой № 1 предусмотрено заполнение следующих сведений:
№ |
Наименование товаров |
Производитель. Товарный знак или иная информация, позволяющая идентифицировать поставляемый товар (заполнить) |
Страна происхождения товара заполняется участником |
Технические характеристики (заполнить) |
Ед. изм. |
Кол-во |
Как следует из Инструкции, участник предлагает поставку продукции, указанную в извещении о проведении аукциона в электронной форме, и в ЧАСТИ I Технического задания, на условиях, предусмотренных проектом договора.
Не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной процедуре закупки сведений об участнике и (или) ценовом предложении либо указания во второй части заявки на участие в конкурентной процедуре закупки сведений о ценовом предложении. Настоящая форма не должна содержать информации, раскрывающей сведения об участнике (печати, подписи, реквизитов и т.д.). Первая часть заявки подается исключительно в обезличенном формате.
В столбце «Производитель, Товарный знак или иная информация, позволяющая идентифицировать поставляемый товар» участник указывает производителя поставляемого товара, а также товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) предлагаемого товара. В случае отсутствия товарного знака участник в данном столбце в обязательном порядке должен указать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать предлагаемый товар (указывается наименование конкретного товара (материала, оборудования), имеющегося в линейке изготовителя). С целью идентификации товара в указанном столбце должна быть указана следующая информация: фирменное (уникальное) наименование материла (при наличии) либо артикул производителя, либо модель, либо модификацию, либо торговую марку и т.п.
Отсутствие описания всех или части предусмотренных техническим заданием товаров, работ/услуг либо ухудшение качества всех или части товаров, работ / услуг по сравнению с требованиями технического задания, неуказание производителя товара, товарного знака или иной информации, позволяющей идентифицировать поставляемый товар, а также иные отклонения от условий технического задания (в том числе предложение участника не соответствует указанным в техническом задании назначению и целям использования товаров, работ / услуг) является нарушением условий извещения о проведении аукциона и может повлечь за собой отказ участнику в допуске к участию в аукционе.
В случае содержания в первой части заявки на участие в аукционе сведений об участнике аукциона, и (или) о ценовом предложении, заявка подлежит отклонению.
Согласно п. 16.3 Документации на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника процедуры закупки и о признании такого участника процедуры закупки участником аукциона или об отказе в допуске такому участнику процедуры закупки к участию в аукционе по следующим основаниям:
-
несоответствия заявки требованиям к оформлению (в том числе предоставление документов, не соответствующих требуемой форме, неуказание обязательных элементов в таких формах) или составу заявки на участие в процедуре закупки, в том числе при наличии в такой заявке предложения о внесении изменений в проект договора, поступившего в составе заявки в любой форме (в том числе в форме протокола разногласий), а также предложения о цене договора, цене за единицу продукции, в случае ее установления, превышающей начальную (максимальную) цену договора, цену за единицу продукции, установленную Заказчиком в извещении о проведении процедуры закупки и документации процедуры закупки, или равной нулю;
-
непредставления обязательных документов и сведений, предусмотренных документацией процедуры закупки (в том числе непредставления документа или копии документа, подтверждающего выполнение требования об обеспечении заявки на участие в процедуре закупки, если требование обеспечения заявок установлено в документации процедуры закупки).
Представители Организатора торгов отметили, что согласно требованиям Инструкции по заполнению Формы № 1 неуказание производителя товара, товарного знака или иной информации, позволяющей идентифицировать поставляемый товар, является нарушением условий извещения о проведении аукциона и может повлечь за собой отказ участнику в допуске к участию в аукционе. При этом Заявителем было представлено техническое предложение, в котором отсутствовали сведения о производителе товара, товарном знаке или иная информация, позволяющая идентифицировать поставляемый товар.
Заявитель в жалобе указывает на то, что, действительно, ООО ПО «ТУЛИТ» в первой части заявки не указало сведения о производителе товара. Однако ООО ПО «ТУЛИТ» является производителем данного товара. Поскольку законом и документацией о закупке установлен запрет на указание сведений об участнике закупке в первой части заявки, информация об ООО ПО «ТУЛИТ», по мнению Заявителя, не подлежала включению в состав первой части заявки. Приведение сведений об ООО ПО «ТУЛИТ» как о производителе товара образовывало бы наличие в первой части заявки информации об участнике закупки, что влекло бы отклонение заявки.
Вместе с тем Документацией не предусмотрено условие о том, что участниками Закупки могут быть исключительно производители предлагаемого к поставке товара. Таким образом, потенциальные участники Закупки вправе предложить к поставке товар любого производителя, соответствующий требованиям Документации, не являясь при этом производителем указанного в составе заявки товара. Кроме того, согласно Инструкции первая часть заявки подается исключительно в обезличенном формате и не должна содержать информации, раскрывающей сведения об участнике (печати, подписи, реквизитов и т.д.). В связи с чем указание в техническом предложении (Форме № 1), предоставляемом в составе первой части заявки на участие в Закупке, сведений о наименовании производителя предлагаемого к поставке товара не свидетельствует о том, что указанный производитель является лицом, подавшим заявку на участие в Закупке.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, установила, что Заявитель ООО ПО «ТУЛИТ» в составе первой части заявки на участие в Закупке представил форму технического предложения, в которой в нарушение требований п. 11.1 Документации, Формы № 1, а также Инструкции, не указал сведения о производителе предлагаемого к поставке товара, товарном знаке или иную информацию, позволяющую идентифицировать поставляемый товар, что являлось основанием для отклонения заявки ООО ПО «ТУЛИТ» от участия в Закупке согласно п. 16.3 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО ПО «ТУЛИТ» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 29.11.2022 вх. №30621-ЭП/22) ООО ПО «ТУЛИТ» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН: 7810904590, ОГРН: 1207800130560) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку шпильки в комплекте с гайкой и асбобитумной шайбой для соединения элементов в чугунных тюбинговых обделках (извещение №32211837263) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.