Решение №78/12485/23 Т02-271/23 по жалобе ООО «ОП «Балтиец» от 25 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-271/23

22 мая 2023 года                                                                                             Санкт-Петербург

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

с участием представителей от ФГБОУ ВО «СПбГУ» (далее – Организатор торгов) и ООО «ОП «Балтиец» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 11.05.2023 вх. №11552-ЭП/23) ООО «ОП «Балтиец» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах заказчика (извещение №32312344908), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

28 апреля 2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сети Интернет (далее – ЕИС) было опубликовано извещение № 32312344908 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах заказчика (далее — Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «СПбГУ» (далее – Положение о закупках) в редакции от 11.04.2023, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

85 095 360,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.04.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

15.05.2023 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения и оценки заявок

17.05.2023, 18.05.2023

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Университетская наб., 7/9

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок участников Закупки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг)»;

  • установлении в Документации условий оказания услуг, которые противоречат действующему законодательству Российской Федерации, а также не позволяют определить сумму затрат исполнителя при оказании услуг по договору;

  • установлении в Документации условий участия в процедуре Закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства государственных учреждений, которые вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение;

  • размещении в единой информационной системе разъяснений положений Документации, которые не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Представители Организатора торгов в письменных пояснениях на жалобу Заявителя с доводами жалобы не согласились.

Документы, истребованные уведомлением №78/11073/23 от 12.05.2023 года, представлены в заседание Комиссии.

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ФГБОУ ВО «СПбГУ» относится к бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок участников Закупки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг)»:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Частью 19.5 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ определено, что заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

Пунктом 18.3 информационной карты Документации (далее – Информационная карта) установлен порядок оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг)» (Значимость критерия 40%):

Для оценки по показателю Ki «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке:

1. оснащение квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием, инструментами и иными необходимыми средствами;

2. осуществление своевременного контроля качества оказания услуг;

3. обеспечение необходимым количеством квалифицированного персонала;

4. обеспечение надлежащей технологии оказания услуг.

Оценка заявки участника по показателю «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных характеристиках объекта закупки.

Под оснащением квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием, инструментами и иными необходимыми средствами (первое свойство) понимается совокупность оборудования, инструментов и иных необходимых средств, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при оказании услуг, с указанием по каждому такому оборудованию, инструменту и иному необходимому средству в отдельности: наименования, количества, формы право пользования, марки и модели (при наличии), реквизитов документов, подтверждающих соответствие установленным обязательным требованиям в соответствии с действующим законодательством РФ (при необходимости в соответствии с действующим законодательством РФ), минимальных характеристик и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг.

Под осуществлением своевременного контроля качества оказания услуг (второе свойство) понимаются методы, направленные на контроль качества результата оказанных услуг, методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте; методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков).

Под обеспечением необходимым количеством квалифицированного персонала (третье свойство) понимается перечень специалистов (сотрудников), задействованных при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому такому специалисту (сотруднику) в отдельности: должности, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, полученной квалификации (уровень образования, наименование учебного заведения, квалификация по диплому, наличие допусков (при необходимости в соответствии с действующим законодательством), аттестатов и иных разрешительных документов (при необходимости в соответствии с действующим законодательством)), должностной инструкции, вида трудоустройства (постоянно по трудовой книжке/по срочному трудовому договору/по совместительству с занесением записи в трудовую книжку/по совместительству без занесения записи в трудовую книжку), инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, опыта работы в организации участника закупки (для специалистов, находящихся в штате у участника закупки), а также необходимо перечислить по каждому специалисту (сотруднику) выполняемые им обязанности по охране труда во время исполнения контракта, определяемые с учетом специальности и занимаемой должности в объеме должностной инструкции, принятой участником закупки.

Под обеспечением надлежащей технологии оказания услуг (четвертое свойство) понимаются совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения договора на право заключения которого проводится настоящий конкурс, включая последовательность действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, а также принятые меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Предложение о качественных характеристиках объекта закупки подается в соответствии с формой «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки» (Приложена в форме первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме).

Предложение о качественных характеристиках объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в Техническом задании и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в Техническом задании, и нормативно-правовым актам.

В рамках показателя «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» под «Предложением о наличии качественных характеристик объекта закупки» понимается предоставление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего предложение в отношении всех свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки заявок); в противном случае представленное предложение о качественных характеристиках объекта закупки трактуется как «Предложение об отсутствии качественных характеристик объекта закупки».

Предложение в отношении свойств объекта закупки должно быть конкретным, однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов «возможно», «вероятно» и их производные. Непредставление предложения в отношении свойств объекта закупки или предоставление предложения в отношении свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта (настоящего порядка оценки заявок), и/или требованиям Технического задания, и/или требованиям приложений к Техническому заданию трактуется как «Предложение об отсутствии качественных характеристик объекта закупки». В случае, если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в Техническом задании, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предоставляется предложение в отношении свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как «Предложение об отсутствии качественных характеристик объекта закупки».

В рамках показателя «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям, установленным в настоящем порядке оценки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. При этом, информация, содержащаяся в рамках предложения одного свойства объекта закупки, но относящаяся к другому свойству объекта закупки, не учитывается при оценке заявки участника.

Значение количества баллов по показателю «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» присваивается заявке по следующей шкале оценки:

Значение показателя «Качество товаров (качество работ, качество услуг)»

Количество присваиваемых баллов

Предложение о наличии качественных характеристик объекта закупки

100 баллов

Предложение об отсутствии качественных характеристик объекта закупки

0 баллов

Количество баллов по показателю Ki определяется по формуле:

Ki = КЗ×Кi (j)

где:

КЗ – коэффициент значимости данного показателя, КЗ = 1;

Ki(j) – количество баллов, присуждаемых i заявке по шкале оценки настоящего показателя;

Ki - количество баллов, присуждаемых i заявке по данному показателю.

Заявитель указывает на то, что в абзаце 11 пункта 18.3 Информационной карты указано, что «В рамках показателя «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям, установленным в настоящем порядке оценки, вне зависимости от степени детализации таких сведений.». Организатору торгов был направлен запрос, согласно которому заявитель просил разъяснить, для чего заказчик просит указать опыт работы специалиста в соответствующей должности, опыт работы в организации участника закупки, если эти сведения не оцениваются количественно и не могут повлиять на результат оценки, кроме их наличия или отсутствия?

Ответ:

«2.2. Для оценки по показателю «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки. В соответствии с Профессиональным стандартом «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» утвержденным приказом Минтруда России от 11.12.2015 №1010н. Опыт практической работы: для охранников 5-го и 6-го разряда – не менее одного года в области охраны образовательных организаций на стационарных постах. Для охранников 4-го разряда требование к опыту отсутствует».

По мнению Заявителя, в ответе на разъяснение заказчиком не дается ответа на вопрос, для чего участником должно быть указано в предложении по критерию «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» следующая информация:

  • опыт работы специалиста в соответствующей должности;

  • опыт работы в организации участника закупки;

  • вид трудоустройства;

  • наименование учебного заведения;

  • и подобная информация, не влияющая количественно на оценку по данному разделу.

Заявитель также отметил, что наличие у охранника удостоверения соответствующего разряда, уже будет являться подтверждением опыта работы, и, следовательно, указание данной информации в заявке в части критерия «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» не может влиять на качество работ.

Также Заявитель указывает на то, что в абзаце 8 пункта 18.3 Информационной карты указано, что «Предложение о качественных характеристиках объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в Техническом задании и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в Техническом задании, и нормативно-правовым актам». Организатору торгов был направлен запрос, согласно которому заявитель просил разъяснить, каким нормативно-правовым актам, помимо указанных в Техническом задании, должно отвечать предложение о качественных характеристиках объекта закупки.

Ответ:

«3. Во время нахождения сотрудников Исполнителя на Объектах, Исполнитель обязан обеспечить соблюдение указанными лицами требований локальных актов Заказчика, размещенных на сайте СПбГУ (Главная | Санкт-Петербургский государственный университет (spbu.ru)), пожарной безопасности, охраны труда, в том числе проводить необходимые инструктажи сотрудников».

Заявитель отметил, что в размещенной Документации ссылки или приложения в виде данных актов отсутствуют. При этом не указание данных актов может повлечь не начисление баллов по критерию «Качество товаров (качество работ, качество услуг)». Заказчиком в разъяснение указывается информация, ранее отсутствовавшая в Документации, тем самым разъяснение меняет содержание самой документации.

Представители Организатора торгов пояснили, что по доводу о том, что Заявитель не получил, по его словам, полного разъяснения относительно следующего положения конкурсной документации - «В рамках показателя «Качество товаров (качество работ, качество услуг)» соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям, установленным в настоящем порядке оценки, вне зависимости от степени детализации таких сведений», Организатор торгов полагает, что разъяснение дано строго в соответствии с Законом о закупках и Положением. Поскольку, речь идет о неценовом критерии «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг», а не о неценовом критерии «Квалификация участника закупки», вид (уровень) образования (среднее, среднее профессиональное, высшее образование), равно как и вид трудоустройства (полная занятость или совместительство) не влияют на количество баллов, выставляемых участнику конкурса. От заявителя лишь требуется указать, какое образование имеется у его охранников, причем, далее теоретическое наличие у кого-либо из участников у всех охранников высшего образования не даст такому участнику конкурса никакого преимущества перед остальными.

Представители Организатора торгов также пояснили, что по доводу о том, что «не указание данных актов может повлечь не начисление баллов по критерию «Качество товаров (качество работ, качество услуг)». Заказчиком в разъяснение указывается информация, ранее отсутствовавшая в документации, тем самым разъяснение меняет содержание самой документации», Заявителю также было дано разъяснение конкурсной документации в соответствии с Законом о закупках и Положением. Как данное условие нарушает права заявителя последним не разъяснено. Между тем, очевидно, что никто не требует с участника конкурса перечислять все необходимые нормативные или иные правовые акты. В конкурсной документации лишь сказано, что предложение о качественных характеристиках объекта закупки должно отвечать (т.е. соответствовать) нормативно-правовым актам.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что со стороны Заявителя не представлено документов или сведений, подтверждающих отсутствие возможности представления информации, требуемой для начисления баллов заявке участника по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг)» в соответствии с условиями п. 18.3 Информационной карты.

При этом Комиссией СПб УФАС России установлено, что, исходя из установленного порядка оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг)», указание в предложении о качественных характеристиках объекта закупки сведений по всем свойствам объекта закупки, подлежащим оценке в рамках критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг)», является основанием для присвоения 100 баллов по данному критерию оценки вне зависимости от степени детализации таких сведений, а также их содержания, которое не влияет на количество баллов, выставляемых участнику Закупки.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что обжалуемые Заявителем условия оценки заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг)», в том числе предусматривающие необходимость соответствия предложения о качественных характеристиках объекта закупки нормативно-правовым актам, позволяют потенциальным участникам Закупки сформировать предложение в рамках Закупки и претендовать на начисление максимального количества баллов заявке участника, а также позволяют объективно установить порядок начисления баллов заявке участника по данному критерию оценки, вследствие чего не являются ограничивающим фактором участия в процедуре Закупки.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации условий оказания услуг, которые противоречат действующему законодательству Российской Федерации, а также не позволяют определить сумму затрат исполнителя при оказании услуг по договору:

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Частью 5 Документации регламентировано техническое задание на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах заказчика (далее — Техническое задание).

Пунктом 2 Технического задания установлены требования к техническим характеристикам услуг.

Пунктом 2.18 Технического задания установлено условие, согласно которому сотрудники, привлекаемые к охране, должны проводить бесконтактную термометрию всех входящих/выходящих и въезжающих/выезжающих лиц через КПП на территорию Объектов на основании локальных Актов Заказчика.

Заявитель в жалобе указывает на то, что Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2012 N 390 н термометрию относит к медицинскому вмешательству, требующему добровольного согласия пациента. Согласно ГОСТ Р 52623.1-2008 измерять температуру тела может только специалист, имеющий среднее медицинское образование. Учитывая положения статьи 212 Трудового Кодекса РФ, согласно которым обязанности по обеспечению охраны труда работников возложены именно на работодателя, он, по мнению Заявителя, и должен позаботиться о проверке состояния здоровья работников, тем более, что в штате есть медицинский сотрудник. Трудовой договор с охранником тогда должен предусматривать измерение температуры, а измерение температуры не предусмотрено законом об охранной деятельности, кроме того, отвлечение на измерение температуры влияет на порядок оказания услуг, не позволяет выполнять прямые обязанности по контрольно-пропускному режиму. В соответствии с Профессиональным стандартом «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» утвержденным приказом Минтруда России от 11.12.2015 №1010н трудовые функции охранников не содержат в своем составе «термометрию всех входящих/выходящих и въезжающих/выезжающих лиц».

Пунктом 2.21 Технического задания установлено следующее условие: «При проведении общественных, культурно-массовых мероприятий на территории Заказчика выделить за счет собственных сил и средств необходимое количество сотрудников охранного предприятия (до 4-х человек) для обеспечения общественного порядка (не более 4-х раз в месяц по письменной заявке, направленной не менее чем за 2 дня до даты проведения мероприятия».

Заявитель в жалобе указывает на то, что п. 2.21 Технического задания содержит требование, которое не позволяет определить сумму затрат исполнителя при оказании услуг, а именно, установлена возможность увеличения объема услуг без дополнительной оплаты со стороны заказчика в значительном объеме, кроме того, ничего не известно по характеру и длительности культурно-массовых мероприятий, соответственно, техническое предложение невозможно сделать.

Представители Организатора торгов отметили, что утверждение Заявителя о том, что «отвлечение на измерение температуры влияет на порядок оказания услуг, не позволяет выполнять прямые обязанности по контрольно-пропускному режиму» является надуманным. Например, термометрию успешно осуществляли работники Федеральной службы судебных приставов на входе в органы судебной власти, что нисколько не мешало им выполнять свои прямые обязанности по контрольно-пропускному режиму. Более того, данное условие нельзя считать дискриминационным, поскольку оно предъявляется ко всем участникам конкурса, и является условием оказания услуг, а не требованием к участникам Закупки.

Представители Организатора торгов также отметили, что в техническом задании установлено максимальное количество как самих мероприятий (не более 4-х раз в месяц), так и охранников (до 4-х человек) для обеспечения общественного порядка на каждом из таких мероприятий. В объемах часов учтен весь объем услуг. В отношении довода подателя жалобы «не дает возможности участнику закупки рассчитать объем и затраты по данному виду услуг» сообщаем, что участнику конкурсу необходимо исходить из максимального количества мероприятий и человек.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что отсутствие в обосновании начальной (максимальной) цены договора расчета цены за требуемые в соответствии с п. 2.21 Технического задания услуги, а также отсутствие в Документации сведений о характеристиках, в том числе об объеме (длительности) общественных, культурно-массовых мероприятий при проведении которых исполнитель обязан выделить за счет собственных сил и средств необходимое количество сотрудников охранного предприятия для обеспечения общественного порядка, не позволяют потенциальным участникам Закупки надлежащим образом рассчитать объем и затраты по данному виду услуг, а также объективно сформировать предложение в рамках Закупки.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п. 2.21 Технического задания условий оказания услуг исполнителем, не позволяющих потенциальным участникам Закупки надлежащим образом рассчитать объем и затраты по данному виду услуг, а также объективно сформировать предложение в рамках Закупки, нарушение п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих условий оказания услуг, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации условий участия в процедуре Закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства государственных учреждений, которые вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение:

Согласно извещению о Закупке процедура Закупки осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 7.6 раздела 3 Документации установлено требование к участникам Закупки:

- соответствие участника закупки указанным в документации о закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":

7.6.1. Адрес страницы сайта государственного реестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", подтверждающий наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной на основании Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», и включающей следующие виды работ (услуг):

  • защита жизни и здоровья граждан;

  • охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1;

  • охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

  • консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

  • обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

  • обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1;

  • охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона № 2487-1.

Лицензия не требуется федеральным государственным унитарным предприятиям или государственным учреждениям, осуществляющим государственную или вневедомственную охрану.

Заявитель в жалобе указывает на то, что процедура закупки проводится способом осуществления закупки: конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, однако в закупочной документации одновременно изложены условия участия государственных учреждений: «Лицензия не требуется федеральным государственным унитарным предприятиям или государственным учреждениям, осуществляющим государственную или вневедомственную охрану». Соответственно, государственные учреждения, унитарные предприятия не смогут принять участия в данной закупке, и условия к таким участникам выставляться в закупочной документации не должны, это вводит участников закупки в заблуждение.

Представители Организатора торгов отметили, что Организатор торгов согласен, что поскольку конкурс объявлен для субъектов малого и среднего предпринимательства, государственные предприятия и учреждения не вправе принимать в нем участие. Вместе с тем стандартная фраза о том, что «Лицензия не требуется федеральным государственным унитарным предприятиям или государственным учреждениям, осуществляющим государственную или вневедомственную охрану», права и законные интересы участников такого конкурса не нарушает.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что, исходя из требований Документации, участником Закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, вследствие чего государственные предприятия и учреждения не могут являться участниками проводимой процедуры Закупки.

При этом Комиссия СПб УФАС России полагает, что положения п. 7.6 раздела 3 Документации, согласно которым лицензия не требуется федеральным государственным унитарным предприятиям или государственным учреждениям, осуществляющим государственную или вневедомственную охрану, не свидетельствуют о возможности участия в Закупке государственных предприятий и учреждений, а также не являются ограничивающим фактором участия в процедуре Закупки.

Вместе с тем со стороны Заявителя не представлено документов или сведений, однозначно свидетельствующих об ограничении законных прав и интересов Заявителя ввиду установления в п. 7.6 раздела 3 Документации обжалуемых Заявителем требований.

Исходя из изложенного, по третьему доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя о размещении Организатором торгов в единой информационной системе (далее — ЕИС) разъяснений положений Документации, которые не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке:

Согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

На основании ч. 4 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в соответствии с разъяснением № 1 от 10.05.2023 г. «1.3. Должен ли участник закупки подтверждать форму права пользования или достаточно декларирования? Нужно ли предоставлять реквизиты документов? Нужно ли предоставлять копии документов?»:

Ответ:

«1.3: Должен подтверждать форму права пользования. Реквизиты документов предоставлять необходимо. Копии документов предоставлять необходимо».

Следовательно, по мнению Заявителя, в соответствии с данным разъяснением участник должен предоставлять по «оборудованию, инструментами и иным необходимым средствам» копии документов, подтверждающие право пользования данного оборудования, при этом данные документы всегда содержат наименование организации, которая использует данное оборудование. Однако первая часть заявки не может содержать наименование участника закупки.

Представители Организатора торгов отметили, что в данном случае речь идет о неценовом критерии «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг», а не о неценовом критерии «Квалификация участника закупки». При предоставлении документа в рамках критерия «Квалификация участника закупки», участник конкурса действительно предоставляет копию договора аренды (например, если указанные технические средства принадлежат ему на праве аренды) полностью со всеми страницами, приложениями, дополнениями и т.д. Но в рамках оценки заявки по неценовому критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг» участник конкурса указывает технические характеристики раций, марки, модели, титул владения (собственность, аренда (лизинг), договор ссуды или о совместной деятельности и т.д.), реквизиты договоров (номер и дата), а также может приложить копии договоров, без указания контрагентов (например, замазав наименования и реквизиты сторон, ФИО их представителей): с тем, чтобы не идентифицировать себя раньше времени.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что из содержания разъяснений № 1 от 10.05.2023, опубликованных Организатором торгов в ЕИС, не следует, что участник Закупки при предоставлении сведений по оборудованию, инструментами и иным необходимым средствам в рамках критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров (выполнения работ, оказания услуг» обязан в составе первой части заявки на участие в Закупке указывать наименование организации. При этом положениями Документации, а также разъяснениями, размещенными в ЕИС, не предусмотрен запрет на неуказание в предоставляемых документах информации и сведений, идентифицирующих участника, подающего соответствующую заявку на участие в Закупке.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что разъяснения № 1 от 10.05.2023, опубликованные Организатором торгов в ЕИС, не содержат противоречивых положений, не позволяющих сформировать первую часть заявки на участие в Закупке в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, по четвертому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

Комиссией СПб УФАС России также учтено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 17.05.2023 в 11:51 (МСК) Организатором торгов размещен протокол № 249(223-Э-МП(1)) рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке от 17.05.2023, согласно которому к дальнейшему участию в процедуре Закупки были допущены две заявки участников.

18.05.2023 в 17:32 (МСК) Организатором торгов в ЕИС размещен протокол № 249(223-Э-МП(2)) рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке от 18.05.2023, согласно которому обе поданные заявки признаны соответствующими требованиям документации, а также допущены до этапа оценки и сопоставления заявок участников.

18.05.2023 в 17:34 (МСК) Организатором торгов в ЕИС размещен протокол № 249(223-Э-МП(3)) подведения итогов Закупки от 18.05.2023, в соответствии с которым по результатам оценки и сопоставления заявок закупочной комиссией было принято решение признать победителем Закупки ООО «ОП «ТехноПроект-БП» (лидер коллективного участника) с ценой договора 84 050 222,00 рубля (восемьдесят четыре миллиона пятьдесят тысяч двести двадцать два руб. 00 коп.).

4. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 11.05.2023 вх. №11552-ЭП/23) ООО «ОП «Балтиец» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» (ИНН 7801002274, ОГРН 1037800006089) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах заказчика (извещение №32312344908) обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» (ИНН 7801002274, ОГРН 1037800006089) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах заказчика (извещение №32312344908) нарушение п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих условий оказания услуг, допущенное путем неправомерного установления в п. 2.21 Технического задания условий оказания услуг исполнителем, не позволяющих потенциальным участникам Закупки надлежащим образом рассчитать объем и затраты по данному виду услуг, а также объективно сформировать предложение в рамках Закупки.

3. Не выдавать Организатору торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» (ИНН 7801002274, ОГРН 1037800006089) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку к участию в Закупке допущено два участника, а также выбран победитель Закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны