Решение №78/11472/23, 78/11473/23 Т02-250/23 по жалобе ООО «МД-Консалтинг» от 16 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-250/23

11 мая 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «МД-Консалтинг» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 28.04.2023 вх. №10648-ЭП/23) ООО «МД-Консалтинг» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Дом Связи-2 в части помещений №№ 053, 055, 058-062, 065, 073, 148-152, 154-160, 162, 163 и инженерных сетей (извещение №32312297976), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

17 апреля 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32312297976 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Дом Связи-2 в части помещений №№ 053, 055, 058-062, 065, 073, 148-152, 154-160, 162, 163 и инженерных сетей (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 03.03.2023, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

46 032 030,62 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

17.04.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

03.05.2023 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

05.05.2023

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://www.tektorg.ru

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • неразмещении в составе Документации при выполнении работ по капитальному ремонту проектной документации, содержащей полную информацию о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения объекта, на которых будут выполняться работы, что не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, а также не позволяет надлежащим образом сформировать предложение в рамках Закупки;

  • установлении в Документации противоречивых требований к описанию участниками показателей товаров в составе заявки на участие в Закупке, которые с учетом изложенного описания предмета Закупки не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «МД-Консалтинг» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/10326/23 от 03.05.2023, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/10326/23 от 03.05.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

По доводу жалобы Заявителя о неразмещении Организатором торгов в составе Документации при выполнении работ по капитальному ремонту проектной документации, содержащей полную информацию о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения объекта, на которых будут выполняться работы, что не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, а также не позволяет надлежащим образом сформировать предложение в рамках Закупки:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 1.1 тома 2 Документации предметом настоящего аукциона является «Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Дом связи-2 в части помещений №№ 053, 055, 058-062, 065, 073, 148-152, 154-160, 162, 163 и инженерных сетей».

Как следует из п. 1.2 тома 2 Документации, выполнение работ осуществляется в соответствии с техническими требованиями аукционной документации (Том 3). В Томе 3 настоящей аукционной документации указываются также следующие сведения:

  • описание предмета аукциона;

  • установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

  • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

  • место, условия и сроки выполнения работ.

В соответствии с п. 4.1.11 тома 2 Документации участник должен соответствовать обязательным требованиям:

4.1.11. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки:

  • участник процедуры закупки должен быть членом саморегулируемой организации с правом выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии)*.

При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть не менее цены предложенной участником.

Требование установлено частью 2 статьи 52, частями 1-3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Первоначальный текст документа опубликован: Российская газета, № 290, 30.12.2004, «Собрание законодательства РФ», 30.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16), «Парламентская газета» №5-6, 14.01.2005)».

* Требования к подрядчику о членстве в СРО не устанавливаются в случаях, указанных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ.

Томом 3 Документации регламентировано техническое задание на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Дом связи-2 в части помещений №№ 053, 055, 058-062, 065, 073, 148-152, 154-160, 162, 163 и инженерных сетей (далее — Техническое задание).

На основании п. 2.2 Технического задания работы должны быть выполнены в соответствии с ведомостями объемов работ приложения №№ 1-18 к Техническому заданию и сметной документацией.

Заявитель в жалобе указывает на то, что заказчиком в составе закупочной документации не размещена проектная документация. В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Таким образом, полная информация о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения объекта, на которых будут выполняться работы, не известны участникам закупки, что приводит к невозможности формирования участником закупки предложения и нарушает правила описания объекта закупки в соответствии с Законом о закупках.

При этом неразмещение проектной документации при выполнении работ по капитальному ремонту, по мнению Заявителя, нарушает часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представители Организатора торгов отметили, что предметом рассматриваемого аукциона является капитальный ремонт объекта капитального строительства. Согласно ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации в зависимости от содержания работ. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 13 ст. 48 ГрК РФ).

Пунктом 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, предусмотрено, что в состав проектной документации могут включаться иные разделы и материалы, наличие которых согласно Положению не является обязательным, в том числе разделы, содержащие смету на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, финансируемых без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, и другие разделы. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

Согласно ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

Представители Организатора торгов также отметили, что заказчиком, в соответствии с аукционной документацией, разработана и размещена в ЕИС следующая документация:

  • Ведомости объёмов работ (приложения №№ 1-18 к Техническому заданию), содержащие полный перечень и объем всех работ, которые необходимо будет выполнить подрядчику;

  • Сметы 1-18 (файл с именем «Сметы.7z»), которые также содержат перечень и объем подлежащих выполнению работ с указанием их стоимости.

Кроме того, приложением № 20 к Техническому заданию установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.

Согласно позиции Организатора торгов в случае необходимости выполнения работ, не влияющих на безопасность здания, проектная документация не требуется. При этом в аукционной документации заказчиком в полном объеме указана исчерпывающая информация об объеме работ, подлежащих выполнению по договору, заключенному в результате проведенного аукциона.

Представители Организатора торгов отметили, что в составе аукционной документации заказчиком размещены документы, определяющие порядок выполнения работ на объектах ГУП «Петербургский метрополитен»:

  • Инструкция о порядке хранения, оборудования, инвентаря, инструментов;

  • Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме Дома связи 2;

  • Инструкции о порядке работ, проводимых силами сторонних организаций по 223ФЗ;

  • Регламент взаимодействия подразделений метрополитена со сторонними организациям в области ООС и обращения с отходами производства и потребления при выполнении работ на объектах метрополитена;

  • Положение о пропускном режиме на категорированных объектах ГУП «Петербургский метрополитен»;

  • Инструкции о порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей эл. энергии к электрическим сетям ГУП «Петербургский метрополитен»;

  • Перечень инструкций, входящих в состав сборника оперативной документации по действиям работников при ЧС;

  • Положение об организации работ по обеспечению ПБ при изменении режимов работы САПС, АУПТ на объектах метрополитена;

  • Регламент взаимодействия между ГУП «Петербургский метрополитен» подразделений и заявителями (сторонними организациями) на оказание услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению от сетей метрополитена;

  • Положение об организации работ по обеспечению ПБ при изменении режимов работы системы пожарной сигнализации на станциях и объектах ГУП «Петербургский метрополитен»;

  • Правила соблюдения архитектурно-художественного образа объектов инфраструктуры метрополитена в части внешнего благоустройства;

  • Регламент о пожарной безопасности при огневых работах.

Также согласно позиции Организатора торгов обязанность по разработке проектной документации у заказчика отсутствует, поскольку для рассматриваемого аукциона источником финансирования являются собственные средства заказчика, а видом работ «капитальный ремонт». Письмо Минстрой России от 21 февраля 2022 г. № 3363-ОГ/08, также указывает на то, что проектная документация должна включать смету, подготовленную на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов. Застройщик (технический заказчик) по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации. Таким образом, в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства вне зависимости от источников финансирования застройщик (технический заказчик) вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а должен руководствоваться содержанием выполняемых работ.

Учитывая изложенное, по мнению Организатора торгов, аукционная документация в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе положениям ГрК РФ.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Как следует из ч. 8 ст. 15 Федерального закона N 384-ФЗ, в проектной документации должна быть предусмотрена в объеме, необходимом для обеспечения безопасности здания или сооружения, доступность элементов строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения для определения фактических значений их параметров и других характеристик, а также параметров материалов, изделий и устройств, влияющих на безопасность здания или сооружения, в процессе его строительства и эксплуатации.

Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона N 384-ФЗ проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

Частью 12.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы к капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

В соответствии с частью 13 статьи 48 Кодекса состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение), уточнены состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этого раздела.

Согласно пункту 1 Положения оно устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:

а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;

б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 3 Положения проектная документация состоит из текстовой и графической частей, содержащих материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели.

Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, в том числе значения параметров и другие проектные характеристики зданий, строений и сооружений, направленные на обеспечение выполнения установленных требований, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы и (или) исходные данные для проектирования (в том числе результаты инженерных изысканий), используемые при подготовке проектной документации, и результаты расчетов, обосновывающие принятые технические и иные решения.

Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

Как следует из п. 3.1 Положения, в состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также проектной документации, подготовленной в отношении отдельных этапов строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, в обязательном порядке включаются следующие разделы:

а) раздел 1 "Пояснительная записка";

б) раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка";

в) раздел 3 "Объемно-планировочные и архитектурные решения";

г) раздел 4 "Конструктивные решения";

д) раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения";

е) раздел 6 "Технологические решения" (для объектов капитального строительства непроизводственного назначения разрабатывается в случае наличия требования о его разработке в задании на проектирование);

ж) раздел 7 "Проект организации строительства", содержащий в том числе проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

з) раздел 8 "Мероприятия по охране окружающей среды";

и) раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности";

к) раздел 10 "Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства";

л) раздел 11 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства";

м) раздел 12 "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства" (разрабатывается в случаях, указанных в пункте 3_4 настоящего Положения);

н) раздел 13 "Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".

Пунктом 7 Положения установлено, что необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что из совокупности указанных норм и разъяснений, изложенных в письме от 21 февраля 2022 г. № 3363-ОГ/08, не следует, что выполнение работ по капитальному ремонту допустимо в отсутствие проектной документации, поскольку лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе в соответствии с проектной документацией, которая должна включать разделы, обязательные для включения в состав проектной документации в соответствии требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что в составе размещенной Документации на выполнение работ по капитальному ремонту отсутствует проектная документация, что не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации, а также не позволяет надлежащим образом сформировать предложение в рамках Закупки.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному неразмещению в составе Документации на выполнение работ по капитальному ремонту проектной документации нарушение п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 9, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описания предмета закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации противоречивых требований к описанию участниками показателей товаров в составе заявки на участие в Закупке, которые с учетом изложенного описания предмета Закупки не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке:

Как следует из ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные аукционной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями аукционной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.

Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 аукционной документацией и ценового предложения. Приложение каких-либо документов, не соответствующих заявке участника и документации, к ценовому предложению не допускается.

На основании п. 5.1 тома 2 Документации заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Формы должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.

Пунктом 5.2.2 тома 2 Документации установлено, что заявка должна содержать наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой «Сведения о наименовании и показателях товара» и инструкцией по ее заполнению (Форма №2).

Документацией предусмотрены образцы форм для заполнения участниками Закупки, в том числе форма № 2 «Сведения о наименовании и показателях товара» (далее — Форма № 2), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Как следует из п. 4 Инструкции, в столбце «Показатель товара» участник закупки должен указать наименование показателя (характеристики) товара, соответствующее наименованию показателя (характеристики) товара, указанное заказчиком в приложении №20 к техническому заданию «Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям».

Согласно п. 5 Инструкции в столбце «Значения показателя товара, предлагаемого участником» участник закупки указывает значения показателей товара.

В соответствии с п. 7 Инструкции сведения участника закупки о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки, должны содержать:

  • конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке по форме №2.

Пунктом 8 Инструкции установлено, что требования к описанию конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в техническом задании документации о закупке, указаны в приложении №20 к Техническому заданию.

Требования к описанию конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в техническом задании документации о закупке.

В описании товара использованы следующие виды показателей:

1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;

2) показатели, для которых указаны варианты значений;

3) показатели, которые определяются диапазоном значений;

4) показатели, значения которых не могут изменяться.

Подробная проработка приложения №20 к Техническому заданию с поименным указанием в составе заявки на участие в закупке требуемых настоящей документацией характеристик товаров, свидетельствует о том, что участник закупки детально изучил документацию о закупке, осведомлен о предмете договора, предложение о заключении которого ему направляется. Вид показателя, указанный в соответствующей графе приложения №20 к Техническому заданию не определяет порядок представления сведений о конкретных значениях показателей товаров, но при этом является классификационной моделью, выбранной Заказчиком при описании требований к товарам. Вместо описания конкретных показателей товара в составе заявки на участие в закупке не допускается использовать отсылки к настоящей документации, техническому заданию, проекту договора, их приложениям или сторонним ресурсам.

Порядок представления сведений о конкретных значениях показателей товаров (материалов) в составе заявки:

Наименования показателей приняты в соответствии с общепринятой терминологией, используемой в документации производителями товаров. Каждое требование заказчика в документации о закупке к конкретному значению показателя товара, учитывает характеристики эквивалентных товаров, обладающих сходными, но не идентичными техническими и функциональными, качественными и эксплуатационными характеристиками. Участник закупки обязан указать в заявки информацию о конкретном товаре, каждое конкретное значение показателя которого соответствует требованиям к конкретному значению показателя товара, установленному в документации о закупке, и позволяет при исполнении договора достичь результата, определенного в документации о закупке. Положения об указании показателей в неизменном виде приоритетны над остальными правилами. При предоставлении сведений под конкретными показателями понимается характеристики товаров (материалов), в соответствии с приложением №20 к Техническому заданию, содержащем требования к товарам (материалам), использующимся при выполнении работ.

  • в случае установления в приложении №20 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний «более…», «выше…» участник закупки в заявке на участие обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное в приложении №20 к Техническому заданию минимальное значение показателя товара.

При использовании классификационного критерия (класс, группа, категория, эквивалентный показатель), присвоенного параметру согласно положений технического регламента, государственного стандарта (ГОСТ), предусмотренного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участник указывает значения показателя лучше либо не хуже указанного в зависимости от установленных заказчиком требований.

При указании конкретных значений показателей товара участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел.

Приложением № 20 к Техническому заданию установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.

Позиции № 6 приложения № 20 к Техническому заданию соответствует товар «Дверной блок тип 1», к которому по показателю № 6.16 «Класс качества отделочных покрытий лицевых поверхностей блока по ГОСТ 24404-80:» в столбце № 6 «Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя» установлено требование: «выше III».

Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно инструкции по заполнению формы 2 указано следующее: «в случае установления в приложении №20 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний «:более...», «:выше...» участник закупки в заявке на участие обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное в приложении №20 к Техническому заданию минимальное значение показателя товара». Также в инструкции по заполнению формы 2 указано следующее: «При указании конкретных значений показателей товара участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел». Следовательно, руководствуясь вышеуказанными положениями инструкции, показатель «Класс качества отделочных покрытий лицевых поверхностей блока по ГОСТ 24404-80» должен быть представлен с конкретным значением, например, «IV». Однако, вопреки вышеизложенным положением, заказчиком в инструкции по заполнению формы 2 установлено следующее: «При использовании классификационного критерия (класс, группа, категория, эквивалентный показатель), присвоенного параметру согласно положений технического регламента, государственного стандарта (ГОСТ), предусмотренного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, Участник указывает значения показателя лучше либо не хуже указанного в зависимости от установленных Заказчиком требований». Согласно ГОСТ 24404-80 «Изделия из древесины и древесных материалов. Покрытия лакокрасочные. Классификация и обозначения», изделиями лучшего качества, по сравнению с классом «III», являются изделия класса «II» и класса «I». Следовательно, показатель «Класс качества отделочных покрытий лицевых поверхностей блока по ГОСТ 24404-80» должен быть представлен с конкретным значением, например, «II». Таким образом, из вышеизложенных примеров следует, что инструкция по заполнению формы 2 содержит противоречие, поскольку в случае применения одного положения инструкции, следует указать «класс IV», в случае применения другого положения инструкции следует указать «класс II».

Представители Организатора торгов отметили, что согласно п. 8 инструкции по заполнению Формы № 2 «Сведения о наименовании и конкретных показателях товара» (далее - инструкция), подробная проработка приложения № 20 к Техническому заданию с поименным указанием в составе заявки на участие в закупке требуемых настоящей документацией характеристик товаров, свидетельствует о том, что участник закупки детально изучил документацию о закупке, осведомлен о предмете договора, предложение о заключении которого ему направляется. В соответствии с п. 8 инструкции, в случае установления в приложении №20 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний «более...», «выше...» участник закупки в заявке на участие обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное в приложении №20 к Техническому заданию минимальное значение показателя товара. При указании конкретных значений показателей товара участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел. Указанные требования относятся к общим случаям и применяются к показателям, установленным в виде числовых значений.

Представители Организатора торгов также отметили, что при этом, исходя из требований п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, заказчиком при установлении требований к значениям показателей использованы действующие ГОСТы. Например: по показателю № 6.16 в наименовании показателя указывается ссылка на ГОСТ: «Класс качества отделочных покрытий лицевых поверхностей блока по ГОСТ 24404-80:». Согласно ГОСТ 24404-80 «Изделия из древесины и древесных материалов. Покрытия лакокрасочные. Классификация и обозначения», покрытия могут быть следующих классов: I, II, III, IV, V. В соответствии с ГОСТ, для покрытия I и II класса по ГОСТ не допускается наличие царапин шириной до 0,5 мм, глубиной менее толщины покрытия, пузырей (в том числе проколов). Для покрытия III класса допускается наличие не более 2 царапин шириной до 0,5 мм, глубиной менее толщины покрытия, общей длиной не более 20 см/м2, и наличие не более 5 шт./м2 пузырей (в том числе проколов) диаметром до 0,5 мм. Для покрытия IV класса допускается наличие не более 3 царапин шириной до 0,5 мм, глубиной менее толщины покрытия, общей длиной не более 50 см/м2, и наличие не более 10 шт./м2 пузырей (в том числе проколов) диаметром до 0,5 мм. Для покрытия V класса допускается наличие царапин шириной до 0,5 мм, глубиной менее толщины покрытия без ограничения по количеству, общей длиной не более 10 см/м2, и наличие не более 20 шт./м2 пузырей (в том числе проколов) диаметром до 0,5 мм. Таким образом, исходя из требований ГОСТ, чем лучше характеристики покрытия, тем выше его класс. При этом, наиболее высоким классом является I.

Представители Организатора торгов пояснили, что, учитывая указанные особенности классификации, инструкция содержит следующее требование: при использовании классификационного критерия (класс, группа, категория, эквивалентный показатель), присвоенного параметру согласно положений технического регламента, государственного стандарта (ГОСТ), предусмотренного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участник указывает значения показателя лучше либо не хуже указанного в зависимости от установленных Заказчиком требований. При этом указанное требование относится в частным случаям и распространяется исключительно на показатели, содержащие ссылку на ГОСТы, технические регламенты.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки, изложенное в Документации в отношении товара «Дверной блок тип 1» по показателю № 6.16 «Класс качества отделочных покрытий лицевых поверхностей блока по ГОСТ 24404-80:», установлено на основании Положения о закупках, обусловлено потребностью заказчика, а также не противоречит действующим нормативно-правовым документам, в том числе ГОСТ, применяемому в отношении данного вида товара, при этом требования к описанию характеристик товаров в составе заявки на участие в Закупке, указанные в Инструкции, однозначно определяют порядок заполнения участниками в составе заявки сведений о характеристиках товара «Дверной блок тип 1», не содержат противоречивых положений, а также с учетом установленного описания предмета закупки позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 28.04.2023 вх. №10648-ЭП/23) ООО «МД-Консалтинг» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Дом Связи-2 в части помещений №№ 053, 055, 058-062, 065, 073, 148-152, 154-160, 162, 163 и инженерных сетей (извещение №32312297976) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Дом Связи-2 в части помещений №№ 053, 055, 058-062, 065, 073, 148-152, 154-160, 162, 163 и инженерных сетей (извещение №32312297976) нарушение п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 9, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описания предмета закупки, допущенное путем неправомерного неразмещения в составе Документации на выполнение работ по капитальному ремонту проектной документации, что не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации, а также не позволяет надлежащим образом сформировать предложение в рамках Закупки.

3) Организатору торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Дом Связи-2 в части помещений №№ 053, 055, 058-062, 065, 073, 148-152, 154-160, 162, 163 и инженерных сетей (извещение №32312297976), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых действий, совершенных в ходе проведения процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

11 мая 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 11.05.2023 № Т02-250/23 по жалобе на действия организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Дом Связи-2 в части помещений №№ 053, 055, 058-062, 065, 073, 148-152, 154-160, 162, 163 и инженерных сетей (извещение №32312297976, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Дом Связи-2 в части помещений №№ 053, 055, 058-062, 065, 073, 148-152, 154-160, 162, 163 и инженерных сетей (извещение №32312297976), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых действий, совершенных в ходе проведения процедуры Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 09 июня 2023 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны