Решение №78/5996/21. 78/5997/21 Т02-167/21 по жалобе ООО "ИЦ "Лифт-Диагностика" от 4 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-167/21

 

01 марта 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей РГПУ им. А.И. Герцена (далее – Организатор торгов) и ООО "ИЦ "Лифт-Диагностика" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 17.02.2021 вх. №5490-ЭП/21) ООО "ИЦ "Лифт-Диагностика" на действия организатора торгов РГПУ им. А.И. Герцена при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по периодическому освидетельствованию, диспетчеризации и техническому обслуживанию лифтового оборудования (извещение № 32109963765, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

05 февраля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32109963765 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по периодическому освидетельствованию, диспетчеризации и техническому обслуживанию лифтового оборудования (далее — Извещение).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», версия 13 от 29.12.2020 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

2 594 400,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

05.02.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

05.03.2021 в 09:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

10.03.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48

 

2. Заявитель оспаривает объединение в один лот Закупки услуг по оценке соответствия лифтов (периодического технического освидетельствования лифтов) и технического обслуживания лифтового оборудования, что, по мнению Заявителя, незаконно, а также приводит к необоснованному ограничению конкуренцию в части объединения видов различных не связанных между собой видов услуг.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/4733/21 от 20 февраля 2021 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

РГПУ им. А.И. Герцена относится к бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона
№ 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен содержаться предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона №135-ФЗ запрещается ограничивать конкуренцию между участниками торгов (в том числе запроса котировок, запроса предложений) путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, которые являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Техническим заданием Извещения установлено, что в предмет Закупки входят услуги по периодическому освидетельствованию, диспетчеризации,  техническому обслуживанию лифтового оборудования, услуг по установке систем обеззараживания воздуха в кабинах лифтов.

Требования по обеспечению безопасности в период назначенного срока службы лифта установлены статьёй 4 технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 (далее – Технический регламент).

Пунктами 3.1., 3.2. ст. 4 Технического регламента определена необходимость использования лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя, а так же необходимость выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом.

В п. 3.3 ст. 4 Технического регламента установлена необходимость проведения оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта в порядке, установленном статьей 6 Технического регламента.

Согласно п. 4 ст. 6 Технического регламента оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 (далее – Правила). Ими же конкретизированы требования к организациям, осуществляющим указанные выше виды деятельности.

Пунктом 16 Правил определено, что владелец объекта обеспечивает осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией. В случае заключения указанного договора владелец объекта передает в специализированную организацию копию руководства (инструкции) по эксплуатации объекта.

Под специализированной организацией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и по ремонту объектов (пункт 3 Правил).

Пунктом 17 Правил установлено, что лицо, осуществляющее проведение указанных в пункте 16 настоящих Правил видов работ, должно обеспечить:

а) наличие в штате квалифицированного персонала. Численность и уровень квалификации указанного персонала определяются с учетом выполняемых квалифицированным персоналом трудовых функций, требований настоящих Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по монтажу объекта (при наличии), а также с учетом условий, технического состояния и особенностей использования объекта и их количества;

б) для квалифицированного персонала - наличие производственных (должностных) инструкций, содержащих объем специальных знаний, соответствующих занимаемой должности, а также определяющих функции (с учетом требований профессионального стандарта), обязанности, права и ответственность. Указанные инструкции должны содержать меры по приведению объекта в положение, исключающее возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан, принимаемые в случае нахождения объекта в неисправном состоянии, а также порядок оповещения о возникновении аварий и инцидентов;

в) допуск квалифицированного персонала к выполнению соответствующих видов работ на основании распорядительного акта;

г) регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

д) наличие распорядительного документа, определяющего структуру управления, обеспечивающую каждому работнику сферу деятельности и пределы его полномочий, закрепление обязанностей квалифицированного персонала по организации работ, контролю их качества, охране труда, подготовке и повышению квалификации кадров;

и иные требования к организации технического обслуживания лифтов.

Под квалифицированным персоналом понимаются физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О независимой оценке квалификации" (пункт 3 Правил).

Требования к организациям, осуществляющим техническое освидетельствование, определено пунктом 25 Правил, так, техническое освидетельствование и обследование объектов осуществляется в отношении лифтов - в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза "Безопасность лифтов", испытательной лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Обследование лифтов проводится испытательной лабораторией, имеющей специалистов (экспертов) по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности.

Из указанного следует, что техническое обслуживание лифтов осуществляется специализированной организацией, располагающей квалифицированным персоналом и организовавшей свою деятельность в соответствии с требованиями пункта 17 Правил, в свою очередь техническое освидетельствование лифтов имеет право проводить организация, имеющая соответствующий аттестат аккредитации, выданный Федеральной службой по аккредитации.

Также, объединение в один лот Закупки услуг по оценке соответствия лифтов (периодического технического освидетельствования лифтов) и технического обслуживания лифтового оборудования противоречит положениям пункта 25 Правил, согласно которым при техническом освидетельствовании и обследовании объекта заявителем является владелец объекта, в рамках Закупки которым выступает Организатор торгов.

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что Организатором торгов в извещении о Закупке незаконно допущено объединение в один лот Закупки услуг по оценке соответствия лифтов (периодического технического освидетельствования лифтов) и технического обслуживания лифтового оборудования, что имеет признаки необоснованного ограничения конкуренции.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному объединению в один лот Закупки услуг по оценке соответствия лифтов (периодического технического освидетельствования лифтов) и технического обслуживания лифтового оборудования, нарушение ч. 3 ст. 17 Закона №135-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований положений статей федеральных законов, допущенное при организации и проведении Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 17.02.2021 вх. №5490-ЭП/21) ООО "ИЦ "Лифт-Диагностика" на действия организатора торгов РГПУ им. А.И. Герцена при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по периодическому освидетельствованию, диспетчеризации и техническому обслуживанию лифтового оборудования (извещение № 32109963765), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов РГПУ им. А.И. Герцена нарушение ч. 3 ст. 17 Закона №135-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 17.02.2021 вх. №5490-ЭП/21) ООО "ИЦ "Лифт-Диагностика" на действия организатора торгов РГПУ им. А.И. Герцена (ИНН 7808027849, ОГРН 1027809233429) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по периодическому освидетельствованию, диспетчеризации и техническому обслуживанию лифтового оборудования (извещение № 32109963765) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов РГПУ им. А.И. Герцена (ИНН 7808027849, ОГРН 1027809233429) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по периодическому освидетельствованию, диспетчеризации и техническому обслуживанию лифтового оборудования (извещение № 32109963765) нарушение ч. 3 ст. 17 Закона №135-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований положений статей федеральных законов, допущенное вследствие незаконного объединения в один лот Закупки услуг по оценке соответствия лифтов (периодического технического освидетельствования лифтов) и технического обслуживания лифтового оборудования.

 

3. Организатору торгов РГПУ им. А.И. Герцена (ИНН 7808027849, ОГРН 1027809233429) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по периодическому освидетельствованию, диспетчеризации и техническому обслуживанию лифтового оборудования (извещение № 32109963765) путем аннулирования открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по периодическому освидетельствованию, диспетчеризации и техническому обслуживанию лифтового оборудования (извещение № 32109963765) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

01 марта 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 01.03.2021 № Т02-167/21 по жалобе на действия организатора торгов РГПУ им. А.И. Герцена при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по периодическому освидетельствованию, диспетчеризации и техническому обслуживанию лифтового оборудования (извещение № 32109963765, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


 


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Организатору торгов РГПУ им. А.И. Герцена (ИНН 7808027849, ОГРН 1027809233429) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по периодическому освидетельствованию, диспетчеризации и техническому обслуживанию лифтового оборудования (извещение № 32109963765), путем аннулирования открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по периодическому освидетельствованию, диспетчеризации и техническому обслуживанию лифтового оборудования (извещение № 32109963765) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 02 апреля 2021 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны