Решение №78/7728/21 Т02-222/21 по жалобе Северо-западного филиала ФГУП «УВО Минт... от 22 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-222/21
17 марта 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской Фасад» (далее – Организатор торгов) и Северо-западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 04.03.2021 вх. №7497-ЭП/21) Северо-западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» на действия организатора торгов АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской Фасад» при организации и проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры «Морской терминал АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» (извещение №32110022976, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
24 февраля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32110022976 о проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры «Морской терминал АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад», включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг АО "Пассажирский Порт Санкт-Петербург "Морской фасад", версия 12 от 29.12.2018 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
178 143 114,24 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
24.02.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
12.03.2021 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
17.03.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
ЗАО «Сбербанк-АСТ» (УТП) |
2. По мнению Заявителя в п. 10.1 Документации Организатором торгов установлено незаконное требование к участникам Закупки об обязательном наличии аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности с обязательным приложением в составе заявки копии свидетельства об аккредитации в отсутствие предусмотренных действующим законодательством исключений для подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта.
Также Заявитель полагает незаконным установленное в Документации требование о наличии у участника закупки опыта по защите от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры исключительно морского транспорта с пассажирской или грузопассажирской составляющей, что по мнению Заявителя существенным образом ограничивает возможность участия в Закупке.
Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/6400/21 от 10 марта 2021 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской Фасад» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Пунктом 10 Документации предусмотрены дополнительные требования к участникам Закупки:
10.1. Участник конкурса должен иметь аккредитацию юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности (далее – аккредитация). (Участнику закупки необходимо подтвердить наличие аккредитации. Для подтверждения аккредитации необходимо приложить копию свидетельства об аккредитации).
10.2. Участник конкурса должен обеспечить оказание услуг квалифицированным персоналом, прошедшим обучение и аттестованным на право выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности ОТИ морского и речного транспорта, по категориям выполняемых работ, в объёме предусмотренном закупкой. (Копии свидетельств на право выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, должны быть представлены Участником конкурса на весь персонал в количестве, предусмотренном договором (не менее 57 аттестованных сотрудников). В случае отсутствия подготовленного персонала на момент подачи заявки, заявка к рассмотрению не допускается.)
10.3. Участник конкурса должен иметь успешный опыт оказания услуг не менее 2 (двух) лет по защите от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры морского транспорта 1 (первой) категории с пассажирской или грузопассажирской составляющей. (Участнику закупки необходимо подтвердить опыт оказания услуг по защите от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры морского транспорта 1 (первой) категории с пассажирской или грузопассажирской составляющей. Для подтверждения необходимо приложить копию исполненного договора (ов) за период, не менее 2 (двух) лет об оказании услуг по защите от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры морского транспорта 1 (первой) категории с пассажирской или грузопассажирской составляющей и копии актов приемки оказанных услуг за период оказания услуг соответствующий представленному договору подтверждающему опыт. Договоры должны быть исполнены до даты окончания срока подачи заявок настоящего Конкурса).
Согласно ч. 7.1 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
В свою очередь Заявитель выступает ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области транспорта (Министерства транспорта Российской Федерации) и в силу ч. 7.1 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" является подразделением транспортной безопасности согласно нормам Постановления Правительства РФ от 11.10.2001 № 743 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации" и положениям Устава ФГУП «УВО Минтранса России».
Согласно позиции Организатора торгов из положений ч. 7.1 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" следует, что для осуществления функций подразделений транспортной безопасности подразделениям ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта аккредитация не требуется.
В свою очередь полномочия подразделений ФГУП «УВО Минтранса России», как подразделений транспортной безопасности, определяются пунктом 6 утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г, № 743 Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, таким образом полномочия ФГУП «УВО Минтранса России» фактически и устанавливаются, и подтверждаются одним нормативным правовым актом федерального уровня, изданным и опубликованным в официальном порядке и, в силу данного обстоятельства и презумпции знания нормативных правовых актов, являющихся общеизвестными, как следствие, требование о подтверждении полномочий в случае ФГУП «УВО Минтранса России» согласно Документации не является необходимым.
Представители Организатора торгов отметили, что Закупка осуществляется в целях обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры 1 (высшей, с наибольшими требованиями) категории морского транспорта, являющегося грузопассажирским морским терминалом, при этом недостатки в работе привлечённого подразделения транспортной безопасности, обусловленные отсутствием соответствующего опыта работы на пассажирских и /или грузопассажирских терминалов могут привести к актам незаконного вмешательства с многочисленными человеческими жертвами, по сравнению с грузовыми терминалами.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об обоснованности и соответствии предмету закупаемых услуг в рамках Закупки предъявляемых Организатором торгов требований к участникам Закупки в объеме, определенном в Документации.
При этом, согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок от 17.03.2021 к участию в Закупке было допущено 2 заявки, включая заявку Северо-западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России», по результатам оценки и сопоставления заявок заявке Северо-западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» присвоено 2 место по итогам Закупки.
Исходя из изложенного, ввиду того, что Заявитель в жалобе оспаривает дискриминационные положения Документации, не соответствующие по мнению Заявителя требованиям действующего законодательства, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что заявитель Северо-западный филиал ФГУП «УВО Минтранса России», выразивший согласие с условиями оспариваемой Документации путем принятия участия в Закупке, допущенный к участию и занявший итоговое место по результатам Закупки, не может являться лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Таким образом доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрения жалобы Заявителя.
4. Рассмотрев жалобу (от 04.03.2021 вх. №7497-ЭП/21) Северо-западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» на действия организатора торгов АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской Фасад» при организации и проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры «Морской терминал АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» (извещение №32110022976), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской Фасад» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 04.03.2021 вх. №7497-ЭП/21) Северо-западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» на действия организатора торгов АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской Фасад» (ИНН 7842332680, ОГРН 1067847746691) при организации и проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры «Морской терминал АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» (извещение №32110022976) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.