Решение №78/20266/23 Т02-428/23 и Предписание №78/20267/23 по жалобе АО "Видеофон... от 17 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-428/23

 

15 августа 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Заказчик), от АО "Видеофон МВ" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 28.07.2023 вх. 19522-ЭП/23) АО "Видеофон МВ" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации на строительство комплекса зданий и сооружений для материально-технических нужд ГУП «Петербургский метрополитен» на площадке электродепо «Выборгское» (первый этап) (извещение №32312580151), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

13 июля 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение 32312580151 (далее — Извещение) о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации на строительство комплекса зданий и сооружений для материально-технических нужд ГУП «Петербургский метрополитен» на площадке электродепо «Выборгское» (первый этап) (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) версия 65 от 22.05.2023, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

164 519 719,74 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

13.07.23

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

31.07.2023 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

02.08.2023, 04.08.2023

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Лиговский пр., д. 88

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32312580151 не был заключен договор. Согласно протоколу подведения итогов от 08.08.2023, размещенному на Официальном сайте 11.08.2023, конкурс был признан несостоявшимся, так как по результатам проведения Закупки отклонены все заявки, за исключением одной — участника ООО «УРАЛГЕОПРОЕКТ», с которым было принято решение заключить договор по цене 164 519 719, 74 руб., равной начальной (максимальной) цене договора.

 

2. Заявитель в жалобе указывает на:

- необоснованную допустимость подачи коллективной заявки на участие в Закупке, тогда как в письме № 24-07-08/22356 от 16 марта 2023 года Минфин России указывает, что проведение закупок для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства не предполагает коллективного участия в Закупке таких субъектов;

- незаконное установление Заказчиком в п. 5.2.8 Тома 2 Документации требований к предоставлению документов при участии в закупке юридического лица в лице филиала, а также перечень таких документов, не предусмотренных ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ;

- установление Заказчиком в Документации ограничивающего конкуренцию порядка оценки заявок по подкритерию «Опыт успешного выполнения работ, связанного с предметом договора», не являющегося аналогичным предмету Закупки;

- необоснованное установление Заказчиком в п. 2.2 раздела II тома 2 Документации шкалы оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность трудовыми ресурсами», не предполагающей пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и предоставляемыми сведениями по подкритерию;

- невозможность предоставления предусмотренного в п. 2.3 раздела II тома 2 Документации сертификата с индексом деловой репутации по ГОСТ Р 66.0.01-2017 для оценки по подкритерию «Деловая репутация».

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/18811/23 от 31 июля 2023 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Как следует из ч. 16 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ указано, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

 

По первому доводу жалобы:

Согласно Тому 1 Документации участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

В п. 4.1.11 Тома 2 Документации установлены обязательные требования к участникам закупки, в частности, наличие информации об участнике в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 4.2 Тома 2 Документации каждая организация, входящая в состав коллективного участника должна соответствовать требованиям, установленным п. 4.1.1.- 4.1.6., 4.1.8., 4.1.9.,  4.1.11 настоящего раздела.

В п. 5.2.7 Тома 2 Документации установлен перечень документов, подтверждающих участие в открытом конкурсе нескольких юридических лиц (физических лиц, индивидуальных предпринимателей), выступающих на стороне одного участника открытого конкурса (предоставляется исключительно в случае участия нескольких лиц на стороне одного участника) (предоставляется во второй части заявки):

- Нотариально заверенный договор простого товарищества или иное нотариально заверенное соглашение о совместной деятельности. В договоре (соглашении)  должно быть указано наименование юридических лиц (сведения о физических лицах, индивидуальных предпринимателях), наименование конкурса  (лота), в котором юридические лица (физические лица, индивидуальные предприниматели) будут участвовать на стороне одного участника конкурса,  а также сведения о юридическом лице (физическом лице, индивидуальном предпринимателе), которому передаются полномочия действовать от имени указанных в договоре участников конкурса, в частности подписывать и подавать заявку, а также договор. Кроме того, договор (соглашение) должен предусматривать солидарную ответственность участников конкурса перед Заказчиком по обязательствам, вытекающим из договора, заключенного по результатам конкурса, а также сведения о порядке исполнения договора с разделением объемов и обязанностей, предусмотренных проектом договора, сведения о том, что договор простого товарищества (соглашение) не может быть расторгнут ни одним из его участников до окончания исполнения всех обязательств по договору, заключенному на основании конкурса  договора.

Документы, подлежащие предоставлению в соответствии с требованиями конкурсной документации, должны быть представлены на каждого участника, действующего на стороне одного участника конкурса, за исключением следующих форм, подлежащих в соответствии с требованиями конкурсной документации заполнению участником, подающим заявку: заявка. Указанные формы заполняются и подписываются в отношении всех участников исключительно участником, которому переданы полномочия действовать от имени указанных в договоре простого товарищества (соглашении) участников.

В ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень сведений и документов, требование о предоставлении которых может установить заказчик при проведении закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 19.8 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ оператор электронной площадки обеспечивает участнику конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства возможность включения в состав заявки и направления заказчику информации и документов, указанных в части 19.1 настоящей статьи, посредством программно-аппаратных средств электронной площадки в случае их представления данному оператору при аккредитации на электронной площадке в соответствии с частью 18 настоящей статьи.

В силу ч. 18 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства получают аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Из указанного следует, что приведенными положениями ст. 3.4 Закона 223-ФЗ не предусматриваются ни допустимые случаи подачи коллективной заявки на участие в закупке, ни какие-либо отдельные условия или особенности подачи такой заявки, равно как и не определен механизм аккредитации коллективного участника на электронной площадке, возможность включения в состав заявки и направления заказчику информации и документов, указанных в части 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, в отношении коллективного участника и т.д.

В свою очередь в иных положениях ст. 3.4 Закона 223-ФЗ, так же как и в положениях Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», также не содержится норм, свидетельствующих о возможности участия в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства нескольких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что положения Документации о конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, допускающие возможность подачи коллективной заявки, не соответствуют требованиям ст. 3.4 Закона №223-ФЗ.

На основании изложенного по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному установлению в п. 5.2.7 Тома 2 Документации условий о возможности подачи коллективной заявки в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства нарушение п. 2 ч. 1, ч.ч. 1, 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

По второму доводу жалобы:

Согласно п. 5.2.8 Тома 2 Документации в случае участия в конкурсе юридического лица в лице филиала, к заявке прилагаются следующие документы (предоставляется во второй части заявки):

- Положение о филиале,

- Доверенность лица, действующего от имени организации в лице филиала.

Согласно п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Согласно ч. 19.3 ст. 3.4 Закона 223-ФЗ не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

При этом в ч. 19.1 и ч. 19.2 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, содержащих исчерпывающий перечень сведений и документов, требование о предоставлении которых может установить заказчик при проведении закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствуют документы, предусмотренные п. 5.2.8 Тома 2 Документации.

Кроме того, в установленном в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ перечня участников закупки, проводимой среди субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствует возможность участия филиала юридического лица.

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что положения Документации о конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, допускающие возможность участия в закупке филиала юридического лица, а также установление требования о предоставлении документов, указанных п. 5.2.8 Тома 2 Документации, не соответствуют требованиям ст. 3.4 Закона №223-ФЗ.

На основании изложенного по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному установлению в п. 5.2.8 Тома 2 Документации требований о предоставлении документов при участии филиала юридического лица в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства нарушение п. 2 ч. 1, ч.ч. 1, 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

По третьему доводу жалобы:

Согласно ч. 19.2 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Согласно п. 1.1.1 Тома 2 Документации предметом настоящего конкурса является выполнение работ по разработке проектной документации на строительство комплекса зданий и сооружений для материально-технических нужд ГУП «Петербургский метрополитен» на площадке электродепо «Выборгское» (первый этап).

В п. 5.3.1 Тома 2 Документации для получения баллов по подкритерию «Опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора» требуется предоставление в составе заявки следующих копий документов:

- исполненные договоры (контракты) за период не более 3-х лет до даты окончания приема заявок на выполнение соответствующих предмету закупки (аналогичных) работ по разработке проектной документации или разработке проектной и рабочей документации или проектно-изыскательских работ и работ по разработке рабочей документации по строительству или реконструкции объекта капитального строительства или объекта транспортной инфраструктуры или объекта промышленной инфраструктуры;

- акты приемки, предусмотренные договором (контрактом);

- форма № 2 «Реестр исполненных договоров (контрактов)».

Для целей настоящей документации под исполненными понимаются в том числе и договоры с промежуточными сроками исполнения (по заявкам, графику, календарному плану, с иными промежуточными сроками), срок действия которых не истек, при наличии документов, подтверждающих приемку, хотя бы одного предусмотренного договором этапа (выполнения работ, оказания услуг, поставки).

Согласно п. 5.3 Тома 2 Документации данные документы предоставляются по желанию участника для получения баллов по критериям, определенным в Томе 2 (предоставляется во второй части заявки).

В разделе 12 Тома 2 Документации содержится порядок оценки заявок по критериям.

Оценка заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» осуществляется с использованием подкритериев оценки заявок, приведенных в Таблице №4.

Заявитель в жалобе указывает, что порядок оценки по подкритерию «Опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора» Документации предусматривает предоставление опыта выполнения работ, не соответствующих предмету закупки, а именно проектно-изыскательских работ и работ по разработке рабочей документации, а также промежуточный опыт по незавершенным договорам.

Представитель Заказчика пояснил, что указанный порядок оценки заявок по подкритерию «Опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора» установлен Заказчиком согласно требований Градостроительного кодекса РФ, устанавливающего невозможность подготовки проектной документации по строительству или реконструкции объекта капитального строительства без проведения инженерных изысканий.

Кроме того, представитель Заказчика отметил, что Документация не содержит каких-либо условий о том, что заказчиком не будет учитываться договоры, подтверждающие одновременно выполнение проектных и изыскательских работ.

Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает ненадлежащим и необоснованным порядок оценки по подкритерию «Опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора» Документации, согласно которому Закзчиком принимается к оценке несопоставимый предмету Закупки опыт, а именно одновременно опыт проектно-изыскательских работ и работ по разработке рабочей документации, что свидетельствует об отсутствии объективности оценки по указанному критерию и ставит участников закупки в неравное положение.

Кроме того, согласно порядку оценки по подкритерию «Опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора» Документации Заказчиком принимаются указанные виды работ на выбор с использованием в формулировке союза «или».

Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному установлению ненадлежащего порядка оценки по подкритерию «Опыт успешного выполнения работ, связанный с предметом договора» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении четвертого довода жалобы:

В п. 2.2 раздела II тома 2 Документации содержится порядок оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность трудовыми ресурсами».

Подкритерий «Обеспеченность трудовыми ресурсами» оценивается исходя из анализа количества специалистов участника закупки с наличием высшего образования по квалификации архитектор, инженер, бакалавр, магистр по специальностям и направлениям подготовки в области строительства, установленных Приказом Минстроя от 06.11.2020 №672/пр «Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства» (далее – приказ Минстроя №672/пр).

Количество баллов по подкритерию С2i присуждаемых каждой заявке определяется по шкале:

 

№пп

Количества специалистов

Количество баллов

1

Несоответствие пп. 2-5 настоящей Таблицы либо сведения отсутствуют/не представлены

0

2

Наличие 5 и более специалистов*

20

3

Наличие 10 и более специалистов*, в том числе:

не менее 2 специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ)**

40

4

Наличие 20 и более специалистов*, в том числе:

не менее 3 специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ)**.

60

5

Наличие 30 и более специалистов*, в том числе:

не менее 5 специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ)**.

100

 

Участник в составе заявки предоставляет следующие копии документов (документы, перечисленные в пп.1 и пп.2 настоящего пункта предоставляются на каждого специалиста, соответствующего установленным требованиям):

1. *документы, подтверждающие наличие высшего образования (дипломов о высшем профессиональном образовании по специальностям и направлениям подготовки в области строительства, установленных приказом Минстроя России от 06.11.2020 № 672/пр);

и (при наличии)

** документы, подтверждающие включение сведений о специалисте в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования НОПРИЗ (копии уведомлений НОПРИЗ о включении сведений о специалисте);

2. Копии трудовых книжек или сведений о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, или трудовых договоров и/или иных документов (при наличии) (приказ о приеме на работу, гражданско-правовой договор и т.п.), подтверждающих факт принятия специалистов (на которых предоставлены документы об образовании) на работу.

3. Форма № 3 «Сведения о наличии трудовых ресурсов»[1]. В случае расхождения информации, предоставленной в Форма № 3 «Сведения о наличии трудовых ресурсов», с информацией, содержащейся в подтверждающих документах, представленных в составе заявки, приоритетной считается информация, содержащаяся в подтверждающих документах, представленных в составе заявки.

При предоставления недостоверных данных о специалисте, либо при непредоставлении копий документов о высшем образовании, либо при непредоставлении копии документов, подтверждающих факт принятия специалиста на работу, такой специалист при определении баллов по настоящему подкритерию не будет учитываться.

В жалобе Зачвитель указывает, что в шкале оценки, установленной в п. 2.2 раздела II тома 2 Документации, отсутствует арифметическая связь между количеством присваиваемых баллов и предоставляемыми сведениями по подкритерию.

Представитель Заказчика пояснил, что количество присваиваемых баллов по данному подкритерию зависит от количества специалистов, на которых участником предоставлены необходимые документы. Так, в случае отсутствия специалистов и/или непредоставления соответствующих документов, заявке присваивается 0 баллов. Кроме того, количество присваиваемых баллов напрямую зависит от количества специалистов, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования НОПРИЗ, и прямо пропорционально их количеству.

По словам представителя Заказчика, такая пропорциональная взаимосвязь установлена на основании сведений о включении в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования НОПРИЗ, а также в связи с дополнительными требованиями, установленными в ч. 10 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, например, о наличии общего трудового стажа по профессии.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Заказчика, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что шкала оценки, установленная по подкритерию «Обеспеченность трудовыми ресурсами» п. 2.2 раздела II тома 2 Документации, содержит пропорциональную зависимость между предоставляемыми сведениями и количеством присваиваемых баллов, что позволяет произвести расчет баллов по подкритерию согласно установленной формуле.

Исходя из изложенного по четвертому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

По пятому доводу жалобы:

В п. 2.3 раздела II тома 2 Документации установлен порядок оценки по подкритерию «Деловая репутация».

Оценка заявок по подкритерию «Деловая репутация» осуществляется исходя из анализа представленных в составе заявки документов, подтверждающих наличие индекса деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.01-2015 или ГОСТ Р 66.0.01-2017.

Количество баллов по подкритерию С3i присуждаемых каждой заявке определяется по шкале:

№ п/п

Наличие сертификата соответствия с индексом деловой репутации:

Количество баллов

1

Наличие сертификата соответствия с индексом деловой репутации 90 и выше

100

2

Наличие сертификата соответствия с индексом деловой репутации от 70 до 89 включительно

70

3

Наличие сертификата соответствия с индексом деловой репутации от 50 до 69 включительно

50

4

Наличие сертификата соответствия с индексом деловой репутации от 30 до 49 включительно

30

5

Наличие сертификата соответствия с индексом деловой репутации менее 30 или сертификат соответствия не представлен или представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым документацией

0

 

Наличие сертификата соответствия деловой репутации участника закупки с индексом деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.1.01-2015 или ГОСТ Р 66.0.01-2017 подтверждается предоставлением копии сертификата соответствия (с индексом деловой репутации) со всеми приложениями в соответствии с ГОСТ Р 66.1.01-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование» или ГОСТ Р 66.0.01-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы».

Сертификат соответствия должен быть выдан в результате оценки деловой репутации организации по следующему виду работ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред.2):

71.12.1 Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора.

Сертификат соответствия деловой репутации должен быть действующим на момент подачи заявки участником закупки, внесенным в реестр сертификатов, ведение которого осуществляет орган по сертификации.

В жалобе Заявитель указывает, что предоставить сертификат с индексом деловой репутации по ГОСТ Р 66.0.01-2017 для оценки по подкритерию «Деловая репутация» не представляется возможным, так как согласно разделу 1 данного ГОСТ настоящий стандарт не может быть применен для расчета индекса деловой репутации и не может быть указан в сертификате соответствия в качестве документа, на соответствие которому осуществляют оценку опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, по данному ГОСТ невозможно пройти оценку по виду работ «деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзхора».

Представитель Заказчика пояснил, что редакция раздела 1 ГОСТ Р 66.0.01-2017 была введена в действие с 01.02.2023 на основании приказа Росстандарта от 30.12.2022 №1735-ст. До 01.02.2023 в разделе 1 ГОСТ Р 66.0.01-2017 содержалось условие о возможности оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности, следовательно, потенциальные участники Закупки могли получить сертификат соответствия деловой репутации согласно данному ГОСТ до 01.02.2023.

Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России с учетом даты публикации Извещения полагает ненадлежащим и необоснованным условие оценки по подкритерию «Деловая репутация» Документации исходя из анализа представленных в составе заявки документов, подтверждающих наличие индекса деловой репутации в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017, согласно разделу 1 которого в действующей редакции от 01.02.2023 настоящий стандарт не может быть применен для расчета индекса деловой репутации и не может быть указан в сертификате соответствия в качестве документа, на соответствие которому осуществляют оценку опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.

Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному установлению ненадлежащего порядка оценки по подкритерию «Деловая репутация» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 28.07.2023 вх. №19522-ЭП/23) АО "Видеофон МВ" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации на строительство комплекса зданий и сооружений для материально-технических нужд ГУП «Петербургский метрополитен» на площадке электродепо «Выборгское» (первый этап) (извещение №32312580151), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» нарушения п. 2 ч. 1, ч. ч. 5, 6 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО "Видеофон МВ" (от 28.07.2023 вх. 19522-ЭП/23) на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации на строительство комплекса зданий и сооружений для материально-технических нужд ГУП «Петербургский метрополитен» на площадке электродепо «Выборгское» (первый этап) (извещение №32312580151) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации на строительство комплекса зданий и сооружений для материально-технических нужд ГУП «Петербургский метрополитен» на площадке электродепо «Выборгское» (первый этап) (извещение №32312580151) нарушения:

- п. 2 ч. 1, ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статьи, допущенное путем неправомерного установления в п. 5.2.7, п. 5.2.8 Тома 2 Документации условий о возможности подачи коллективной заявки в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности участия в в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства филиала юридического лица с обязательным предоставлением документов, не предусмотренных ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем незаконного установления порядка оценки по подкритериям «Опыт успешного выполнения работ, связанного с предметом договора» и «Деловая репутация», что не способствует объективному выявлению лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам Закупки, а также содержит признаки ограничения конкуренции в рамках Закупки.

3. Заказчику ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации на строительство комплекса зданий и сооружений для материально-технических нужд ГУП «Петербургский метрополитен» на площадке электродепо «Выборгское» (первый этап) (извещение №32312580151) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

<...>

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации на строительство комплекса зданий и сооружений для материально-технических нужд ГУП «Петербургский метрополитен» на площадке электродепо «Выборгское» (первый этап) (извещение №32312580151), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения Комиссии от 15.08.2023 №Т02-428/23, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 15 сентября 2023 года с приложением подтверждающих документов.

 

<...>

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны