Решение №78/26387/20 Т02-612/20 и Предписание №78/26391/20 по жалобе ООО «Руссоль... от 27 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-612/20

 

24 августа 2020 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей от СПб ГУДП «Путь» (далее – Заказчик); от ООО «Руссоль-СЗ» (далее — Заявитель) путём видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.08.2020 вх. №30223-ЭП/20) ООО «Руссоль-СЗ» на действия заказчика СПб ГУДП «Путь» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку противогололедного материала (концентрат минеральный – галит, сорт первый) для приготовления солевых растворов (извещение №32009392375, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

 

10 августа 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
32009392375 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку противогололедного материала (концентрат минеральный – галит, сорт первый) для приготовления солевых растворов (далее — Извещение).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного предприятия "Путь", версия 23 от 21.04.2020 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

4 950 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

10.08.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

15.08.2020 в 00:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

17.08.2020

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

198095, г. Санкт-Петербург, Майков переулок, д. 9

 

2. Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном установлении в Техническом задании (Приложении №4 к Извещению) условия поставки товара конкретного производителя ОАО «Тырецкий солерудник» без возможности поставки эквивалента.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

СПб ГУДП «Путь» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Руссоль-СЗ» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/25272/20 от 18.08.2020, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/25272/20 от 18.08.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 1 Извещения предметом договора является поставка противогололедного материала (концентрат минеральный – галит, сорт первый) для приготовления солевых растворов.

Как следует из п. 2 Приложения №4 к Извещению «Техническое задание», местом производства товара является Российская Федерация, ОАО «Тыретский солерудник». Товар должен быть изготовлен в соответствии с техническими условиями предприятия-изготовителя ТУ 2111-002-55545896-2008.

В п. 4 Технического задания Извещения указаны требования к техническим характеристикам товара, а именно:

Противогололедный материал (концентрат минеральный – галит, сорт первый), для приготовления солевых растворов должен удовлетворять требованиям ОДН 218.2.027-2003, утвержденным распоряжением Минтранса России № ОС - 548-р от 16.06.2003г. и изготавливаться по технологической документации, утвержденной в установленном порядке с соблюдением санитарных норм и правил.

Внешний вид – кристаллический сыпучий;

Цвет – от белого до светло-серого (допускается светло-коричневый, светло-розовый);

Запах – отсутствует;

Зерновой состав, %, массовая доля частиц размером:

- св. 10 мм – не допускается;

- св. 5 мм до 10 мм вкл., не более – 10;

- св. 1 мм до 5 мм вкл., не менее – 75;

- 1 мм и менее, не более – 15;

Массовая доля хлористого натрия, %, не менее – 97;

Массовая доля кальций-иона, %, не более – 0,65;

Массовая доля магний-иона, %, не более – 0,25;

Массовая доля сульфат-иона, %, не более – 1,50;

Массовая доля калий-иона, %, не более – 0,20;

Массовая доля оксида железа, %, не более – 0,010;

Массовая доля нерастворимого  в воде остатка, %, не более – 0,85;

Массовая доля влаги, %, не более – 3,5;

Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг, не более: (для дорог и улиц в населенных пунктах) – 740.

Согласно пп. 1.1 раздела 1 Проекта договора Извещения поставщик обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель, в свою очередь, обязуется принять и оплатить противогололедный материал (концентрат минеральный – галит, сорт первый) для приготовления солевых растворов согласно Спецификации (Приложение №1 к Договору) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

В соответствии с пп. 1.3 раздела 1 Проекта договора Извещения закупка осуществляется для исполнения обязательств СПб ГУДП «Путь» по Государственному контракту № 13-2/20-21 от 23 июня 2020 г. с Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга.

В Приложении №1 к Проекту договора Извещения содержится Спецификация на противогололедный материал (концентрат минеральный – галит, сорт первый) для приготовления солевых растворов, где установлены следующие требования к товару, в частности:

Место производства товара: Российская Федерация, ОАО «Тыретский солерудник». Товар должен быть изготовлен в соответствии с техническими условиями предприятия-изготовителя ТУ 2111-002-55545896-2008.

Представитель Заказчика пояснил, что закупка противогололедного материала (концентрат минеральный – галит, сорт первый) необходима для для приготовления солевых растворов в целях исполнения Заказчиком своих обязательств, принятых по государственному контракту №13-2/20-21 от 23 июня 2020 г. с Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального значения в Кировском и Красносельском районах г. Санкт-Петербурга.

Представитель Заказчика также пояснил, что согласно условиям контракта №13-2/20-21 от 23 июня 2020 г. используемые для выполнения работ противогололедные материалы должны соответствовать требованиям ОДН 218.2.027-2003. Кроме того, солевой раствор из закупленного противогололедного материала Заказчик изготавлявает собственными силами на собственных установках. Таким образом, противогололедный материал изготовителя ОАО «Тырецкий солерудник», имеющий характеристики, установленные в Техническом задании Извещения, является оптимальным для приготовления солевого раствора, требуемого для поставки по государственному контракту №13-2/20-21 от 23 июня 2020 г.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав требования, установленные Заказчиком в Извещении, установила, что в Приложении №4 «Техническое задание» Извещения Заказчиком установлены технические характеристики противогололедного материала, а также ссылка на технические условия предприятия-изготовителя ТУ 2111-002-55545896-2008 в отсутствие содержания указанных технических условий. Вместе с тем при описании предмета Закупки в Техническом задании Заказчиком был указан конкретный изготовитель товара ОАО «Тырецкий солерудник» без установления возможности поставки товара, который мог бы соответствовать техническим характеристикам Технического задания иного производителя.

Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что заявленные Заказчиком в Приложении №4 к Извещению (Техническое задание) требования к конкретному изготовителю товара, не предоставляющего возможность для потенциального участника поставки товара, соответствующего характеристикам Технического задания, но другого изготовителя, не соответствует нормам Закона №223-ФЗ и приводит к незаконному ограничению конкуренции среди потенциальных участников Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному установлению в описании товара в Извещении требования о конкретном производителе товара без возможности поставки эквивалентного товара иного производства, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное при организации и проведении Закупки.

 

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу (от 13.08.2020 вх. №30223-ЭП/20) ООО «Руссоль-СЗ» на действия заказчика СПб ГУДП «Путь» (ИНН: 7807009477; ОГРН: 1027804610899) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку противогололедного материала (концентрат минеральный – галит, сорт первый) для приготовления солевых растворов (извещение №32009392375) обоснованной.

2) Признать в действиях закупочной комиссии Заказчика СПб ГУДП «Путь» (ИНН: 7807009477; ОГРН: 1027804610899) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку противогололедного материала (концентрат минеральный – галит, сорт первый) для приготовления солевых растворов (извещение №32009392375) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное путем неправомерного установления в Техническом задании Извещения требования к поставке товара конкретного изготовителя.

3) Выдать заказчику СПб ГУДП «Путь» (ИНН: 7807009477; ОГРН: 1027804610899) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку противогололедного материала (концентрат минеральный – галит, сорт первый) для приготовления солевых растворов (извещение №32009392375) путем отмены составленных протоколов, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Извещение, устраняющих выявленные нарушения согласно мотивировочной части настоящего решения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Извещением запроса котировок, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

 

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику СПб ГУДП «Путь» (ИНН 7807009477, ОГРН 1027804610899) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку противогололедного материала (концентрат минеральный – галит, сорт первый) для приготовления солевых растворов (извещение №32009392375), путем отмены составленных протоколов, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Извещение, устраняющих выявленные нарушения согласно мотивировочной части решения №Т02-612/20 от 24 августа 2020, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Извещением запроса котировок, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 25 сентября 2020 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны