Решение №78/15081/21, 78/15082/21 Т02-410/21 по жалобе ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» от 27 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-410/21
24 мая 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ООО «ЖКС №1 Калининского района» (далее – Заказчик) и ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. №15781-ЭП/21 от 12.05.2021) ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» на действия закупочной комиссии заказчика ООО «ЖКС №1 Калининского района» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку нефтепродуктов по топливным картам (для ООО «ЖКС №1 Калининского района») (извещение №32110158296), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
05 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32110158296 о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку нефтепродуктов по топливным картам (для ООО «ЖКС №1 Калининского района») (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках ООО «ЖКС №1 Калининского района», версия 14 от 07.09.2020 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
14 066 500,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
05.04.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
29.04.2021 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
29.04.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://estp.ru/ |
2. Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении от участия в процедуре Закупки заявки ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок от 11.05.2021.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/13656/21 от 17.05.2021 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО «ЖКС №1 Калининского района» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок от 11.05.2021 ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» отклонена от участия в Закупке со следующим обоснованием:
«Несоответствие участника закупки требованиям документации запроса предложений Раздел 1, п. 9, п.п. 9.4. (№ извещения 32110158296) Участник закупки отстраняется от участия в запросе предложений, в том числе от участия в квалификационном отборе, в любой момент до заключения договора, если заказчик обнаружит, что участник закупки представил недостоверную (в том числе неполную, противоречивую) информацию, содержащуюся в документах, представленных участником, в составе своей заявки, в том числе в отношении его квалификационных данных. Данные выводы могут быть основаны на документах и информации, полученной у третьих лиц, из публичных источников, иными не запрещенными законодательством способами. Заказчик обязан зафиксировать указанную информацию на материальном носителе и направить участнику закупки мотивированное сообщение с предложением устранить недостатки в установленные условиями запроса предложений сроки».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
На основании ч. 22 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно п. 5.2 разд. 1 Документации порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок указываются в извещении и (или) документации о проведении запроса предложений. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе предложений устанавливаются в извещении и (или) документации о проведении запроса предложений.
Пунктом 12 разд. 2 Документации определено, что заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную заказчиком в документации информацию, в том числе предложение участника (Приложение 4 к документации).
Приложением №4 к Документации установлена форма «Предложение участника»:
Исх. № ________от «____» ______________201__ год
Предложение участника
№ п/п |
Наименование |
Характеристика |
Страна происхождения |
Ед. изм. |
Кол-во |
Стоимость 1 ед. Товара, руб., вкл. НДС |
Сумма, руб., вкл. НДС |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
В Т. Ч. НДС 20%: |
|
|
|
|
|
Общая стоимость товара по Спецификации: _____________ руб ____ коп. (НДС – ставка, облагается/не облагается, основания):
конец формы |
*Инструкции по заполнению
1.Заполняется на фирменном бланке участника закупки.
2. Подробные характеристики поставляемого Товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого Товара потребностям Заказчика приведены в Техническом задании Заказчика. Предлагаемые к поставке Товары должны соответствовать требованиям Технического задания Заказчика.
3.Участник должен в обязательном порядке указать название Товара, производителя Товара.
4. Предлагаемые к поставке Товары могут быть эквивалентами (в этом случае участник также должен в обязательном порядке указать название Товара, производителя Товара), но должны соответствовать требованиям Технического задания Заказчика.
5. Документ может быть подписан также только в электронной форме без графической подписи, в том случае если электронная подпись принадлежит генеральному директору, а также, если электронная подпись принадлежит сотруднику имеющий право подписи по доверенности генерального директора с приложением соответствующей доверенности. Место печати участник пишет слова «подписано электронной цифровой подписью.
Согласно п. 6 разд. 4 «Техническое задание» Документации установлены требования заказчика покупателя) к товарам.
На основании п. 9.4 разд. 1 Документации участник закупки отстраняется от участия в запросе предложений, в том числе от участия в квалификационном отборе, в любой момент до заключения договора, если заказчик обнаружит, что участник закупки представил недостоверную (в том числе неполную, противоречивую) информацию, содержащуюся в документах, представленных участником, в составе своей заявки, в том числе в отношении его квалификационных данных. Данные выводы могут быть основаны на документах и информации, полученной у третьих лиц, из публичных источников, иными не запрещенными законодательством способами. Заказчик обязан зафиксировать указанную информацию на материальном носителе и направить участнику закупки мотивированное сообщение с предложением устранить недостатки в установленные условиями запроса предложений сроки.
Представители Заказчика в возражениях пояснили, что ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» в форме «Предложение участника» представило недостоверную информацию о стоимости за 1 ед. товара, не соответствующую розничным ценам, указанным на АЗС Заявителя.
Согласно позиции Заказчика в соответствии с Разделом 4 Техническое задание Спецификация закупка проводилась с неопределенным объемом - информация о количестве указана ориентировочная, при этом в соответствии с п. 6.2 проекта договора Раздела 6 Документации цена на Товары, получаемые Держателями Карт на ТО, соответствует их цене за наличный расчет, установленной на ТО на момент получения Товаров Держателями карт. Поставщик вправе в одностороннем порядке изменять цены на Товары и порядок определения цены на Товары уведомляя Заказчика путем размещения информации на сайте Поставщика, таким образом, ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» обязано было предоставить предложение но цене с учетом п. 6.2 проекта договора Раздела 6 Документации.
Вместе с тем, Комиссией СПб УФАС России выявлено, что Документацией не предусмотрено условий о необходимости соответствия розничных цен на АЗС и стоимости за 1 ед. товара в содержании предложения участника Закупки, равно как и не содержит каких-либо ограничений или иных условий по формированию участниками Закупки своих ценовых предложений, как то привязка к текущей цене на АЗС. При этом инструкция по заполнению формы «Предложение участника» также не содержит ссылок на п. 6.2 проекта договора Раздела 6 Документации.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что форма «Предложение участника», представленная в заявке ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ», соответствовала требованиям Документации как по содержанию, так и по оформлению.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» соответствовала требованиям Документации, вследствие чего решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» от участия в процедуре Закупки согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок от 11.05.2021, принято в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по неправомерному отклонению заявки ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» от участия в процедуре Закупки, согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок от 11.05.2021, в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх. №15781-ЭП/21 от 12.05.2021) ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» на действия закупочной комиссии заказчика ООО «ЖКС №1 Калининского района» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку нефтепродуктов по топливным картам (для ООО «ЖКС №1 Калининского района») (извещение №32110158296), сопоставив доводы жалобы с пояснениями заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии ООО «ЖКС №1 Калининского района» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх. №15781-ЭП/21 от 12.05.2021) ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» на действия закупочной комиссии заказчика ООО «ЖКС №1 Калининского района» (ИНН 7804389453, ОГРН 1089847171072) при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку нефтепродуктов по топливным картам (для ООО «ЖКС №1 Калининского района») (извещение №32110158296) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии заказчика ООО «ЖКС №1 Калининского района» (ИНН 7804389453, ОГРН 1089847171072) при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку нефтепродуктов по топливным картам (для ООО «ЖКС №1 Калининского района») (извещение №32110158296) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «РОСТЕХРАЗВИТИЕ» от участия в процедуре Закупки согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок от 11.05.2021 в порядке, не соответствующем Документации.
3. Заказчику ООО «ЖКС №1 Калининского района» (ИНН 7804389453, ОГРН 1089847171072) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку нефтепродуктов по топливным картам (для ООО «ЖКС №1 Калининского района») (извещение №32110158296), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках ООО «ЖКС №1 Калининского района» и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
24 мая 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 24.05.2021 № Т02-410/21 по жалобе на действия закупочной комиссии заказчика ООО «ЖКС №1 Калининского района» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку нефтепродуктов по топливным картам (для ООО «ЖКС №1 Калининского района») (извещение №32110158296, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику ООО «ЖКС №1 Калининского района» (ИНН 7804389453, ОГРН 1089847171072) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение выявленных нарушений при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку нефтепродуктов по топливным картам (для ООО «ЖКС №1 Калининского района») (извещение №32110158296), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках ООО «ЖКС №1 Калининского района» и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 24 июня 2021 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.