Решение №78/27925/22 по жалобе физического лица от 28 ноября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ,
принятое по результатам рассмотрения жалоб
физического лица
Резолютивная часть решения оглашена «23» ноября 2022
В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2022 Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) в составе:
заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
старшего государственного инспектора отдела контроля торгов органов власти, председателя Комиссии;
главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;
В присутствии Конкурсного управляющего Уткина Д.М., представителя Конкурсного управляющего Уткина Д.М., (далее — Организатор торгов, Конкурсный управляющий);
В отсутствие физического лица (далее — Заявитель), представителя ООО «Тендер Гарант» (далее - Оператор электронной площадки), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания комиссии;
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобы Заявителя (вх. №28193/22 от 02.11.2022) на действия Организатора торгов – Конкурсного управляющего Уткина Д.М. при организации и проведении торгов в форсе аукциона по продаже имущества должника ООО «ТД Интерторг» (извещение размещено на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru/ №9728934, http://www.tendergarant.com/ №0003487) документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения,
УСТАНОВИЛА:
Извещения опубликованы на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru/ №9728934, http://www.tendergarant.com/ №0003487 (далее – сайт торгов).
Предметом торгов является имущество должника ООО «ТД Интерторг».
В жалобе Заявитель указывает, что Организатор торгов при опубликовании сообщения о проведении торгов установил излишние требования к заявке.
Организатор торгов против доводов жалобы возражал, указав на то, что проводил торги в соответствии с нормами действующего законодательства.
В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данных торгов, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», (далее – Закон о несостоятельности), а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Порядок).
Пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве установлены обязательные требования, предъявляемые к заявке на участие в торгах.
Абзацем 19 пункта 11 статьи 110 Закона о несостоятельности не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.
Комиссией установлено, что Организатором торгов в сообщении о проведении торгов указано, что заявка на участие в торгах должна содержать следующие сведения и документы:
«1. Заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа. Заявка на участие в торгах оформляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Регламентом ЭТП на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:
обязательство заявителя соблюдать требования, указанные в настоящем сообщении;
наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почт. адрес (для юридического лица) заявителя;
фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя;
номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя;
банковские реквизиты для возврата задатка;
предложение о цене не ниже начальной цены имущества (в случае подачи ценового предложения вместе с подачей заявки на участие в торгах).
2. Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, конкурсному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя конкурсного управляющего, а также сведения о заявителе, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий
3. К заявке на участие должны прилагаться документы согласно требованиям, установленным действующим законодательством РФ, Регламентом электронной торговой площадки и Приказом №495. в т.ч. (но не ограничиваясь этим):
- документ с отметкой банка, подтверждающий внесение задатка;
- документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
4. Документы, прилагаемые к заявке на участие в торгах, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.
5. Для участия в торгах заявитель представляет Оператору площадки заявку на участие в торгах.
6. В течение тридцати минут с момента представления заявки на участие в открытых торгах Оператор регистрирует представленную заявку в журнале заявок на участие в торгах, присвоив заявке порядковый номер в указанном журнале. Оператор направляет заявителю в электронной форме подтверждение о регистрации представленной заявки на участие в торгах в день регистрации такой заявки с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.
7. Заявитель вправе отозвать заявку на участие в открытых торгах не позднее окончания срока представления заявок на участие в открытых торгах, направив об этом уведомление Оператору.
8. В случае отзыва в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший задаток подлежит возврату в срок не позднее, чем пять рабочих дней со дня подведения итогов торгов.
9. Изменение заявки допускается только путем подачи новой заявки. В новой заявке должны содержаться сведения об отзыве первоначальной заявки, в противном случае ни одна из заявок не рассматривается.
Согласно правовому подходу, приведенному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2014 N 302-ЭС14-827, установленный Законом о несостоятельности перечень требований и документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах, является исчерпывающим.
Поскольку требования к проведению торгов, а также документам, представляемых в составе заявке, в силу закона являются исчерпывающими, они не могут быть изменены организатором торгов путем включения дополнительных требований в извещение о проведении торгов или Положение о порядке реализации имущества должника.
Комиссия приходит к выводу, что установленные требования в представлении в составе заявки на участие в Торгах вышеуказанных сведений и документов являются излишними и противоречат пункту 11 статьи 110 Закона о несостоятельности.
В обоснование полномочий антимонопольного органа в отношении контроля торгов по банкротству сообщаем следующее.
На основании пункта 3 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о несостоятельности) продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 названного закона, с учетом особенностей, определенных статьей 139 Закона о несостоятельности. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
Арбитражный управляющий является организатором торгов, который обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной этим законом (пункт 14 статьи 110 Закона о несостоятельности).
Нарушение указанных правил влечет последствия, устанавливаемые законодательством.
Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность такого обращения в антимонопольный орган, установлен порядок рассмотрения таких жалоб (части 1, 3 статьи 18.1, пункты 3.1, 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и в законе не содержится изъятий в отношении торгов, проводимых в ходе проведения банкротных процедур, следовательно, антимонопольный орган полномочен рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе в отношении организатора торгов - конкурсного управляющего.
В силу положений статей 110 и 139 Закона о несостоятельности, проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.
Необходимо отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не предусматривает рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 указанного Закона, что также подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации по делу №АКПИ 20-632.
По смыслу положений Закона о несостоятельности, задача состоит проведения торгов состоит в извлечении наибольшей выгоды в денежном эквиваленте для удовлетворения требований кредиторов посредствам проведения конкурентных торгов, в части которых антимонопольный орган осуществляет контрольные функции, что предписывает Закон о защите конкуренции.
В связи с тем, что целью состязательной процедуры торгов является определение победителя на конкурентной основе, в том числе в рамках банкротства, то установление дополнительных требований к составу заявки приводит к нарушению прав и законных интересов заинтересованных лиц. Торги являются конкурентной формой определения наиболее выгодных условий реализации и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя обоснованной.
-
Признать в действиях Организатора торгов, Конкурсного управляющего нарушение пункта 11 статьи 110 Закона о несостоятельности.
-
Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.