Решение №78/27925/22 по жалобе физического лица от 28 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалоб

физического лица

Резолютивная часть решения оглашена «23» ноября 2022

В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2022 Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия) в составе:

заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

старшего государственного инспектора отдела контроля торгов органов власти, председателя Комиссии;

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

В присутствии Конкурсного управляющего Уткина Д.М., представителя Конкурсного управляющего Уткина Д.М., (далее — Организатор торгов, Конкурсный управляющий);

В отсутствие физического лица (далее — Заявитель), представителя ООО «Тендер Гарант» (далее - Оператор электронной площадки), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания комиссии;

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобы Заявителя (вх. №28193/22 от 02.11.2022) на действия Организатора торгов – Конкурсного управляющего Уткина Д.М. при организации и проведении торгов в форсе аукциона по продаже имущества должника ООО «ТД Интерторг» (извещение размещено на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru/ 9728934, http://www.tendergarant.com/0003487) документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Извещения опубликованы на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru/ 9728934, http://www.tendergarant.com/0003487 (далее – сайт торгов).

Предметом торгов является имущество должника ООО «ТД Интерторг».

В жалобе Заявитель указывает, что Организатор торгов при опубликовании сообщения о проведении торгов установил излишние требования к заявке.

Организатор торгов против доводов жалобы возражал, указав на то, что проводил торги в соответствии с нормами действующего законодательства.

В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данных торгов, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», (далее – Закон о несостоятельности), а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Порядок).

Пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве установлены обязательные требования, предъявляемые к заявке на участие в торгах.

Абзацем 19 пункта 11 статьи 110 Закона о несостоятельности не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

Комиссией установлено, что Организатором торгов в сообщении о проведении торгов указано, что заявка на участие в торгах должна содержать следующие сведения и документы:

«1. Заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа. Заявка на участие в торгах оформляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Регламентом ЭТП на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

обязательство заявителя соблюдать требования, указанные в настоящем сообщении;

наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почт. адрес (для юридического лица) заявителя;

фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя;

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя;

банковские реквизиты для возврата задатка;

предложение о цене не ниже начальной цены имущества (в случае подачи ценового предложения вместе с подачей заявки на участие в торгах).

2. Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, конкурсному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя конкурсного управляющего, а также сведения о заявителе, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий

3. К заявке на участие должны прилагаться документы согласно требованиям, установленным действующим законодательством РФ, Регламентом электронной торговой площадки и Приказом №495. в т.ч. (но не ограничиваясь этим):

- документ с отметкой банка, подтверждающий внесение задатка;

- документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

4. Документы, прилагаемые к заявке на участие в торгах, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

5. Для участия в торгах заявитель представляет Оператору площадки заявку на участие в торгах.

6. В течение тридцати минут с момента представления заявки на участие в открытых торгах Оператор регистрирует представленную заявку в журнале заявок на участие в торгах, присвоив заявке порядковый номер в указанном журнале. Оператор направляет заявителю в электронной форме подтверждение о регистрации представленной заявки на участие в торгах в день регистрации такой заявки с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.

7. Заявитель вправе отозвать заявку на участие в открытых торгах не позднее окончания срока представления заявок на участие в открытых торгах, направив об этом уведомление Оператору.

8. В случае отзыва в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший задаток подлежит возврату в срок не позднее, чем пять рабочих дней со дня подведения итогов торгов.

9. Изменение заявки допускается только путем подачи новой заявки. В новой заявке должны содержаться сведения об отзыве первоначальной заявки, в противном случае ни одна из заявок не рассматривается.

Согласно правовому подходу, приведенному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2014 N 302-ЭС14-827, установленный Законом о несостоятельности перечень требований и документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах, является исчерпывающим.

Поскольку требования к проведению торгов, а также документам, представляемых в составе заявке, в силу закона являются исчерпывающими, они не могут быть изменены организатором торгов путем включения дополнительных требований в извещение о проведении торгов или Положение о порядке реализации имущества должника.

Комиссия приходит к выводу, что установленные требования в представлении в составе заявки на участие в Торгах вышеуказанных сведений и документов являются излишними и противоречат пункту 11 статьи 110 Закона о несостоятельности.

В обоснование полномочий антимонопольного органа в отношении контроля торгов по банкротству сообщаем следующее.

На основании пункта 3 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о несостоятельности) продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 названного закона, с учетом особенностей, определенных статьей 139 Закона о несостоятельности. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

Арбитражный управляющий является организатором торгов, который обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной этим законом (пункт 14 статьи 110 Закона о несостоятельности).

Нарушение указанных правил влечет последствия, устанавливаемые законодательством.

Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность такого обращения в антимонопольный орган, установлен порядок рассмотрения таких жалоб (части 1, 3 статьи 18.1, пункты 3.1, 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и в законе не содержится изъятий в отношении торгов, проводимых в ходе проведения банкротных процедур, следовательно, антимонопольный орган полномочен рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе в отношении организатора торгов - конкурсного управляющего.

В силу положений статей 110 и 139 Закона о несостоятельности, проведение торгов в рамках процедуры банкротства является обязательным.

Необходимо отметить, что статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, который не предусматривает рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 9 указанного Закона, что также подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации по делу №АКПИ 20-632.

По смыслу положений Закона о несостоятельности, задача состоит проведения торгов состоит в извлечении наибольшей выгоды в денежном эквиваленте для удовлетворения требований кредиторов посредствам проведения конкурентных торгов, в части которых антимонопольный орган осуществляет контрольные функции, что предписывает Закон о защите конкуренции.

В связи с тем, что целью состязательной процедуры торгов является определение победителя на конкурентной основе, в том числе в рамках банкротства, то установление дополнительных требований к составу заявки приводит к нарушению прав и законных интересов заинтересованных лиц. Торги являются конкурентной формой определения наиболее выгодных условий реализации и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.

  2. Признать в действиях Организатора торгов, Конкурсного управляющего нарушение пункта 11 статьи 110 Закона о несостоятельности.

  3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

     

Связанные организации

Связанные организации не указаны