Решение №78/25938/19, 78/25939/19 Т02-489/19 по жалобе ООО «Неруд-24» от 6 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-489/19

 

01 августа 2019 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей

СПб ГУСПП «Флора» (далее – Организатор торгов) <...>;

ООО «Неруд-24» (далее – Заявитель) <...>

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 23.07.2019 вх. №22181/19) ООО «Неруд-24» на действия организатора торгов СПб ГУСПП «Флора» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку растительного грунта для нужд Санкт-Петербургского государственного унитарного садово-паркового предприятия «Флора» (извещение №31908093514), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

12 июля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
31908093514 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку растительного грунта для нужд Санкт-Петербургского государственного унитарного садово-паркового предприятия «Флора» (далее - Закупка), включая документацию на проведение запроса предложений (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУСПП «Флора» (далее – Положение о закупках), версия 18 от 04.02.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

2 995 986 ,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

12.07.19

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

24.07.2019 в 08:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

24.07.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

198504, Санкт-Петербург, Петергоф, Собственный, 44

 

2. Доводы жалобы:

1) Заявитель оспаривает установление в п. 8 Технического задания Документации дискриминационного требования к поставщику о запрете осуществления поставки и разгрузки товара крупногабаритной техникой свыше 8 тонн;

2) По мнению Заявителя в п. 5 Технического задания Документации Организатором торгов необоснованно установлено дискриминационное требование к предоставлению в составе заявки сведений о конкретных характеристиках товара, определенных согласно действующим нормативным актам и стандартам в виде диапазонов;

3) Заявитель указывает о противоречивости установленных Организатором торгов в Документации условий об участии в Закупке только субъектов МСП;

4) Заявитель оспаривает указание в Документации противоречивых сведений о порядке предоставления приоритета товаров российского происхождения;

5) По мнению Заявителя в пп. о) п. 1.4 Документации установлено избыточное и не соответствующее форме проведения закупки требование к оформлению заявки на участие в Закупке, согласно которому все документы заявки должны быть заверены;

6) Заявитель полагает, что установленная в п. 1.4.2.6 Документации обязанность участника Закупки в предоставлении в составе Заявки свидетельства предприятия-изготовителя (дилера) является дискриминационной и незаконно ставит участника Закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц;

7) По мнению Заявителя в разделе 5 Проекта договора Документации установлен ненадлежащий и незаконный порядок сдачи и приемки товара;

8) Заявитель оспаривает необоснованное установление в п. 8 Технического задания Документации дискриминационного требования к поставщику о предоставлении технического паспорта транспортного средства.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением № 78/24548/19 от 25.07.2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

СПб ГУСПП «Флора» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ определено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

По первому доводу жалобы:

Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

На основании п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с п. 5 извещения о Закупке описание предмета закупки и информация о количестве товара (объема выполняемой работы, оказываемой услуги) указана в Техническом задании настоящей документации (Приложение № 1 к документации).

Как следует из п. 6 извещения о Закупке, место поставки товара, место выполнения работ или оказания услуг — согласно техническому заданию, в пределах Петродворцового района г. Санкт-Петербурга.

Согласно п. 8 Технического задания Документации поставщик производит погрузку/разгрузку товара своими силами. Запрещено использование крупногабаритной тяжелой техники свыше 8 тонн, расчетная нагрузка которой не должна превышать расчетную нагрузку 400 кг/м2, с целью исключения деформации и поломки территорий зеленых насаждений. Размещение делимого (сыпучего) груза на транспортном средстве должна осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства.

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места регионального значения;

3) органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места местного (муниципального) значения.

Заявитель в жалобе указывает на то, что требование Организатора торгов о необходимости доставки товара техникой до 8 тонн, указанное в п. 5 Технического задания Документации, является излишним и не обусловлено потребностями заказчика, что, по мнению Заявителя, приводит к необоснованному ограничению конкуренции.

Представители Организатора торгов пояснили, что часть объектов и территорий зеленых насаждений Петродворцового района Санкт-Петербурга являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), на территории которых запрещено использование крупногабаритной тяжелой техники свыше 8 тонн, расчетная нагрузка которой не должна превышать расчетную нагрузку 400 кг/м2, с целью исключения деформации и поломки территорий зеленых насаждений. Размещение делимого (сыпучего) груза на транспортном средстве должна осуществляться таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установленное требование Организатора торгов к поставщику о необходимости выполнения поставки и разгрузки товара малогабаритной техникой до 8 тонн на этапе исполнения обязательств по договору в рамках Закупки, указанное в п. 8 Технического задания Документации, установлено в соответствии с предметом проводимой процедуры Закупки, обусловлено потребностями заказчика с целью сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и не выступает необоснованно ограничивающим фактором участия в процедуре Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России по первому доводу жалобы Заявителя не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По второму доводу жалобы:

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с п. 5 Технического задания Документации определены качественные характеристики поставляемого товара:

Наименование

Наименование показателей

Ед.изм.

Показатель

Значение

Земля растительная

(ГОСТ Р 53381-2009 Почвы и грунты. Грунты питательные. Технические условия)

 

Насыпная плотность

кг/м3

диапазон

не менее 890 не более 2000

Массовая доля сухого вещества

%

диапазон

не менее 25

Включения камней и других посторонних предметов более 0,5 см

%

неизменный показатель

не допускается

Включения камней и других посторонних предметов менее 0,5 см

%

диапазон

не более 5

Емкость катионного обмена

мг-экв/100 г

диапазон

не менее 15

Общее содержание солей по удельной электропроводимости

мСм/см

диапазон

не более 3

Эффективная удельная активность естественных радионуклидов

бк/кг

диапазон

не более 300

Наличие семян и корней сорняков и борщевика

 

неизменный показатель

не допускается

Кислотность

Ph

диапазон

не менее 4,6 не более 6,4

 

Содержание легко гидролизируемого азота, на 100г

мг

диапазон

не менее 6

Содержание двуокиси фосфора (Р2О5), на 100г

мг

диапазон

не менее 10

Содержание окиси калия (К2О) на 100г

мг

диапазон

не менее 10

Содержание железа

мг/дм3

диапазон

не более 600

Содержание гумуса на 100г

%

диапазон

не менее 4

 

Следуя п. 2.3.1.2. Документации, первая часть Заявки должна содержать описание выполняемых работ, оказываемой услуги, поставляемых товаров являющихся предметом Закупки, по установленной в настоящей Документации форме (Форма 1).

Согласно п. 6.1.1 Документации Форма 1 имеет следующий вид:

Описание поставляемых товаров

№п/п

Наименование товара

Конкретные показатели\качественные характеристики, страна происхожденя

Ед. изм.

Количество

Примечание

1

2

3

4

5

6

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

..

 

 

 

 

 

 

Таким образом при подаче заявки участник Закупки обязан указать конкретные показатели\качественные характеристики предлагаемого к поставке товара, указанные в п. 5 Технического задания Документации.

Вместе с тем, ввиду специфики товара значения одной партии товара может отличаться от значений другой партии товара в силу естественных свойств грунта, при этом допустимые значения показателей нормированы ГОСТ Р 53381-2009, вместе с тем, насыпная плотность и влажность грунта на нормируются ГОСТ и зависят от характеристик конкретной партии грунта растительного.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России выявлено, что согласно п. 2.3.1.2. Документации Организатором торгов необоснованно предъявляются чрезмерные дискриминационные требования к предоставлению в составе заявки сведений о конкретных характеристиках товара, определенных согласно действующим нормативным актам и стандартам в виде диапазонов.

Исходя из изложенного по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному предъявлению согласно п. 2.3.1.2. Документации требований к предоставлению в составе заявки сведений о конкретных характеристиках товара, определенных согласно действующим нормативным актам и стандартам в виде диапазонов, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм указанных статей Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

В отношении третьего и четвертого доводов жалобы:

Согласно п.п. 1, 2 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить:

1) приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;

2) особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Частью 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Согласно п. 22 извещения о Закупке Организатором торгов указывается, что требование участия в закупке только субъектов малого и среднего предпринимательства не установлено.

При этом пп. е) п. 1.3.1 Документации определено, что участник должен являться субъектом малого или среднего предпринимательства.

Подпунктом о) п. 1.4.1 Документации предусмотрено, что участники должны включить в состав Заявки документы, подтверждающие их соответствие обязательным требованиям, в числе которых:

- Сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированные не ранее, чем за 14 календарных дней до даты опубликования Извещения, с использованием сервиса «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа, в случае, если Участник не является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,

- Декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, подготовленную по форме, утвержденной Постановлением Правительства от 11.12.2014 г. № 1352, и подписанную Участником закупки, если Участник является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Форма № 10).

Также, в п. 26 извещения о Закупке о приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, Организатором торгов внесен прочерк.

Вместе с тем, пунктом 2.13 Документации регламентирован порядок предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами

При этом п. 2.13.1 Документации установлено, что при проведении Закупки приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, предоставляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. № 925.

Одновременно, в разделе «Термины и определения» Документации закреплено, что приоритет устанавливается при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, запроса котировок и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России выявлено, что согласно Документации Организатором торгов установлены ненадлежащие и противоречивые условия о возможности участия в Закупке лиц, не являющихся субъектами МСП, а также о порядке предоставления приоритета товаров российского происхождения.

Исходя из изложенного по третьему и четвертому доводам жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в Документации противоречивых условий участия в Закупке лиц, не являющихся субъектами МСП, а также предоставления приоритета товаров российского происхождения, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм указанных статей Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

В отношении пятого довода жалобы:

Согласно ч. 1 ст. 3.3 Закона №223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

В соответствии с п. 1.4.1 Документации Организатором торгов определен перечень документов, которые участники должны включить в состав Заявки для подтверждения их соответствия обязательным требованиям.

Согласно пп. о) п. 1.4 Документации все копии документов, указанных в пп. «б» - «л» настоящего пункта, должны быть заверены лицом, уполномоченным на подписание Заявки от имени Участника.

При этом, п. 1.4.3 Документации установлено, что документы, указанные в п. п. 1.4.1, 1.4.2 настоящей Документации в зависимости от их вида предоставляются в форме подлинников, нотариально заверенных копий или копий, заверенных лицом, имеющим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от имени Участника без доверенности (далее – «Руководитель») или надлежащим образом уполномоченным им лицом на основании доверенности (далее – «Уполномоченное лицо»). Документы, содержащие усиленную квалифицированную электронную подпись налогового органа, должны быть представлены в виде подлинников с возможностью проверки электронной подписи лица, подписавшего документ от имени налогового органа, либо в виде нотариально заверенной копии.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России выявлено, что согласно пп. о) п. 1.4 и п. 1.4.3 Документации Организатором торгов установлены ненадлежащие и противоречивые условия о порядке подачи заявки на участие в Закупке, в том числе при подаче в составе заявки документов, скрепленных ЭЦП уполномоченного на выдачу документа органа, являющиеся неисполнимыми.

Исходя из изложенного по пятому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному установлению в Документации противоречивых условий о порядке подачи заявки на участие в Закупке, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм указанных статей Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По шестому доводу жалобы:

Согласно п. 1.4.2.6 Документации в перечень документов, подтверждающих соответствие Участника квалификационным требованиям настоящей Документации, входит свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) - если Участник не является изготовителем или дилером предлагаемого им Товара (ее части).

Пунктом 1.4.2.6 Документации дополнительно указывается, что свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) должно соответствовать установленной настоящей Документацией форме (Форма 6), и подписано предприятием-изготовителем либо дилером. Если свидетельство подписано дилером, необходимо подтвердить его полномочия на выдачу данного свидетельства, приложив копию дилерского соглашения (дилерского договора).

- дилерское соглашение (дилерский договор) – если Участник является Официальным дилером.

Лицо, подписавшее Форму 6, принимает на себя обязательства по поставке Товара в адрес Участника в случае избрания Участника победителем закупки и приобретает статус соисполнителя с момента подачи Заявки на участие в Закупке.

Требования п. 1.3.6 настоящей Документации на лицо, подписавшее Форму 6, не распространяются.

Участник, в отношении которого установлена обязанность предоставления Свидетельства предприятия-изготовителя (дилера), вправе вместо Формы 6 представить копию договора с изготовителем либо дилером предлагаемого им Товара. Указанный договор должен содержать все условия, перечисленные в Форме 6.

Представленные Участником в составе заявки договоры/соглашения должны быть действующими на момент заключения договора по результатам Закупки и содержать сведения о предмете договора.

Участник в составе Заявки должен представить копии документов, подтверждающих правопреемство лица, подписавшего Форму 6 и (или) заключившего дилерское соглашение (дилерский договор), если в отношении данного лица была осуществлена процедура реорганизации либо лицо было переименовано (копия выписки из ЕГРЮЛ реорганизованного и вновь созданного либо переименованного лица).

Непредставление требуемых в п. 1.4.2.6 Документации документов влечет отклонение такой заявки в соответствии с п. 2.9.3.5 Документации.

Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что установленные в п. 1.4.2.6 Документации требования не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара и требуемым к включению в Документацию на основании п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что такие требования также не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник Закупки может не быть производителем (дилером) товара, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого товара надлежащим образом.

Кроме того, предъявленные к участникам Закупки требования сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по поставке товара. Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований, в частности о наличии опыта поставки на соответствующем товарном рынке.

Также, установленный п. 1.4.2.6 Документации порядок подтверждения наличия полномочий на поставку продукции (товара) от предприятия-изготовителя (дилера) продукции (товара) продукции, предлагаемой в рамках Закупки, необоснованно ставит участника Закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц, кроме того, ограничивает права потенциальных лиц, желающих принять участие в Закупке, приобретших поставляемый товар на законных условиях ранее и не имеющих требуемых согласно п. 1.4.2.6 Документации документов.

На основании изложенного по пятому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п. 1.4.2.6 Документации требования о подтверждении наличия полномочий на поставку продукции (товара) от предприятия-изготовителя (дилера) (товара) продукции, предлагаемой в рамках Закупки, а также порядка подтверждения указанному требованию, нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм указанных статей Закона № 223-ФЗ, допущенного при организации и проведении процедуры Закупки.

В отношении седьмого довода жалобы:

На основании п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Пунктом 5 Проекта договора Документации определен порядок сдачи и приемки Товара, а именно:

5.1.    Приемка-передача Товара по качеству, количеству, ассортименту осуществляется по УПД или ТОРГ-12. Приемка-передача Товара осуществляется в присутствии уполномоченного представителя Поставщика.

5.2.    Приемка поставленного Товара осуществляется Покупателем в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента доставки Товара и в случае отсутствия претензий по качеству, количеству, комплектности, ассортименту Покупатель подписывает УПД или ТОРГ-12 в течение 1 (одного) рабочего дня с момента окончания приемки поставленного Товара. В случае привлечения эксперта, либо экспертной организации срок приемки Товара продлевается на срок проведения экспертизы.

5.3.    Для приемки Товара Покупатель вправе создать приемочную комиссию. В случае привлечения эксперта, либо экспертной организации срок приемки продлевается на срок проведения экспертизы. Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации Покупатель принимает по своему усмотрению. Экспертиза проводится в рамках договора, заключенного с привлеченным экспертом, экспертной организацией, без привлечения представителей Поставщика.

5.4.    Обязательство Поставщика по поставке Товара считаются исполненными с момента подписания Покупателем УПД или ТОРГ-12.

5.5.    В случае обнаружения при приемке Товара нарушений требований к комплектности и качеству поставляемого Товара Покупатель вправе по своему выбору:

-        отказаться от приемки Товара;

-        потребовать допоставки Товара в течение 1 (одного) рабочего дня с момента обнаружения недопоставки;

-        потребовать замены Товара ненадлежащего качества на Товар, соответствующее условиям настоящего Договора в течение 1 (одного) рабочего дня с момента обнаружения поставки Товара ненадлежащего качества.

5.6.    При возникновении разногласий по вопросам качества Товара или несоответствия условиям настоящего Договора, в случае приемки Товара приемочной комиссией Покупателя, Покупатель вправе привлечь независимую экспертную организацию/эксперта. При наличии заключения независимой экспертной организации (эксперта) о несоответствии качества поставляемого Товара требованиям Договора и/или нормативно-технической документации, Покупатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора.

5.7.    Претензии по качеству и количеству Товара должны быть оформлены в письменной форме. Покупатель имеет право предъявлять Поставщику претензии по качеству Товара в течение всего срока годности Товара.

5.8.    Право собственности на Товар и риски случайной гибели Товара переходят от Поставщика к Покупателю в момент подписания Покупателем УПД или ТОРШ-12 при отсутствии замечаний со стороны Покупателя по качеству и количеству поставленного Товара.

Согласно действующему законодательству условия гражданско-правового договора определяются сторонами в соответствии с нормами ГК РФ.

На основании ст. 458 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Согласно ст. 459 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Риск случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупателя с момента заключения договора купли-продажи, если иное не предусмотрено таким договором или обычаями делового оборота.

Условие договора о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента сдачи товара первому перевозчику, по требованию покупателя может быть признано судом недействительным, если в момент заключения договора продавец знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю.

Таким образом Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установленный Организатора торгов в п. 5 Проекта договора Документации порядок сдачи и приемки товара не противоречит нормам Закона №223-ФЗ и соответствует действующему законодательству.

Исходя из изложенного Комиссия СПб УФАС России по седьмому доводу жалобы Заявителя не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

В отношении восьмого довода жалобы:

Согласно п. 8 Технического задания Документации при поставке товара исполнитель обязан представить в числе прочего технический паспорт автотранспортного средства, осуществляющего доставку товара.

При этом действующими нормативными документами не предусмотрено порядка выдачи как таковых технических паспортов в отношении автотранспортных средств.

Представители Организатора торгов пояснили, что в Документации допущена техническая ошибка, указав, что при поставке товара требуется предоставление паспорта транспортного средства.

Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что предъявление требования о предоставлении паспорта транспортного средства не может являться надлежащим, так как согласно действующему законодательству процедура поставки товара не налагает на исполнителя обязанности располагать паспортом транспортного средства, равно как и предъявлять такой документ по требованию заинтересованных лиц, вследствие чего указанное условие нарушает права поставщиков, в том числе в случае отсутствия у исполнителя соответствующего документа как такового при условии аренды или лизинга используемого автотранспорта.

На основании изложенного по восьмому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п. 8 Технического задания Документации требования о технического паспорта автотранспортного средства нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенного при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 23.07.2019 вх. №22181/19) ООО «Неруд-24» на действия организатора торгов СПб ГУСПП «Флора» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку растительного грунта для нужд Санкт-Петербургского государственного унитарного садово-паркового предприятия «Флора» (извещение №31908093514), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов СПб ГУСПП «Флора» нарушения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 1, 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 23.07.2019 вх. №22181/19) ООО «Неруд-24» на действия организатора торгов СПб ГУСПП «Флора» (ИНН 7819000863, ОГРН 1027808918940) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку растительного грунта для нужд Санкт-Петербургского государственного унитарного садово-паркового предприятия «Флора» (извещение №31908093514) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов СПб ГУСПП «Флора» (ИНН 7819000863, ОГРН 1027808918940) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку растительного грунта для нужд Санкт-Петербургского государственного унитарного садово-паркового предприятия «Флора» (извещение №31908093514) нарушения:

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм указанных статей Закона № 223-ФЗ, допущенное путем незаконного предъявления согласно п. 2.3.1.2. Документации требований к предоставлению в составе заявки сведений о конкретных характеристиках товара, определенных согласно действующим нормативным актам и стандартам в виде диапазонов;

- п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм указанных статей Закона № 223-ФЗ, допущенное путем незаконного установления в Документации противоречивых условий участия в Закупке лиц, не являющихся субъектами МСП, а также предоставления приоритета товаров российского происхождения;

- п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм указанных статей Закона № 223-ФЗ, допущенное путем незаконного установления в Документации противоречивых условий о порядке подачи заявки на участие в Закупке;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм указанных статей Закона № 223-ФЗ, допущенного путем неправомерного установления в п. 1.4.2.6 Документации требования о подтверждении наличия полномочий на поставку продукции (товара) от предприятия-изготовителя (дилера) (товара) продукции, предлагаемой в рамках Закупки, а также порядка подтверждения указанному требованию;

- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенного путем неправомерного установления в п. 8 Технического задания Документации требования о технического паспорта автотранспортного средства.

 

3. Организатору торгов СПб ГУСПП «Флора» (ИНН 7819000863, ОГРН 1027808918940) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку растительного грунта для нужд Санкт-Петербургского государственного унитарного садово-паркового предприятия «Флора» (извещение №31908093514) путем аннулирования запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку растительного грунта для нужд Санкт-Петербургского государственного унитарного садово-паркового предприятия «Флора» (извещение №31908093514) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в рамках Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

01 августа 2019 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 01.08.2019 № Т02-489/19 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУСПП «Флора» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку растительного грунта для нужд Санкт-Петербургского государственного унитарного садово-паркового предприятия «Флора» (извещение №31908093514, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов СПб ГУСПП «Флора» (ИНН 7819000863, ОГРН 1027808918940) cовершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку растительного грунта для нужд Санкт-Петербургского государственного унитарного садово-паркового предприятия «Флора» (извещение №31908093514), путем аннулирования запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку растительного грунта для нужд Санкт-Петербургского государственного унитарного садово-паркового предприятия «Флора» (извещение №31908093514) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в рамках Закупки.


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 23 августа 2019 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны